«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Незадолго до Великого поста святая Церковь предлагает нам притчу о блудном сыне. Это притча о человеческой легкомысленности, недальновидности и желании некоей свободы.
Младший сын захотел взять свою часть имения, чтобы пойти в “страну далече” (Лк. 15, 13). У нас тоже с вами есть часть имения. Господь даровал нам разум, сознание, дал нам свободную волю, чувства и множество других способностей. Но нам кажется, что мы сами можем все оценить в этом мире, сами можем найти свое место в нем, и даже можем завоевать его и приспособить под себя. Иго Христово нам кажется тяжелым, Закон Божий – трудным и неисполнимым. И вот мы решаем, что можем своим разумом, своим умом, своими способностями все познавать. При этом познавать и все греховное, потому что у нас есть желание все испытать.
Помощь Божия заключается в том, что Бог дал нам заповеди. Они как вехи, которые указывают нам верный путь, по которому мы должны идти, чтобы не уйти в “страну далече” (Лк. 15, 13), а прийти к Нему на Небеса. Но мы с вами идем своим трудным, тяжелым, греховным путем. И послушание Богу – это возможность не испытывать тяжести грехов, а жить легко и свободно.
Но для нас с вами свобода – это нечто иное. Мы понимаем свободу как жизнь в беззакониях и грехах. И мы, как этот младший сын из Евангельского рассказа, испытываем “глад крепок” (Лк. 15, 14), питаемся пищей “яже ядяху свиния” (Лк. 15, 16), то есть пищей, которую нам предлагает грех. И нам нечем насытить свою душу, которая жаждет Бога, жаждет любви Божией. Мы, испытывая этот голод, ищем, чем бы наполнить опустошенность своей души.
Младший сын оказался голодным в этой греховной стране. В таком бедственном состоянии, питаясь пищей греха, он жил только верой в то, что у него есть отец, который его любит. И эта вера в “любовь Отчую”, в любовь Божественную, не обманула его. Она вылилась в трогательную, теплую встречу блудного сына с отцом. Эта встреча вылилась в радость, и эта встреча не сравнится ни с чем на земле. Она принесла ему все.
И мы с вами сегодня пришли в храм, чтобы также принести свое покаяние Богу, чтобы также встретиться со своим любящим Отцом. И в этом рассказе мы должны понять то, что Божественная любовь открыта на все века, что двери покаяния отверзты для всех, и у всех есть возможность исправления.
К одному отшельнику пришел воин и спросил его о покаянии: “Всех ли Господь прощает? Всех ли грешников Господь принимает?” Отшельник спросил воина: “А если ты порвешь свой плащ, ты его выбросишь?” И воин ответил: “Нет, я его зашью и буду дальше носить”. Тогда отшельник сказал: “Ну так вот, если ты щадишь даже свой плащ, то неужели Господь не пожалеет Свое создание, Свое любимое творение?” И воин ушел утешенный.
Сегодняшний Евангельский рассказ, братья и сестры, укрепляет нас в вере и надежде на то, что Бог нас любит и никогда нас не оставит. И если мы с вами оступимся в жизни, совершим какие-то ошибки и, подобно блудному сыну, уйдем в “страну далече” (Лк. 15, 13), то будем жить только верой в Отчую любовь и надеждой на Его милость и всепрощение. Аминь».
Протоиерей Иоанн Гаврильчик
04.03.2024
|