«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Милостью Божией, дорогие братья и сестры, мы сегодня совершаем третью Пассию в этом году – третью службу, посвященную страданиям Господа нашего Иисуса Христа.
Взирая на Распятие, мы видим, как Спаситель любвеобильно объемлет Своими пречистыми руками весь мир. Мы ужасаемся и задаем себе вопрос: “Как же это могло произойти? Как люди ответили Господу за всю Его любовь к ним?” Ведь Он воскрешал мертвых, исцелял неизлечимые болезни и изгонял злых духов из людей. А Его распяли на Кресте.
Сегодня мы слышали, что Голгофские страдания Господа нашего Иисуса Христа начались с целования Иуды. Почему же так предал Господа Иуда? Он выбрал знак приветствия, которым в то время приветствовали учителей и близких людей. И он этот любвеобильный знак превратил в знак предательства и знак лжи.
Из повседневной жизни мы знаем, насколько больно, когда нас кто-то предает из людей, не питающих к нам особых положительных чувств. Но как больно переживать, когда тебя предает близкий человек, которому ты доверяешь и который входит в твое окружение. Конечно, это во много крат больнее. И мы видим, что Иуда, совершая свое предательство, думал, что Господь с легкостью найдет выход из этой ситуации и вырвется из этой толпы, которая пришла за Ним. Но когда Иуда увидел, какие события последовали за этим, он “возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам” (Мф. 27, 3) и “бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился” (Мф. 27, 5). За этот тяжкий грех его душу охватило уныние и отчаяние.
А как же поступил Пилат? Святитель Лука Войно-Ясенецкий в своей проповеди восклицает: “О, бедный Пилат! Ты был ничем не лучше Иуды. низкое малодушие и себялюбие погубило тебя”. Пилат испугался, что на него донесут императору, и свою безопасность поставил выше правды. Он превозмог крик буйной толпы и злых врагов Христовых, и решил поступить по их требованию. Пилат пошел на компромисс со своей совестью, только бы не лишиться своего места.
И мы часто не слышим голоса своей совести и, не думая о других, ищем для себя каких-то сверхдолжностей, считая, что имеем много заслуг.
Однажды к преподобному Серафиму Саровскому пришел христианин и попросил благословения носить железные вериги и власяницу. Но преподобный не одобрил это его намерение и сказал: “Если тебя кто-то оскорбит словом или делом, и ты перенесешь обиды по-евангельски, – будут тебе и вериги, и власяница. Эти духовные вериги выше железных”. Так и мы часто в своей жизни стараемся внешне делать что-то чрезмерное, забывая о главном – о голосе своей совести. Мы должны быть внимательными и никогда не идти на компромисс со своей совестью ради каких-то целей.
О внимании каждого к своей жизни также говорил преподобный Паисий Святогорец. Он говорил, что внимательный христианин каждую неделю проживает как Страстную седмицу: каждую среду – как день, в который был предан Господь, каждый четверг входит с Господом в Сионскую горницу, каждую пятницу молится как в Гефсиманском саду и взирает на распятого Христа, в субботу плачет вместе с женами-мироносицами. И тогда каждый воскресный день становится для такого внимательного человека поистине Пасхой Христовой. В таком внимательном следовании за Христом сокрыты все радости и надежды христианина. Когда у человека присутствует такое внимание к своей жизни, он старается руководствоваться своей совестью, как голосом Божиим, и тогда его жизнь становится христоцентричной. На первом плане перед ним стоит Христос, и человек начинает жить и мыслить по-евангельски. Если же мы так не поступаем, мы невольно уподобляемся Понтию Пилату или же Иуде Искариоту.
Будем всегда прислушиваться к голосу своей совести, соблюдать простые духовные правила, которые все мы знаем, и тогда Господь поможет нам с пользой провести дни Великого поста и встретить Светлое Христово Воскресение. В чем да поможет нам Господь наш Иисус Христос по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. Аминь».
Иерей Александр Макаров
15.04.2024
|