«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня 18-я Неделя по Пятидесятнице, и в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали притчу о сеятеле. Удивительно, что Господь вразумляет Своих учеников, а также и нас с вами, рассказывая притчу о сеятеле, и Сам ее растолковывает, так как в других местах Господь, говоря притчами, побуждал человека самого раскрывать их смысл.
Сегодняшняя притча говорит о том, что сеятель, то есть сам Господь Иисус Христос вышел на поле сеять семена – слово Божие. При этом зерна попадали на разную почву. Одно семя попало на дорогу “и было потоптано, и птицы небесные поклевали его” (Лк. 8, 5). Другое семя попало на каменистую почву и “взойдя, засохло” (Лк. 8, 6). Третье упало в тернистую почву, “и выросло терние и заглушило его” (Лк. 8, 7). А четвертое семя попало на добрую почву, возросло и принесло плод.
Все эти четыре вида почвы – это четыре вида души человеческой – души, которая может находиться в разных состояниях. Например, в состоянии теплохладности, когда говорят о человеке, что он “ни холоден, ни горяч” (Откр. 3, 15). Когда же человек очень быстро возгорается Христовой любовью, но также быстро и остывает, речь идет о каменистой почве. Тернистая почва – это человеческие души, которые повреждены страстями и соблазнами. И только добрая почва – это та добрая и чистая человеческая душа, которая откликается на Божий призыв и приносит достойный плод.
Все мы из года в год слышим эту притчу. Все мы прекрасно ее знаем и помним. Каждый может ее рассказать, осмыслить и растолковать. Удивительные слова звучат в конце этой притчи: “Кто имеет уши слышать, да слышит!” (Лк. 8, 15).
О чем же Господь здесь нам говорит? Очень часто, когда читается Евангелие, человек говорит: “Да, я знаю этот отрывок очень хорошо и всё осознаю”. Но когда этому человеку задаешь вопрос, живет ли он по этому Евангелию, исполняет ли он Божии наставления, человек задумывается, потому что вроде и слышит, и знает, но не делает.
Эта притча читается из года в год для того, чтобы мы не только ее слышали, но и сами исправлялись, приносили достойный плод и следовали за Христом.
Задаваясь вопросом, к какому виду почвы можно отнести наши души, многие, наверное, будут колебаться, выбирая что-то среднее.
Однажды человек, придя к священнику за советом, на все свои вопросы слышал от него ответ: “Нужно читать Евангелие”. И человек, читая Евангелие, вновь и вновь открывал для себя истину. А когда он опять приходил к священнику, он опять слышал одни и те же наставления. Наконец, он спросил: “Отче, почему ты всегда говоришь одно и то же?” И священник ответил: “Ты в разные периоды своей жизни находишься на разных уровнях духовного совершенства, когда твоя душа подобна и дороге, и каменистой почве, и тернистой”.
Бывают моменты, когда мы с готовностью откликаемся на слово Божие, и наша душа подобна плодовитой почве. Не всегда мы живем стабильно, часто впадаем в грех или уныние, и нет у нас той достойной ревности. Человека в разные моменты его жизни можно сравнивать с различными видами почвы. В какой-то момент человек стремится к Богу, прислушивается к заповедям Божиим, а когда Господь посылает какое-то испытание или скорбь, тогда каждый человек реагирует по-разному: кто-то охладевает, кто-то, наоборот, усиливает молитву, обращается к Богу, испрашивая Его помощи и заступничества.
Дай Бог, чтобы мы, слушая наставления Божии, жили так, как Господь заповедует нам. Чтобы наши знания помогали нашей духовной жизни, и мы, услышав Божии наставления, старались их исполнить.
Часто, слыша какой-либо Евангельский отрывок, мы говорим: “Да, я это знаю”. А потом, выйдя из храма после богослужения, продолжаем вести такой образ жизни, какой вели прежде, хотя всё слышим и всё знаем. Давайте зададим себе вопрос о том, как мы предстанем перед Богом на Страшном Суде и какой ответ дадим Ему, если мы сами себя судим. Мы всё знаем, но так, как указует нам Господь, не поступаем. Дай Бог нам всем решимости и ревности жить по Бозе и с Богом. Аминь».
Иерей Игорь Лысенок
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы с вами вновь слышали рассказ Спасителя о семени и сеятеле.
Спаситель говорит о том, что семя сеется для всех одинаково. Семя несет жизнь и благодать от Бога, а в том, что оно порой бывает бесплодным, виноват не сеятель и семя, а слушающий, который не воспринимает слово Божие, не имеет в себе доброй почвы и не приносит плода.
Часто многие, приходящие в храм, сетуют на то, что их не приучали к молитве, им не рассказывали, не объясняли, не подавали пример и так далее. Но Спаситель говорит о том, что всем всё дается одинаково.
Вот, например, стоят два человека и слушают одно и то же. Один услышит и воспримет это, а другой даже не услышит. Почему? Потому что подобный слышит подобное. Если человек живет жизнью страстей, если он полностью охвачен какими-то домашними заботами и хлопотами, если он самолюбивый эгоист, он никогда не услышит слова о милосердии, о терпении, о смирении и любви. Он эти слова просто не поймет и пропустит мимо ушей. И не потому, что его воспитали иначе, а потому, что он живет совершенно другой жизнью. При этом он пытается найти виновных в своей неправильной жизни и обмануть себя и окружающих в том, что его жизнь не соответствует тому, к чему призывает Господь.
А Господь говорит, что нужно трудиться и непрестанно пребывать в молитве, то есть возделывать свою душу в добре, милосердии, смирении, терпении и любви – в христианских добродетелях, при этом положив в основание евангельские добродетели. Господь говорит о непрестанной молитве и о работе над собой в поте лица. При этом человек должен всегда помнить, что он грешен и что ему придется много потрудиться. В то же время не нужно забывать о любви Божией и Его милосердии и о том, что мы, живя на этой грешной земле, должны стремиться к Богу.
В Патерике рассказывается о некоем человеке, который на одной стене своей комнаты написал свои добрые дела, а также, что Господь милосерден и призывает в рай разбойника. А на другой стене написал свои плохие дела и о том, какова участь грешников. И когда он пребывал в состоянии уныния, он приходил и смотрел на ту стену, где написаны добрые дела. Так он воодушевлялся, надеясь на милосердие Божие. А когда его обуревала гордыня, самолюбие, высокомерие, он смотрел на другую стену, где были написаны его плохие дела и то, что ожидает грешников. Глядя на это, он смирялся.
И нам, братья и сестры, необходимо и это, и другое. Иногда нам нужна и поддержка, а иногда и наказание, чтобы нас остановить, остепенить и вразумить. В нашей жизни необходимо постоянное бодрствование над собой, непрестанна молитва и труд, то есть возделывание себя в поте лица. И тогда мы принесем добрый плод и окажемся рядом со своим Творцом и Создателем. Аминь».
Протоиерей Иоанн Гаврильчик
27.10.2024
|