Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповеди в Неделю о мытаре и фарисее

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вот мы с вами достигли первой подготовительной недели к Великому посту, которая начинается притчей о мытаре и фарисее. Каждый год святая Церковь напоминает нам этой притчей о том, с какими чувствами, с каким намерением, в каком состоянии мы должны приступать к Великому посту.

Эта притча научает нас тому, чтобы мы, прежде всего, осознавали свое недостоинство, свое окаянство, свою греховность. Этой притчей Православная Церковь стучится в сердце каждого из нас и просит, и молит, через Священное Писание, через учение Христово, чтобы мы хотя бы в этот период заглянули в себя, в свое сердце и посмотрели, чем оно заполнено, чем оно занято.

Сегодня мы слышали, что в храм вошли два человека помолиться Богу. Казалось, что они пришли с одной целью – принести Богу покаяние. Но мы видим, как по-разному эти люди приступают к молитве, какое разное у них отношение с Богом, какие у них разные взгляды на самих себя и на окружающую жизнь.

Один из них – фарисей, представляющий высшее сословие еврейского народа. Он кичился своей ученостью и обрядовым исполнением Закона Моисеева. Сознавая свое высокое положение, он вошел в церковь, стал на видное место и начал молиться и хвалиться Богу о том добром, что он сделал: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю” (Лк, 18, 11–12), то есть “я не такой, я особенный, я лучше и выше их, все у меня в порядке, все хорошо”.

А мытарь, сборщик податей для Римского правительства и всеми презренный в обществе человек, стал у порога храма. Осознавая свои грехи, испытывая мучения совести за содеянные им неправды, он понимал, что находится в месте, освященным присутствием Бога, Который ненавидит грех, Который отвращается от всего скверного и нечистого, от всякой неправды. Осознавая все это, мытарь говорит всего несколько слов: “Боже, милостив буди мне, грешному” (Лк. 18, 13). И в этих двух словах выражается вся глубина его покаяния, глубина осознания своего недостоинства и своей греховности перед Богом.

И каков же итог? Самолюбивый и горделивый фарисей уходит, как говорит Евангелие, менее оправданным, чем тот, кто считал себя самым грешным. Мытарь ушел более “оправданным в дом свой более, нежели тот” (Лк. 18, 14).

Братья и сестры, святая Церковь и в это воскресенье, и в следующее –подготовительные к Великому посту, как заботящаяся мать, хочет, чтобы мы уже заранее настроились на покаяние и все свое сознание устремили на самих себя, а не на других.

Поэтому будем помнить о том, что кто хочет служить Богу, кто хочет наследовать спасение и вечное блаженство, должен, прежде всего, отложить “гордость житейскую” (1 Ин. 2, 16), которая является пороком и под разными блестящими названиями мешает нам идти к Богу и очищать свои души. Это порок, который мешает нам в деле спасения. Будем помнить о том, что действительно “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак. 4, 6). Аминь».

Протоиерей Иоанн Гаврильчик

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, мы стоим в преддверии Великого поста, и Церковь готовит каждого из нас к этому подвигу очищения подготовительными неделями. Сегодня – первая подготовительная Неделя – Неделя о мытаре и фарисее.

Сегодня в Евангельском чтении говорилось о том, что “два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь” (Лк. 18, 10). И нам следует обратить внимание на то, как эти два человека молились. Как сказано в Евангелии, фарисей гордо стоял, высоко подняв голову, и в своей молитве благодарил Бога за то, что он не такой, как многие грешники и не такой, как этот мытарь. Он начал хвастаться своими поступками: “пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю” (Лк. 18, 12). В этой молитве было и лицемерие, и гордость, и превозношение, и осуждение, но не было самого важного – осознания своей греховности, своей ничтожности и признания величия Божия.

Молился и другой человек – мытарь. Он не смел даже войти в храм. Со смирением войдя в притвор, он стоял, опустив голову и, ударяя себя кулаком в грудь, говорил: “Боже, милостив буди мне, грешному” (Лк. 18, 13). Он настолько осознавал свое ничтожество, свою греховность и величие Божие, что даже не смел поднять своих глаз к алтарю. И в этой молитве было самое важное – смирение, осознание свое греховности и признание величия Божия.

Кто такой фарисей? В данном контексте не говорится о нем, как о человеке, принадлежащем к какому-то сословию, хотя в то время эти люди принадлежали к сословию, исполняющему Закон Божий по букве. Внутреннее же состояние фарисеев было совершенно противоположно внешнему. Внешне человек казался идеальным, но внутри у него была пустота. А для Бога намного важнее именно то, что внутри человека.

А кто такой мытарь? Мытарь – сборщик податей. В то время это были презренные люди, которых никто не любил, которых все осуждали и гнали. Но он, придя в храм и осознавая себя грешником, начал искренне молиться о помиловании.

Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего Евангелия? Мытарь вышел оправданным более, чем фарисей. Как говорит Господь, “всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк. 18, 14).

И действительно, очень важно, придя в храм, “отложить свои попечения” – всю свою гордость, лицемерие, осуждение и, осознав свою греховность, молиться, не помня и не видя согрешений обидчиков. Тогда наша молитва будет услышана, так как Богу очень важно состояние нашей души.

Конечно, в жизни важны и поступки человека, и тот, кто говорит, что нужно только молиться, верить и ничего не делать, ошибается. При этом нам следует помнить, для чего мы совершаем добрые поступки. Все поступки должны быть не механическим действием в нашей стороны, а стремлением приблизиться к Богу, ощутить благодать Божию. И когда наши поступки совершаются по-фарисейски, с гордостью, с превозношением, с осуждением того человека, который в наших глазах кажется низким и не делающим ничего доброго ни для Бога, ни для ближнего – такие поступки никакой пользы нам не принесут.

Один святой привел их в сравнение с электрическими предметами. Так, в мире существует множество электрических предметов, но все они работают только тогда, когда есть электричество. Так и в жизни человека все его добрые дела приносят пользу душе тогда, когда дела эти творятся со смирением. Тогда человек ощущает благодать Божию. А что значит ощущать благодать Божию? Это значит осознать свою греховность, осознавать, что без Бога никто и ничего не может сделать хорошего. Только такой человек угоден Богу. И молитва только такого человека бывает услышана Богом.

Святитель Николай Сербский говорил о том, что когда лесник приходит в лес для заготовки дров, он подходит к красивому дереву и прежде, чем его спилить, стучит по нему. И когда он слышит, что внутри пустота, он отходит от этого дерева. Если же, подойдя к другому дереву, казалось бы, даже кривому и сучкастому, и постучав по нему, он слышит, что это цельная порода, он спиливает это дерево. Так и в жизни человека. Часто внешне человек кажется красивым, воспитанным, а внутри у него – пустота.

Хотелось бы обратить ваше внимание и на то, что очень важно совершенствоваться в такой добродетели, как смирение, ибо Господь “смиренным дает благодать” (Иак. 4, 6). И это смирение в глазах Божиих очень значимо и велико.

В наше время смирение воспринимается как слабость, как боязливость, как трусость. Но это совершенно ложное представление. Именно смирением человек снискал себе Божие оправдание, отпущение грехов и потому наследовал Царство Небесное. Мытарь был смиренным. Он смиренно молился, смиренно относился к своему жизненному кресту, не роптал, не осуждал, ни на кого не перекладывал свою вину, только просил: “Боже, милостив буди мне, грешному” (Лк. 18, 13) . Он осознавал свою греховность и это осознание – уже половина спасения, потому что Господь “пришел в мир спасти грешников” (1 Тим. 1, 15) и ввести в Царство Небесное.

Смирение творит чудеса. Смирение помогает нам возвысится над нашей немощью, ощутить благодать Божию и достичь Царства Небесного. Это может испытать каждый в своей жизни. Если вас в какой-то момент несправедливо осудят, а вы промолчите, попросите прощения, тогда, пусть не сразу, но все-таки вы ощутите радость от того, что вы в этот момент не вступили в полемику, не начали оправдываться, не побежали никому доказывать свою точку зрения. Да, в этот момент страсти будут бурлить, но когда все успокоится, в вашей душе действительно воцарится благодать Божия, потому что вы сумели сохранить мир, проявив смирение.

Хочется привести следующий пример. Однажды в храме встретились два прихожанина, и один, увидев своего друга, даже не узнал его, потому что тот человек прежде страдал многими страстями и пороками: винопитием, редко бывал в храме, сквернословил, а сейчас он казался совершенно другим. Он был опрятно одет, искренне и сердечно молился, каясь и прося прощения за свои грехи. И тогда друг спросил, что же такое произошло в его жизни, что он так изменился. И тот ответил, что прежде он не ценил свою семью, ругал жену и сына. Жена рано умерла, но сын, видя такой отрицательный пример своего отца, не озлобился, не уподобился ему, а, наоборот, продолжал совершенствоваться в добродетелях. Он никогда не отвечал отцу злом и когда вырос, стал священником.

Однажды он пришел навестить отца, но отец вновь начал его поносить и сквернословить. Тогда сын стал перед отцом на колени и попросил у него прощения. И в этот момент отцу стало очень тяжело, так как он понял всю свою низость и греховность. Перед ним, ничего хорошего не сделавшим в своей жизни, стоял на коленях его сын и просил прощения. Этот поступок сына, который не ответил отцу взаимной злобой, а проявил смирение, совершил настоящее чудо. Человек, который на протяжении всей своей жизни погрязал в грехах и не видел этого, будучи глубоко тронут смиренным поступком своего сына, кардинально изменил свою жизнь. Он решил, пока Господь дает ему время, исправляться, каяться и делать все, чтобы достойно называться отцом своего сына.

Дай Бог и нам в эти подготовительные недели к Великому посту достойно приготовиться к его прохождению. Потому что к любому важному событию, к любому важному делу нужно серьезно готовиться. Господь дает нам время, чтобы мы, постепенно подходя к посту, в первую очередь, научились смирению, увидели свои грехи и осознали, что без Божией помощи мы ничего не можем сделать. Проявив смирение, проведем время Великого поста в покаянии, поскольку это время очень коротко, а Царству Небесному нет конца. Аминь».

Иерей Игорь Лысенок

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

12/25 марта, суббота

Суббота 4-й седмицы. Крестопоклонной. Поминовение усопших.

Прп. Феофана исп., Сигрианского.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия. Панихида.

16.45 9-й час. Воскресное всенощное бдение.

21.45 Воскресная полунощница.

Смотреть все

Православный календарь

12/25 марта, суббота

Прп. Феофана исп., Сигрианского (818).

Прав. Финееса (ок. 1500 г. до Р. Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021).

Св. Александра Державина исп., пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна Плеханова, Константина Соколова пресвитеров, прмч. Владимира Волкова (1938); сщмч. Сергия Скворцова пресвитера (1943).

Лиддской нерукотворенной (на столпе) иконы Божией Матери (I).

Поминовение усопших.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Смотреть все

Каталог TUT.BY