«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, мы стоим в преддверии Великого поста. Закончились подготовительные недели, которыми Господь каждого из нас подготавливал к вступлению в Великий пост. В Неделю о мытаре и фарисее Господь учил нас смирению. В Неделю о блудном сыне Господь наставлял, вразумляя нас, чтобы мы имели должное покаяние. В Неделю о Страшном Суде Господь предупреждал нас о том, что каждый из нас предстанет перед судом Божиим. И вот сегодняшнее воскресенье – напоминание Адамова изгнания из Рая. Сегодня читается очень замечательный Евангельский отрывок, в котором говорится о том, что если вы будете прощать своих обидчиков, тогда и Господь простит вам ваши согрешения.
О чем же сегодня Господь нам говорит? Чему Он нас учит? А учит Он нас именно тому, что для того, чтобы заслужить прощения у Бога, нужно самому научиться прощать своих обидчиков.
Что же такое покаяние? Что такое прощение грехов того человека, которого мы считаем нашим обидчиком?
Часто, когда мы чувствуем, что поступили неправильно, мы думаем о том, что нужно изменить свою жизнь, и начинаем себя осуждать и корить, думая о том, что это и есть покаяние. Это самоедство. Когда мы только думаем о том, что грешим, но ничего не делаем – это не есть покаяние. Может, это начало покаяния, но это состояние не приблизит нас к Царству Небесному. Оно, наоборот, может нас ввергнуть в уныние, в отчаяние, но не приблизит нас к Богу.
Так что же такое покаяние? Покаяние – это, в первую очередь, осознание своих недостатков и обращение к Богу с призывом к Нему, чтобы Господь вразумил и помог нам избавиться от наших страстей. А мы, в свою очередь, должны приложить все усилия, чтобы стать добрее, милосерднее, справедливее. Это и есть сердцевина покаяния – осознание своих грехов и обращение к Богу. Очень часто люди говорят: “Да, Господи, я согрешил, помоги мне, подскажи мне”. Но на этом все и заканчивается, и человек не хочет дальше двигаться. А что же нужно дальше?
В первую очередь нужно принять свою жизнь с ее скорбями, пороками, и принять ближних, которые нас окружают. Потому что очень часто мы взываем к Богу в молитве о том, чтобы Он указал нам путь, по которому мы должны следовать, но когда Господь указывает нам путь через наших ближних, а очень часто и через тех, к которым мы относимся с презрением и считаем ниже себя, мы говорим: “Да, Господи, я готов творить Твою волю, но не через этого человека, не ему следует меня чему-либо учить”. И вот так мы проходим мимо Бога.
Следовательно, покаяние – это принятие всего того, что происходит в нашей жизни. Принятие со смирением и желанием двигаться дальше, испрашивая Божией помощи. Господь говорит: “Научись прощать своих обидчиков, и я прощу твои согрешения”. И вот здесь тоже не однозначный вопрос: как мы относимся к прощению своих обидчиков? Сегодня будет Чин прощения на вечернем богослужении, и все мы будем просить друг у друга прощения. Это древня практика Церкви, и вся суть заключается не только в словах “прости меня”, а именно во внутреннем состоянии человека, в том, как мы готовы простить своего обидчика. Мы говорим: “Господи, я готов простить этого человека, если он сам придет ко мне, упадет передо мной на колени и слезно попросит у меня прощения. А когда он меня не просит о прощении, не вымаливает, а свысока что-то говорит, я не готов его простить”. В тот же момент, когда мы приходим на исповедь и стоим перед Крестом и Евангелием, очень часто мы тоже внешне каемся, но нет слез, нет истинного раскаяния, нет исправления. Но в тот момент мы не считаем, что Господь может нас не простить, а сами, в свою очередь, проявляем такие жесткие требования. Бывают и такие моменты, когда мы говорим: “Господи, Я готов простить своего обидчика, если бы смог забыть о той боли, которую он мне причинил”. Но забыть – это не значит простить. Простить – это когда ты смотришь на человека, помнишь ту боль, которую он причинил тебе, помнишь все, что тебе пришлось пережить, но с уверенностью говоришь: “Господи, я готов простить этого человека, чтобы Ты в дальнейшем смог простить мне мои прегрешения”.
То есть дар прощения – это тот дар, которым мы заслужим в дальнейшем, на Страшном Суде, прощение у Бога за свои собственные грехи.
Будем учиться прощать своих обидчиков, именно прощать, а не забывать их поступки, которыми они причинили нам боль. Не будем проявлять высокомерия, а прощать по любви и осознавать, что и мы в тысячу раз недостойнее подходим к исповеди и просим у Бога о прощении. Будем помнить о том, как мы предстанем на Страшном Суде перед Господом и постараемся быть достойными Божьего прощения. Мы можем сейчас проявить милосердие к своим обидчикам, чтобы в дальнейшем Господь простил нам наши грехи. Тогда это будет истинное покаяние.
А покаяние очень важно в жизни любого человека. Хочется привести следующий пример. В Киево-Печерской Лавре жили два друга: пресвитер Тит и его друг диакон Евагрий. Это были очень близкие по духу люди, которые на протяжении долгого времени жили душа в душу. Однажды лукавый посеял между ними смуту. Они поссорились настолько сильно, что испытывали ненависть друг к другу и не могли видеть друг друга. И когда пресвитер Тит тяжело заболел, осознавая, что может предстать перед Судом Божиим, не примирившись со своим братом, он решил попросить у Евагрия прощения. Но он не мог встать с кровати, и братия пришли к Евагрию и сказали, что Тит хочет попросить у него прощения. “Иди к нему, примирись с ним”, – просили братия. На что Евагрий сказал: “Нет, я не буду с ним мириться, потому что он согрешил против меня, а я ничего плохого ему не сделал”. И даже после того, когда братия силой привели его к Титу, и Тит со слезами начал просить у него прощения, Евагрий отвернулся и сказал: “Нет тебе прощения”. И в тот же момент диакон Евагрий замертво упал, а пресвитер Тит чудным образом выздоровел. Когда у него спросили о том, что же произошло, он ответил, что в тот момент, когда Евагрий отвернулся от него, Ангел Божий тоже отвернулся от него, и он упал замертво.
Так мы видим, что покаяние и прощение продлевает дни нашего земного существования, поскольку Господь видит, что мы хотим исправляться и двигаться навстречу Богу. Когда же Господь видит наше жестокое сердце, вилит, что мы не испытываем ни раскаяния, ни осознания своих грехов, не можем проявить никакого милосердия к окружающим, тогда Господь забирает такого человека.
Поэтому, дорогие братья и сестры, в преддверии Великого поста дай Бог и нам иметь и смирение, и покаяние, и память о Страшном Суде, и то истинное прощение, которое будем испрашивать у Бога и друг у друга в Чине прощения. Чтобы оно не было формальным, а было осознанным, прочувствованным. Будем осознавать свои немощи, свои недостатки. Дай Бог каждому из нас заслужить Божие прощение и достичь Царствия Небесного. Аминь. Храни вас Господь».
Иерей Игорь Лысенок
|