«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Заканчивается вторая неделя Великого поста – того времени, которое даровано нам Богом для нашего духовного лицезрения своих грехов, борьбы со своими немощами и исправления.
Сегодняшнее Евангелие обращает наше внимание на то, что и во время Великого поста мы не должны все свое внимание заострять на своих проблемах и своих немощах, а помнить о ближних, о тех людях, которых Господь вверил нам, которых Господь дал нам для нашего общего спасения.
Сегодняшнее Евангелие удивительно тем, что оно повествует, как одни ходят в храм, а другие получают исцеления. При этом одни получают исцеления по вере других, а сами, казалось бы, при этом ничего не делая.
Сегодняшнее Евангелие повествует о том, как расслабленного человека приносят в Капернаум, в дом, где Господь проповедует. Приносят четыре его друга. Приносят, потому что он не владеет своими членами – ни руками, ни ногами, и сам передвигаться не может. По любви к своему ближнему эти четыре друга приносят его к Господу и, видя, что людей очень много, что они не могут пройти к Спасителю, по своей вере спускают носилки с расслабленным через крышу к Спасителю. И Господь, видя такую их веру, творит чудо исцеления. Творит по вере друзей. Господь исцеляет, сначала прощая согрешения человека, говоря: “Чадо! прощаются тебе грехи твои” (Мк. 2, 5). Потом, после духовного исцеления, происходит и телесное исцеление, после чего Господь говорит: “Встань, возьми постель твою и иди в дом твой” (Мк. 2, 11).
Что мы знаем об этом расслабленном? Практически ничего. Евангелист не повествует нам о том, был ли этот человек верующим, совершенствовался ли он в добродетелях, какой образ жизни он вел. Мы ничего этого не знаем. Знаем лишь только, что у него было четыре друга. И уже одно это говорит нам, что этот человек был истинным христианином, потому что не у каждого из нас есть достойные и истинные друзья, тем более с такой верой, с таким упованием и желанием помочь. Уже только этот факт, что у него было четыре настоящих друга, подтверждает факт, что этот человек был действительно истинным христианином.
И вот эти четыре друга стали “ближними” (Лк. 10, 29) для этого расслабленного. Они стали заступниками, ходатаями, молитвенниками за него, как посредники.
В книге Иова есть слова о том, как он обращается с вопросом: “Кто станет между мною и моим Судией?” Этим Заступником и был Господь Иисус Христос. И именно по образу Божьему каждый из нас должен являться заступником своего ближнего, ходатаем за своего ближнего.
Бывают такие моменты, когда кто-то просит нас помолиться за него, и человек отвечает: “Да, хорошо, я помолюсь”. Как он это понимает? В молитвах вспомнит имя этого ближнего и на этом все. А когда тебя просят помолиться, походатайствовать пред Богом, это гораздо важнее и значимее, чем вспомнить один раз об этом человеке. Это значит, ты должен стать тем заступником, тем ходатаем за этого человека на Суде пред Богом и уже здесь, на земле просить, чтобы Господь простил его согрешения. И вот не каждый из нас готов стать таким заступником и таким ходатаем. Но по примеру Божьему мы должны иметь любовь и попечение о ближнем.
Человек состоит из души и тела. И если наша телесная жизнь в большей мере зависит от того, какой образ жизни мы ведем, то душа дается человеку совершенно чистой. Получив чистую душу, мы должны стремиться жить так, чтобы иметь истинное общение с Богом. Ведя телесный греховный образ жизни, мы порочим и духовную жизнь: душа черствеет, окаменевает, не чувствует благодати Божией и отходит от Бога. И тогда нужна встряска, какая-то экстремальная ситуация. Это может быть болезнь, горе, беда, и тогда душа оживает, просыпается, стряхивает весь этот телесный негатив, телесную порочность, телесные страсти и всецело стремится к Богу, к Небу.
Я хочу привести следующий пример. В одном военном подразделении был солдат, который вел себя очень вызывающе, дерзко и с командирами, и со своими сослуживцами. В бригаде он слыл человеком проблемным, изгоем. Никто не хотел с ним общаться, потому что эта внешняя телесная греховная жизнь отталкивала их. И все видели только что-то отрицательное и негативное.
В какой-то момент это подразделение попало в сложную боевую экстремальную ситуацию. Уходя от врагов, которых был намного больше, они скрылись в пещере. И как только это подразделение вбежало в пещеру, за ними влетела вражеская граната. И вот здесь произошло то, что действительно является встряской в жизни человека. Этот изгой, этот проблемный человек бросился на гранату и своим телом спас своих сослуживцев. Всех. И никто не мог подумать, что он на это способен, потому что все его оценивали только внешне, забыв о том, что человек состоит еще и из души, которая живет и стремится к Богу.
В подобные экстремальные моменты душа показывает себя во всей своей Божественной красоте. Отметаются все пороки, отметаются все страсти, отметаются все грехи, и человек может совершить такой поступок, о котором в глубине души даже он сам и не подозревал. Человек становится тем заступником и посредником между Богом и своими ближними. Он отдает свою земную жизнь ради жизни ближних. А мы знаем, что “нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15, 13).
Поэтому в сегодняшнем Евангельском чтении Господь вразумляет нас в том, чтобы мы в дни Великого поста уделяли время не только для себя, а обратили свой взор и на тех людей, которые нас окружают: на наших ближних, на наших домочадцев, на наших коллег по работе – на тех, кого Господь посылает нам на нашем жизненном пути. И только совместно мы сможем превозмочь греховные страсти, греховное существование и соединиться с Богом.
Дай Бог каждому их нас иметь любовь к Богу и ближнему, которая все побеждает и ведет ко спасению. Аминь».
Иерей Игорь Лысенок
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Святая Церковь отмечает сегодня память святителя Григория Паламы и других подвижников-исихастов и говорит нам о том, к чему мы должны стремиться, о цели нашей жизни на земле.
Человек как творение Божие должен был всегда наслаждаться Божественной благодатью и Божественным светом. И этот свет когда-то одевал Адама с Евой, но после грехопадения он был утерян. И если мы с вами считаем, что это все для нас непостижимо, что это все только для святых подвижников, – мы не правы. Каждый человек призван к тому, чтобы зреть Бога, общаться с Ним, наслаждаться Божественной всеблагой жизнью. И святые подвижники очищали свои сердца, потому что в Священном Писании сказано: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф. 5, 8). И вот они зрели Бога так, как Он есть.
Это зрение особое. Это поглощение Божественной любовью, Божественным светом. Поэтому они с радостью принимали скорби и даже мучения.
Святой преподобномученик Макарий Новый, который жил на Афоне, попал в плен к туркам. Его жестоко мучили и истязали: опустив в глубокий колодец, один раз в день доставали оттуда и избивали, после чего опять опускали в колодец. И так продолжалось 90 дней.
Однажды ночью колодец озарил необыкновенный свет, послышалось ангельское пение и неземное благоухание. Утро один из мучителей спросил Макария, что произошло ночью в колодце. Макарий ответил: “Мы, христиане, молимся истинному Богу и можем узреть еще больше, чем ты видел”. И святой приводить примеры из Священного Писания. Его все внимательно слушали, и тогда мучитель испугался, что кто-то из них может уверовать во Христа и приказал обезглавить Макария.
Церковь нам говорит, что цель нашей жизни – это обожение. И оно уже начинается здесь, на земле, когда человек в молитве приобщается Божественной благодати, Божественным энергиям, то есть к Богу. И при содействии этой же Божией благодати человек начинает жить особой блаженной жизнью уже в этом греховном мире, как писал апостол Павел, “и уже не я живу, а живет во мне Христос” (Гал. 2, 20).
И если мы, братья и сестры, хотим быть причастниками тех бесчисленных даров, которые дает нам Господь, то будем молиться и очищать свое сердце от грехов и страстей. Тогда мы уже и здесь, на этой грешной земле сможем причащаться этой Божественной благодати, которая существует в Православной Церкви. Аминь».
Протоиерей Иоанн Гаврильчик
31.03.2024
|