Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповеди в Неделю 18-ю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле

Распечатать

Притча о сеятеле

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня 18-я Неделя по Пятидесятнице, и в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали притчу о сеятеле. Удивительно, что Господь вразумляет Своих учеников, а также и нас с вами, рассказывая притчу о сеятеле, и Сам ее растолковывает, так как в других местах Господь, говоря притчами, побуждал человека самого раскрывать их смысл.

Сегодняшняя притча говорит о том, что сеятель, то есть сам Господь Иисус Христос вышел на поле сеять семена – слово Божие. При этом зерна попадали на разную почву. Одно семя попало на дорогу “и было потоптано, и птицы небесные поклевали его” (Лк. 8, 5). Другое семя попало на каменистую почву и “взойдя, засохло” (Лк. 8, 6). Третье упало в тернистую почву, “и выросло терние и заглушило его” (Лк. 8, 7). А четвертое семя попало на добрую почву, возросло и принесло плод.

Все эти четыре вида почвы – это четыре вида души человеческой – души, которая может находиться в разных состояниях. Например, в состоянии теплохладности, когда говорят о человеке, что он “ни холоден, ни горяч” (Откр. 3, 15). Когда же человек очень быстро возгорается Христовой любовью, но также быстро и остывает, речь идет о каменистой почве. Тернистая почва – это человеческие души, которые повреждены страстями и соблазнами. И только добрая почва – это та добрая и чистая человеческая душа, которая откликается на Божий призыв и приносит достойный плод.

Все мы из года в год слышим эту притчу. Все мы прекрасно ее знаем и помним. Каждый может ее рассказать, осмыслить и растолковать. Удивительные слова звучат в конце этой притчи: “Кто имеет уши слышать, да слышит!” (Лк. 8, 15).

О чем же Господь здесь нам говорит? Очень часто, когда читается Евангелие, человек говорит: “Да, я знаю этот отрывок очень хорошо и всё осознаю”. Но когда этому человеку задаешь вопрос, живет ли он по этому Евангелию, исполняет ли он Божии наставления, человек задумывается, потому что вроде и слышит, и знает, но не делает.

Эта притча читается из года в год для того, чтобы мы не только ее слышали, но и сами исправлялись, приносили достойный плод и следовали за Христом.

Задаваясь вопросом, к какому виду почвы можно отнести наши души, многие, наверное, будут колебаться, выбирая что-то среднее.

Однажды человек, придя к священнику за советом, на все свои вопросы слышал от него ответ: “Нужно читать Евангелие”. И человек, читая Евангелие, вновь и вновь открывал для себя истину. А когда он опять приходил к священнику, он опять слышал одни и те же наставления. Наконец, он спросил: “Отче, почему ты всегда говоришь одно и то же?” И священник ответил: “Ты в разные периоды своей жизни находишься на разных уровнях духовного совершенства, когда твоя душа подобна и дороге, и каменистой почве, и тернистой”.

Бывают моменты, когда мы с готовностью откликаемся на слово Божие, и наша душа подобна плодовитой почве. Не всегда мы живем стабильно, часто впадаем в грех или уныние, и нет у нас той достойной ревности. Человека в разные моменты его жизни можно сравнивать с различными видами почвы. В какой-то момент человек стремится к Богу, прислушивается к заповедям Божиим, а когда Господь посылает какое-то испытание или скорбь, тогда каждый человек реагирует по-разному: кто-то охладевает, кто-то, наоборот, усиливает молитву, обращается к Богу, испрашивая Его помощи и заступничества.

Дай Бог, чтобы мы, слушая наставления Божии, жили так, как Господь заповедует нам. Чтобы наши знания помогали нашей духовной жизни, и мы, услышав Божии наставления, старались их исполнить.

Часто, слыша какой-либо Евангельский отрывок, мы говорим: “Да, я это знаю”. А потом, выйдя из храма после богослужения, продолжаем вести такой образ жизни, какой вели прежде, хотя всё слышим и всё знаем. Давайте зададим себе вопрос о том, как мы предстанем перед Богом на Страшном Суде и какой ответ дадим Ему, если мы сами себя судим. Мы всё знаем, но так, как указует нам Господь, не поступаем. Дай Бог нам всем решимости и ревности жить по Бозе и с Богом. Аминь».

Иерей Игорь Лысенок

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы с вами вновь слышали рассказ Спасителя о семени и сеятеле.

Спаситель говорит о том, что семя сеется для всех одинаково. Семя несет жизнь и благодать от Бога, а в том, что оно порой бывает бесплодным, виноват не сеятель и семя, а слушающий, который не воспринимает слово Божие, не имеет в себе доброй почвы и не приносит плода.

Часто многие, приходящие в храм, сетуют на то, что их не приучали к молитве, им не рассказывали, не объясняли, не подавали пример и так далее. Но Спаситель говорит о том, что всем всё дается одинаково.

Вот, например, стоят два человека и слушают одно и то же. Один услышит и воспримет это, а другой даже не услышит. Почему? Потому что подобный слышит подобное. Если человек живет жизнью страстей, если он полностью охвачен какими-то домашними заботами и хлопотами, если он самолюбивый эгоист, он никогда не услышит слова о милосердии, о терпении, о смирении и любви. Он эти слова просто не поймет и пропустит мимо ушей. И не потому, что его воспитали иначе, а потому, что он живет совершенно другой жизнью. При этом он пытается найти виновных в своей неправильной жизни и обмануть себя и окружающих в том, что его жизнь не соответствует тому, к чему призывает Господь.

А Господь говорит, что нужно трудиться и непрестанно пребывать в молитве, то есть возделывать свою душу в добре, милосердии, смирении, терпении и любви – в христианских добродетелях, при этом положив в основание евангельские добродетели. Господь говорит о непрестанной молитве и о работе над собой в поте лица. При этом человек должен всегда помнить, что он грешен и что ему придется много потрудиться. В то же время не нужно забывать о любви Божией и Его милосердии и о том, что мы, живя на этой грешной земле, должны стремиться к Богу.

В Патерике рассказывается о некоем человеке, который на одной стене своей комнаты написал свои добрые дела, а также, что Господь милосерден и призывает в рай разбойника. А на другой стене написал свои плохие дела и о том, какова участь грешников. И когда он пребывал в состоянии уныния, он приходил и смотрел на ту стену, где написаны добрые дела. Так он воодушевлялся, надеясь на милосердие Божие. А когда его обуревала гордыня, самолюбие, высокомерие, он смотрел на другую стену, где были написаны его плохие дела и то, что ожидает грешников. Глядя на это, он смирялся.

И нам, братья и сестры, необходимо и это, и другое. Иногда нам нужна и поддержка, а иногда и наказание, чтобы нас остановить, остепенить и вразумить. В нашей жизни необходимо постоянное бодрствование над собой, непрестанна молитва и труд, то есть возделывание себя в поте лица. И тогда мы принесем добрый плод и окажемся рядом со своим Творцом и Создателем. Аминь».

Протоиерей Иоанн Гаврильчик

27.10.2024

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 января, пятница

Предпразднство Богоявления.

Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского.

8.00 Царские часы.

17.00 Вечернее богослужение с малым повечерием, на котором поется канон предпразднства Богоявления. (Кресто-Воздвиженский собор).

Частицы св. мощей ап. и евангелиста Луки и прп. Ахилы, диакона Печерского, имеются в мощевиках обители.

Смотреть все

Православный календарь

4/17 января, пятница

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).

Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV).

Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941).

Литургии не положено. Часы навечерия.

Смотреть все

Каталог TUT.BY