«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы в Евангелии слышали о том, как к Иисусу Христу подошел один законник и спросил о том, как наследовать жизнь вечную, на что Господь ответил: “В законе что́ написано? ка́к читаешь?” (Лк. 10, 26). И законник ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя” (Лк. 10, 27). Когда мы читаем Евангелие, в нашей душе запечатлеваются понятия, которыми мы можем руководствоваться в своей жизни. Потому что слово Божие сравнивается с мечом духовным, как сегодня было сказано в Послании апостола Павла к Ефесянам: “укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его” (Еф. 6, 10) и “возьмите меч духовный, который есть Слово Божие” (Еф. 6, 7). “Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные” (Евр. 4, 12–13). Если бы мы чаще читали и понимали то, о чем мы читаем, может быть, в наших сердцах было бы намного больше светлых моментов. Можно прочитать Евангелие и остаться равнодушным.
Сегодня мы также чтим память блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого, который всей своей жизнью исполнил эти заповеди. В его житии нет точных указаний на то, когда он родился, кто его родители, но мы знаем, что он совершал свое тайное служение перед Богом и людьми. Его изречения многих удерживали от зла. Его многие слушали, а он спокойно мог говорить даже власть имущим, например: “Божница домашняя, а совесть продажная”, или “Всяк крестится, да не всяк молится”. Кто так мог сказать? Только тот, кто очистил свою душу от гордости и эгоизма, то есть от того, чем мы больше всего сегодня страдаем.
Когда мы приходим к врачу, он часто нам назначает горькие лекарства. Но сейчас чаше всего горькие лекарства находятся в оболочке, и мы не чувствуем их горечи. Так же действует и Промысел Божий. Господь нам очень часто посылает людей, которые с любовью пытаются нас обличить или смирить нашу гордость каким-то высказыванием. В такие моменты мы должны принять это лекарство, которое нам дает Господь, но чаще всего мы пытаемся ответить на эти укоры, не осознавая, что Господь послал этого человека для того, чтобы очистить нашу душу от гордости.
Премудрый Соломон говорил такие слова: “Обличай мудрого, и он возлюбит тебя” (Притч. 9, 8) и “Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя” (Притч. 9, 8). Мы в своей жизни должны эти слова применить к себе. Когда нас укоряют или обличают, как мы отвечаем? Как мудрые или как безумные? Задумайтесь об этом. Кто мы пред Богом?
Если бы рядом с нами сейчас находился Христа ради юродивый Максим, он бы нам, может быть, так же сказал: “Всяк крестится, да не всяк молится”. Мы внешне вроде и совершаем что-то правильное, но наша душа очень далеко отстоит от Бога. Вся наша жизнь для того нам дана, чтобы мы в свое время, когда Господь нас призовет, предоставили Богу свои души очищенными. Вся наша жизнь, которую мы проживаем, является очистительной. Святые находили себе общение с такими людьми, которые их больше укоряли, а не с теми, которые их любили. Они стремились именно к такому общению. Потому что когда их укоряли, они смирялись и понимали, что это лекарство, которое им необходимо в данный момент. Они выбивали из своей души гордость и эгоизм. К этому призван и каждый из нас. Да, мы немощны, но такие же люди жили и до нас, и этот путь, о котором Господь нам говорит: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин. 14, 6), каждый из нас должен пройти. Это путь смирения.
Когда совершается монашеский постриг, человек ползет от начала храма до Царских врат. Также и каждый из нас не идет к Богу ровным путем. Мы все ползем. А иногда надо этот путь проползти на животе, подобно тому червю, о котором говорил пророк Давид: “Аз есмь червь, а не человек” (Пс. 21, 7). И когда ты действительно его проползешь, ты окажешься перед Богом в полном смирении. Поверьте, это тяжело – выбить из себя эгоизм и гордость. Это не каждому дано. Но когда человек свой внутренний взор обращает на свою душу, понимая, чтó в нем есть, и старается всеми силами от этого избавиться, лукавый незаметно подходит к нему, чтобы не дать выиграть человеку этот бой. Но даже когда ты поймешь, что Господь смирял тебя, а ты проиграл этот бой, не надо падать духом, а прибегнуть к Богу с покаянием. Надо помнить об этом и стараться смирять именно себя, а не кого-то чужого или близкого. Только себя, потому что каждый из нас предстанет перед Богом. Мы не будем отвечать за других, а только за свою душу.
Сегодняшнее Евангелие, в котором мы слышали ответ законника: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею” (Лк. 10, 27), говорит и о том, кто является нашим ближним. Господь объясняет, что ближний наш тот, кто нуждается в нашей любви, в нашем милосердии. А в этом мы все нуждаемся, ибо “суд без милости не сотворшему милости” (Иак. 2, 13). Эту милость мы должны оказывать каждому. Только таким образом мы можем угодить Господу своей жизнью.
Самое главное – возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душой, и тот, кто так поступит, “не будет ходить во тьме” (Ин. 8, 12). А у нас получается обратное. Люди возлюбили больше тьму, нежели свет. О какой тьме говорит Господь? О тьме этого мира. А о каком свете? О самом Господе, потому что Господь говорит: “Я свет миру” (Ин. 8, 12). К этому свету нам и надо стремиться.
Встали мы утром, перекрестились перед иконами, есть возможность – прочитайте главу Евангелия. Нет возможности – хоть перекреститесь. В течение дня почувствовали, что не так что-то сделали, сразу покайтесь: “Господи, прости меня, грешного”. Вечером перед сном тоже попросите у Бога прощение за прожитый день, постарайтесь осознать каждый свой шаг. Как Максим блаженный говорил о Боге: “Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь”. Невозможно Бога обмануть.
Пока мы ходим, дышим, пока сердечко наше еще бьется, просите у Бога прощение – и это уже будет благо. Богу мы только можем принести свое покаяние. Таких подвигов, которые совершал, например, блаженный Максим, мы сегодня не можем совершать. Он ходил почти обнаженным и зимой, и летом, говоря: “Хоть люта зима, да сладок рай”. Человек жил на земле, а духом стремился в вечность, в тот рай, который Господь ему обещал. И не только ему, но и каждому из нас Господь говорит: “Много званых, а мало избранных” (Мф. 22, 14). Будьте не только зваными, но еще и избранными. Спаси всех Господь».
Протоиерей Виталий Мерзликин
24.11.2024
|