Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

О послушании и самоотвержении

Распечатать

Сестры, сколько можете, выбросьте это проклятие своеволия. Надо буквально вырвать свои хотения. Этого добьетесь, если будет у вас нерассудительное послушание к Матушке. Монах, который приходит в монастырь, не должен иметь своей программы, у него не должно быть мечтаний духовных и своей личной линии. Одна только линия и цель: пришел я сюда, предаю себя всецело воле Божией, без всяких условий предаюсь Богу, и в лице Матушки или Старца я предаю себя Богу. Мы не должны забывать ни на секунду: все наше преуспеяние в духовной жизни возможно в той мере, насколько у нас есть духовная зависимость от Старца. Старец Иосиф Исихаст, как рассказывал нам наш отец Старец Иосиф, был одним из редких исихастов-безмолвников XX века. Но 95 % говорил он о послушании и только 5 % о безмолвии. Почему, думаете? Потому что альфа и омега, начало и конец исихастической монашеской жизни[1] основывается на фундаменте отсечения своей воли, своих хотений. Насколько можете, полюбите жертвенный дух. А как жертвуем собой в монастыре? Когда постоянно исполняем волю другого и, во-первых, Матушки. Не теряйте чувства священности вещей и событий. Матушка – женщина, как и вы все. Но не смотрите на нее только человеческим глазом. Смотрите на нее духовно, потому что для вас она законодательный орган благодати. Через нее вы познаете волю Божию. Поэтому Христос, когда хотел нам помочь в этом [т. е. в познании воли Божией], полностью отождествил Самого Себя со Своими законодательными, так скажем, органами. «Слушающий вас, – говорит ученикам, – Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10, 16). А апостол Павел – эта великая личность, о котором святитель Иоанн Златоуст говорил: «Что сказал Павел – сказал Христос», пишет: «Повинуйтесь наставникам вашим… ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а, не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13, 17).

***

Необходимо договориться обо всем с Матушкой, чтобы на все было ее благословение. Никогда ничего не делайте без печати благословения. Что бы вы ни делали, ставьте печать благословения Матушки. Монахиня, которая даже милостыню дает без благословения Матушки, служит дьяволу. Это закон святых отцов, это чисто святоотеческая позиция. Один паломник приехал однажды к нам из одной большой келии Святой Горы и говорит: «Старче, я немножко огорчен». «Почему?» – спрашиваю. «Был в одной келии, и там один монах мне дал коробку ладана. И мне говорит на ухо: “Смотри, чтобы наш Старец об этом не узнал”». И говорит этот паломник: «Я очень огорчился, слыша это». Я тоже, со своей стороны, был огорчен. И мне стало жаль этого монаха, который из-за какой-то глупости стал слугой дьявола. Знаете, почему он не взял благословение? Потому что он человекоугодник, то есть тщеславен, то есть эгоист. Думал: «Если пойду, а, может быть, не благословит Старец?» А апостол Павел что говорит? – «Если хочу людям угождать, тогда я не раб Христов» (см.: Гал. 1, 10). Иногда мои монахи не находят меня, когда хотят взять благословение и дать кому-то из людей (гостей) что-нибудь в благословение, которое мы обязаны дать. У них заповедь моя: меня не находите – ничего не даете. Предпочитаю, чтоб вы не дали тому, кому должны дать что-то, и Бог его потом известит, почему вы этого не сделали, чем чтобы не слушались меня и служили дьяволу. Есть еще один бес, который старшим братьям, тем, кто после Старца или после Матушки, по логике говорит, будто что-то должны сделать обязательно, несмотря на то, что не находим Старца и не берем благословения. Нет, должны все-таки взять благословение. Это позиция и порядок святых отцов. Плохо, если монах научится иметь увеличенную инициативу без благословения, а инициатива старших сестер тогда поощряется, когда их окропляют в чаше послушания, а когда инициатива без благословения – это не поощряется и не хвалится[2].

***

Мы слушаемся старших ради Христа. И раз мы ради Христа все это делаем, мы обязаны слушаться, несмотря на то, какие они и какого качества. Мы не для того пришли, чтобы судить монастырь, а пришли сюда, чтобы нас судили. Вот такую совесть должны иметь все.

***

Будем в послушании. Если даже видим повелевающий, невидим Тот, Кто повелевает повелевающему. Мы, как говорит Давид, даже «скотом ради Тебя стали» (ср.: Пс. 72, 22). У меня нет своего суждения, нет своего выбора, не сравниваю ничто ни с чем. Куда хочет Промысел Божий через ответственных монастыря меня поставить, туда пусть и ставит.

***

Когда мы внешне слушаемся, тогда зажигается у нас и внутренний огонь, – это связано. Я хочу молиться, например, а послушание мне говорит, что в этот час я должен пойти и делать какую-то работу. Я подчиняюсь. Сейчас, как думаете, со мной несправедливо поступит благодать и не даст то, что я хотел получить от молитвы? Послушание вам даст внутреннюю жизнь, сестры. Монашество – не йога. Монашество – это жертва. «Кто потеряет душу свою ради Меня… тот сбережет ее» (Мк. 8, 35). Мы должны перечеркнуть самого себя. Как я, когда не был хорошим учеником и не написал хорошо свою работу, один большой крестик поставил, на целом листе только крестик поставил. Если так не перечеркнем самого себя – не преуспеем. «Так всякий из вас, кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 33). Мы ради этих заповедей сюда пришли.

***

Если спрашиваете и получаете ответ, и должны в чем-то слушаться, и нет расположения слушаться, то должны понудить себя к послушанию. «Царство Небесное, – говорит Господь, – силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Преподобный Иоанн Лествичник нам представил конституцию монашества: «Что такое монашество? – говорит. – Постоянное понуждение человеческой природы».

***

Вы всегда обязаны слушаться. Святые отцы говорили, что можем не слушаться только в двух случаях: в случае нарушения догматов и когда нам говорят что-нибудь безнравственное сделать. Во всем остальном мы обязаны слушаться. От послушания никогда никакого зла не бывает – только добро. Даже если Матушка по ошибке скажет что-то, и мы слушаемся, для нас все-таки будет польза.

***

Даже если великих старцев нет, есть благодать, и послушание все-таки обязательно. Не помните, что в «Отечнике» написано? Был монах, который жил один, и хотел иметь Старца, а не находил. Он поставил статую в келии, и каждый вечер клал поклон[3] [перед своим мнимым Старцем] и говорил «Благослови, Старче», целовал ему руку и уходил на свои послушания. И когда однажды собирался пойти в город и положил поклон, статуя заговорила: «Чадо, не уходи туда, потому что с тобой искушение случится». Статуи говорят?! Это благодать заговорила ради его веры.

***

Человек, который осведомляет и спрашивает обо всем старших, и духовно зависит от духовного руководителя, никогда не теряет, никогда не проигрывает.



[1] Впрочем, всякий вид монашества есть исихастический и трезвенный.

[2] Некоторые люди имеют так называемый созидательный характер, имеют склонность все менять (как они считают, к лучшему – и зачастую они правы), интересуются многим, за все берутся всем естеством (в худшем случае, и не за свои дела) – одним словом, проявляют инициативу во всем. Им в монастыре часто труднее подчиняться, особенно если Игумения с заниженной инициативой. Если старшая сестра имеет такой характер, она может начать смотреть на Игумению свысока, осуждать ее и не считать обязательным даже советоваться с ней о некоторых вещях. «Окроплять в чаше послушания» – значит выражать свое мнение, и, если Игумения одобряет инициативу сестры, совершить это дело, а если нет, не настаивать и не печалиться из-за того, что нам отсекли волю (хотение).

[3] Класть поклон – древняя монашеская традиция. При встрече Игумена (Старца), перед началом и по окончании всякого дела в знак подчинения и послушания подобает монаху сделать Игумену поясной поклон (иногда и земной), поцеловать его правую руку и опять сделать поклон.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 января, пятница

Предпразднство Богоявления.

Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского.

8.00 Царские часы.

17.00 Вечернее богослужение с малым повечерием, на котором поется канон предпразднства Богоявления. (Кресто-Воздвиженский собор).

Частицы св. мощей ап. и евангелиста Луки и прп. Ахилы, диакона Печерского, имеются в мощевиках обители.

Смотреть все

Православный календарь

4/17 января, пятница

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).

Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV).

Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941).

Литургии не положено. Часы навечерия.

Смотреть все

Каталог TUT.BY