Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Персоналии

Распечатать
Протоиерей Феодор (Никонович Феодор Иосифович) родился 16 февраля 1853 года (по другим данным – 17 февраля 1854) в местечке Бешенковичи Лепельского уезда Витебской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Бешенковичской народной школе. Затем обучался в Витебском Духовном училище и в Витебской Духовной семинарии. С 1876 году служил псаломщиком и одновременно исполнял обязанности законоучителя в Бочейковском народном училище. В 1879 году рукоположен во иерея. Служил в селах Витебской губернии, возрождая православные приходы и церковно-приходские школы. В 1897 году возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем собора в городе Люцине (современный город Лудза в Латвийской Республике).



Являлся благочинным всех церквей Люцинского уезда, председателем уездного отдела епархиального училищного совета, наблюдателем церковно-приходских школ. Во время революционной смуты 1905–1907 годов выступал с религиозно-нравственными и патриотическими речами, умиротворяя местное население. В 1907 году был избран в III Государственную Думу от Витебской губернии. В 1908 году участвовал в Миссионерском съезде в Киеве. В 1909 году протоиерей Феодор входил в состав депутации, ходатайствовавшей перед высшей церковной властью о перенесении святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, и впоследствии стал активным участником в подготовке самих Торжеств. Скончался 14 февраля 1911 года.



Игумения Евгения (в миру – Екатерина Константиновна Говорович) родилась 27 ноября 1822 года в селе Новохованске Невельского уезда Витебской губернии в семье священника Константина Говоровича, ревностного пастыря и хранителя православной веры. Воспитанная в строгом христианском благочестии, Екатерина еще в ранней юности решила вступить на иноческий путь. Благоговейное почитание преподобной Евфросинии побудило Екатерину избрать местом подвижничества Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. В 1849 году она была облечена в рясофор с именем Евпраксии, а в 1859 году пострижена в мантию с именем Евгении. В 1868 году монахиня Евгения была назначена казначеей Спасского монастыря. За десять лет ее казначейства произошли значительные перемены в ведении монастырского хозяйства. Был проведен ремонт древнего храма Преображения Господня и некоторых монастырских зданий, на берегу реки Полоты был выстроен новый сестринский корпус. Средства монастыря возросли. Полевое хозяйство пошло более успешно, доходность земли увеличилась.

В 1875 году монахиня Евгения за ревностное исполнение обязанностей казначеи получила Синодальное благословение с грамотой, а через три года была награждена наперсным крестом. В 1878 году указом Полоцкой духовной консистории она была назначена на должность настоятельницы, а через год возведена в сан игумении. В годы игуменства матушки Евгении (Говорович) обитель процветала как внутренне, так и внешне. Игумении Евгении были присущи истинное иноческое смирение, благодушная кротость, терпеливая снисходительность и сердечность. Подражая преподобной Евфросинии, она вела строго аскетический образ жизни. Трудами и молитвами матушки Евгении в 1882 году была построена каменная колокольня, под которой устроили книжную лавку и четыре жилые келии. В 1891 году рядом с колокольней был возведен новый сестринский корпус.

В 1893 году в Спасо-Евфросиниевской обители произведена закладка величественного Кресто-Воздвиженского собора. В 1897 году, благодаря пожертвованиям верующих, а также неутомимым трудам игумении и сестер, строительство собора было завершено. В том же году состоялось также освящение часовни, построенной в честь восшествия на престол Императора Николая II . Во время управления обителью игуменией Евгенией особого расцвета достигло Спасо-Евфросиниевское епархиальное училище, начальницей которого она была на протяжении 22 лет. В эти годы благодаря усердию и стараниям матушки в жизни училища произошло много перемен: были построены два учебных корпуса, больница и другие здания. Значительных успехов достигло училище и в обучении и воспитании девиц.



В 1890 году труды игумении Евгении были отмечены синодальным благословением, а в 1899 году она получила крест из Кабинета Его Величества. 24 марта 1900 года игумения Евгения мирно отошла ко Господу. Погребена она была у западной стены Кресто-Воздвиженского собора. В некрологе о матушке Д. С. Леонардов писал: «Мир монашеский потерял в лице игумении Евгении одну из светлых носительниц старорусских иноческих идеалов, нравственные качества которой снискали ей всеобщее уважение не только среди граждан Полоцка, но и далеко за его пределами…».



Игумения Нина (в миру – Вера Карловна Боянус) родилась в конце 70-х годов XIX века в Москве. Ее отец, Карл Карлович Боянус, был известным московским врачом-гомеопатом. Мать, Ольга Семеновна, происходившая из калужских дворян Хлюстиных, была женщиной образованной и глубоко верующей. Вера Боянус обучалась и воспитывалась дома. Получив диплом на звание домашней учительницы, в 1894 году она поступила вольнослушательницей на философский факультет Лондонского университета. Вера Боянус прекрасно владела английским, французским, немецким языками, позднее изучила еще и два древних: греческий и еврейский. Следуя примеру своей благочестивой матери, Вера Карловна активно занималась просветительской деятельностью и в Самарской губернии, и в Тифлисе, куда в 1890-х годах в связи с болезнью отца семья Боянусов выезжала на продолжительное время. В этот период Боянусы состояли в тесном общении с такими выдающимися церковными деятелями, как архиепископ Владимир (Богоявленский) и архимандрит Серафим (Мещеряков). Под их влиянием Вера Боянус избирает монашеский путь. В 1898 году она поступает в Вировский Спаса Всемилостивого монастырь Холмско-Варшавской епархии. Уже через год ее постригают в монашество с именем Нина. Вскоре монахиня Нина перешла в Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь, а в 1904 году была переведена в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. С июня 1904 по ноябрь 1905 года монахиня Нина исполняла обязанности настоятельницы и казначеи Полоцкой обители, а также начальницы монастырского училища. С ноября 1905 года монахиня Нина сугубо исполняла обязанности начальницы женского духовного училища. Именно в этот период времени училище достигло наибольшего расцвета: из бедного трехклассного оно было преобразовано в шестиклассное и, кроме того, оно получило статус епархиального со всеми правами и привилегиями для его выпускниц. Трудами монахини Нины было возведено новое трехэтажное каменное здание училища, в котором в память ее благочестивой матери была устроена домовая Свято-Троицкая церковь.


При матушке Нине была усовершенствована и расширена учебная программа. В училищный курс были введены дополнительные предметы – иностранные языки и живопись, которые матушка сама же и преподавала. Огромное внимание уделяла начальница училища духовно-нравственному воспитанию своих учениц. Она проводила с ними внеурочные беседы о вере и о жизни по Евангелию. Эти беседы в 1913 году были изданы в Полоцке на правах рукописи под названием «Наши беседы о жизни». За свою деятельность по устройству училища в 1908 году монахиня Нина была награждена наперсным крестом, а в 1914 году указом Святейшего Синода возведена в сан игумении. Во время Первой мировой войны ее вкладом в помощь Отечеству явился небольшой лазарет, устроенный в собственной квартире в училище и содержавшийся на ее средства. Игумения Нина сама трудилась в качестве сестры милосердия не только в своем лазарете, но и в госпитале, который был расположен в училищном здании. Как свидетельствуют письма игумении Нины того периода, порой ей приходилось делать до ста пятидесяти перевязок в день, при том, что на ее попечении оставалось более двухста учениц и училищный персонал. В 1910 году игумения Нина принимала участие в торжествах по перенесению святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Свои впечатления об этих торжественных днях она выразила в статье «Свидетельство истины», напечатанной в «Полоцких Епархиальных Ведомостях». В 1915 году Спасо-Евфросиниевское училище было эвакуировано в Ростовский Варницкий монастырь. Начальница училища и ее послушницы несли труды сестер милосердия в Ростовском госпитале. Во время Октябрьской революции 1917 года училище прекратило свое существование, а игумения Нина была вынуждена вернуться в родительское имение Ключи Самарской губернии. Впоследствии она окончила медицинский факультет Самарского университета и стала врачом широкого профиля; трудилась во славу Божию, жертвенно служа ближним до последних дней своей жизни. Преставилась ко Господу 13 октября 1953 года. Погребена на кладбище близ села Кинель-Черкассы (Самарская область). В 2001 году сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря на могиле игумении Нины был восстановлен крест, а в 2004 году была издана книга об игумении Нине, в которую вошла ее рукопись «Наши беседы о жизни», а также письма и воспоминания о ней современников.





Протоиерей Александр (Вераксин Александр Сергеевич) родился 22 октября 1872 года (по другим сведениям – в 1873 году). Окончил Витебскую Духовную семинарию, в 1896 году был рукоположен во иерея. С 1905 года являлся священником Березвечского Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря Дисненского уезда Виленской губернии и одновременно исполнял обязанности заведующего второклассной учительской школой при обители. С 1907 года – депутат III Государственной Думы, член комиссии по народному образованию. В 1910 году издал монографию «Березвечский монастырь. Исторический очерк».



С 1913 года проживал в городе Черкассы Киевской губернии, где являлся настоятелем одной из церквей, был возведен в сан протоиерея. В 1919 году был арестован и заключен в концлагерь, в котором находился до окончания Гражданской войны. Дальнейшая судьба протоиерея Александра неизвестна. Определением Генеральной прокуратуры Украины от 10 мая 2006 года он был реабилитирован.



Игумения Елевферия (Новикова) управляла Спасо-Евфросиниевской обителью с 194(?) по 1959 г. Она родилась в Москве в 1883 году. Закончила народное училище. На долю игумении Елевферии выпали нелегкие труды по восстановлению Спасо-Евфросиниевского монастыря в послевоенное время. Под ее руководством жизнь обители начинает устраиваться, число насельниц увеличивается. Однако уже в 1955 году городские власти издают указ, запрещающий прописывать в монастыре новых насельниц. Игумения Елевферия мужественно сражалась за «жизнь» обители. Она неоднократно ходатайствовала перед властями о разрешении ремонта Кресто-Воздвиженского собора и передаче его монастырю, однако всегда получала отказ.



В октябре 1959 года игумения Елевферия почила о Господе. Похоронена она в Полоцке на городском кладбище «Ксаверия», могила ее сохранилась до сего дня. Вскоре после ее кончины власти распорядились о закрытии Спасо-Евфросиниевского монастыря.



Монахиня Евлампия родилась в конце 30-х гг. XIX в. Подвизалась в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре, вероятно, с 1850-х гг. По свидетельству современников, была человеком высокой духовной жизни, имела от Бога дар прозорливости, при этом несла тяжкий крест юродства Христа ради. Она предсказала перенесение святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, свержение самодержавия, гражданскую войну и последующие гонения на Православную Церковь.



Большую часть дня монахиня Евлампия проводила в одиночестве и молчании. Она редко с кем вступала в общение и говорила не прямо, а таинственно, притчами.
Скончалась монахиня Евлампия в глубокой старости, около 1930 года. Похоронена она на кладбище Ксаверия в Полоцке. Могила ее сохранилась до настоящего времени. 



Схиигумения Евфросиния (в миру – Евфросиния Иовна Максимчук) родилась 23 мая 1911 года в деревне Бабино Корецкого уезда Ровенской губернии. Обучалась в церковно-приходской школе. В 14-летнем возрасте поступила в Корецкий Свято-Троицкий женский монастырь. Основным ее послушанием являлся уход за больными и престарелыми монахинями. В 1935 году она была переведена в Гродненский Рождество-Богородицкий монастырь и через два года пострижена в рясофор. Она прекрасно вышивала, пела на клиросе. В течение нескольких десятилетий управляла монастырским хором: сначала – в Гродно, затем – в Жировицах и Полоцке. В 1960 году вместе с насельницами закрытой властями Гродненской обители была переведена в Свято-Успенский Жировицкий мужской монастырь.



В 1965 году пострижена в монашество с оставлением имени, данного в крещении, – в честь преподобной Евфросинии Полоцкой. В июне 1976 года монахиня Евфросиния была назначена настоятельницей женского Рождество-Богородицкого монастыря в Жировицах, а через месяц возведена в сан игумении. В 1991 году игумения Евфросиния с частью сестер переехала в Полоцкую Спасо-Евфросиниевскую обитель, которую и возглавила. Своей подвижнической жизнью она являла святой пример для всех, кто с ней общался. За полтора года до кончины приняла великую схиму. Схиигумения Евфросиния почила о Господе 2 декабря 2004 года. Похоронена на кладбище Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.



Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

25/7 сентября, суббота

Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Воскресное всенощное бдение.

21.45 Воскресная полунощница.

Смотреть все

Православный календарь

25/7 сентября, суббота

Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского (I).

Свтт. Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена исп., еп. Каррийского (IV). Свт. Мины, патриарха Цареградского (552).

Прмч. Моисея Кожина (1931); сщмч. Владимира Мощанского пресвитера (1938).

Смотреть все

Каталог TUT.BY