Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня в Евангелии мы слышали, как Господь рассказал притчу о том, как “человеку некоему богату угобзися нива” (Лк. 12, 16), то есть он получил большой урожай. Когда он собрал весь урожай, он понял, что у него нет места для его хранения. И тогда он сказал: “Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись” (Лк. 12, 18–19). Но Господь ему ответил: “Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?” (Лк. 12, 20). И затем Господь заключает: “Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет” (Лк. 12, 21).

Митрополит Филарет (Дроздов) объясняет, что значит “богатеть в Бога”. Прежде всего, это жертва на храм, когда человек приносит часть своего богатства для устроения благолепия храма, или же трудится бескорыстно для восстановления храма или его строительства. Так человек богатеет в Бога, потому что все, что он делает для Бога, обязательно возместится не только в земной жизни, но и в вечности, в Царстве Небесном.

Другой способ богатеть в Бога – это раздавать милостыню, по словам Господа: “Продадите имения ваши и дадите милостыню, сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех” (Лк. 12, 33). Возникает вопрос: как поданное нищему может оказаться в сокровищнице небесной? Сам же Господь отвечает: “Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе” (Мф. 25, 40). То есть все, что мы делаем, мы делает для Господа Бога.

Еще один способ – это вера в благовестие Христово. Если человек имеет надежду на жизнь вечную и любовь к Богу, он будет этим руководствоваться в этой жизни для спасения своей души.

Также сегодня совершается память святых мучеников Романа и отрока Варула. Это пример третьего обогащения. И обогатились они мучениями и тем, что претерпели до конца по слову Господню и обрели жизнь вечную. Как это произошло? Диакон Роман был родом из Палестины, но когда там начались гонения на христиан, он перебрался в Антиохию. Когда нечестивый епарх Асклипиад хотел разрушить храм, диакон Роман призвал христиан защищать свой храм. При этом он сказал: “Если не дадим разрушить дом Божий, то восторжествуем в Церкви, а если погибнем, то воспоем победную песнь в Церкви, торжествующей на небесах и наследуем спасение своей души”. И когда правитель увидел, что возле храма начало собираться огромное количество людей, он повременил с разрушением.

Через некоторое время в этом городе пришло время совершения идолопоклонства. Епарх Асклипиад схватил диакона Романа и начал его мучить. Среди толпы, которая наблюдала за пытками диакона Романа, находился отрок Варул. Роман указал правителю на этого отрока и сказал: “Ты вроде бы и велик годами, но мал разумом, и этот отрок имеет больше разума, чем ты, потому что он знает Истинного Бога, а ты, в преклонном возрасте, не знаешь Его”. После этих слов правитель также начал мучить отрока Варула.

Когда же после тяжких мучений Варул попросил у своей матери воды, она начала убеждать своего сына претерпеть мучения до конца, и сама склонила его главу под меч.

Какая сила веры была у людей! Можно было подумать: безумная та мать, которая желает своему сыну смерти. Но она желала ему не смерти, а вечности.

В ноябре месяце также чтится память 100000 мучеников за веру, погибших на Метехском мосту в Грузии, когда правил Джелал ад-Дин Хорезмский. Когда он находился у города Тбилиси, персы предательски открыли городские ворота и впустили неприятеля. Воины беспрепятственно вошли в этот город и захватили его. В летописи описываются страшные последствия этого захвата: младенцев убивали на глазах матерей, матерей закалывали над трупами детей, юношей кастрировали, женщин насиловали. Но Джелал ад-Дину этого было мало. По его приказу был снят купол Сионского храма, на его место был поставлен трон, из храма были вынесены иконы Богородицы и Спасителя и поставлены на Метехском мосту. Затем правитель приказал согнать всех людей к мосту и перейти через него, наступив на иконы, сказав, что кто это сделает, тому будет дарована жизнь, кто не сделает, тот будет усечен мечом. Первыми ступили на мост отец с сыном. Подошедши к святым иконам, они преклонили колени, поцеловали лики и были усечены мечом. За ними последовали все жители города. Все эти люди были впоследствии канонизированы Грузинской Православной Церковью как 100000 Святых Мучеников за Веру. И сегодня, когда люди собираются, чтобы почтить память этих святых, они молятся о том, чтобы Господь им даровал такую веру, какая была у этих мучеников. Это именно то, чего нам так не хватает.

Нам не хватает веры. Нам кажется, что мы живем в спокойное время, но как говорит Господь, “дни лукавы” (Еф. 5, 16). В духовной жизни есть два пути: движение к Богу и движение от Бога. Среднего пути нет. Дом нашей души должен быть наполнен. И наполнен он может быть либо Богом, либо противоположностью. Давайте зададим себе вопрос: кто из нас может сегодня поступить подобно этим отцу с сыном или матери отрока Варула? Какая должна быть вера у нас? Вот вышли вы из храма, а перед вами выбор: пойти налево или направо. Куда мы пойдем? Каким путем? У каждого в душе есть инстинкт самосохранения, который очень тяжело перебороть, когда ты стоишь перед выбором смерти или жизни. Так вот, братья и сестры, молитесь, как молились святые мученики, чтобы мы действительно обогащались в Бога и у нас была одна дорога – к живому Богу. Спаси Господи».

Протоиерей Виталий Мерзликин

01.12.2024 

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 января, пятница

Предпразднство Богоявления.

Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского.

8.00 Царские часы.

17.00 Вечернее богослужение с малым повечерием, на котором поется канон предпразднства Богоявления. (Кресто-Воздвиженский собор).

Частицы св. мощей ап. и евангелиста Луки и прп. Ахилы, диакона Печерского, имеются в мощевиках обители.

Смотреть все

Православный календарь

4/17 января, пятница

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).

Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV).

Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941).

Литургии не положено. Часы навечерия.

Смотреть все

Каталог TUT.BY