Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

О подражании Христу

Распечатать

Как Сам Христос представляется нам? Его ученики задавались вопросом: «Кто этот наш Учитель, Который повелевает стихиям природы, Который потом голодает, Который устает, потом спит и так два естества показывает, ходит по морю, воскрешает мертвых? Кто же этот наш Старец?» И говорит Христос: «Вы не спрашивайте друг друга, кто Я такой, Меня прямо спросите. Знайте, что “Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим”» (Мф. 11, 29). Вот этому Христу мы служим, этого Христа имеем перед глазами, Ему должны подражать, этого Христа должны полюбить. Он должен быть нашим дыханием, и мы должны в Его размышления войти. «Мудрствуйте вы то же, что и во Христе Иисусе» (ср.: Флп. 2, 5), – говорит апостол. Вот, сестры, Его помните. Часто братьям говорю: «Подумайте, что будет, если хотя бы на секунду не будет Христа в нашей монашеской общине? Что останется в монастырях? Ноль, большой ноль. Сровняется все с землей. Абсолютно ничего». Поэтому обязаны мы Христа полюбить. Когда увидит Он, что наше сердце тянется к Нему, тогда Он придет к нам, потому что Он в сто, в тысячи раз больше хочет этого – соединиться с нами.

Об этом говорится в Ветхом Завете: «Ядущие Меня еще будут алкать, и пьющие Меня еще будут жаждать» (Сир. 24, 23). Тот, кто Бога вкусил, никогда Им не насыщается. Это тайна такая: и насыщаемся, с одной стороны, наполняемся полностью, но, с другой стороны, жаждем все больше и больше. Будем молиться, чтобы Дух Святой пребывал в нас, и Он пребывает в нас, когда видим Его плоды в нас. Об этих плодах говорит нам апостол Павел: «...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). На эти вещи будем обращать внимание, сестры. Что, думаете, есть духовная жизнь? Ласка, думаете, и кладезь чего-нибудь? Монашество – это крест. Христу говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди со Креста (Мф. 27, 40), и мы поверим Тебе (ср.: Мк. 15, 32)». А Он молчал и не сошел со Креста, потому что и был Богом-Словом. Но помните до этого, когда пришли Его схватить, свет[1] вышел из Него, и все упали на землю. Это все для того, чтобы показать, что Сам Он хотел всего этого: волею распялся, волею предался, волею пострадал, волею был осужден[2]. Повели Его к Пилату – опять молчал. И по-человечески казался побежденным и неудачником. Таким неудачником, что даже ученики соблазнились и опять стали рыбачить. Сказали: «Вот до этого была наша слава». Двое учеников Его отреклись полностью. Первый, самый старший ученик, – Петр – отрекся от своего Старца. К счастью, что потом покаялся. А другой, окаянный, потерялся. Кстати, знаете, почему это случилось с Иудой? Потому что он помыслы свои скрывал, и поэтому стал жертвой дьявола. Он был вором, сребролюбцем. И когда блудница пришла с миром драгоценным, говорит этот несчастный Иуда: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12, 5). Что говорит апостол Иоанн потом? Не то, что о бедных он заботился, а вором был, и ящик у него был с деньгами, и воровал оттуда (ср.: Ин. 12, 6). Потом спрашиваем, сестры, себя: «Как Царь Славы его терпел?» Терпел вора и дал ему даже мешок с деньгами. Терпел его столько, более чего уже невозможно было терпеть. Вот Ему мы и служим, Он – наше дыхание, наша радость, наше спасение. Он, как Старец Иосиф говорил, «центр нашей любви». Поэтому уходите от эмоций, сентиментальности, от дружбы. Возлюбите Бога по-настоящему, и тогда вся вселенная войдет к вам в сердце. Духовный человек сопереживает вместе со всем человечеством, но в то же время остается радостным. Это чудо святого человека-Христоносца. Мы в монашестве свидетельствуем об этом, потому что вся красота христианства выражается в монашестве. Поэтому Иисусова молитва пусть не оставляет ваши уста ни на секунду – «именем Иисуса бичуй супостатов, врагов». И будете буквально плавать в благодати, будете отдаляться от всего земного, преходящего. Как Старец Паисий выражался, «будете выходить из орбиты Земли и переходить на орбиту Бога». Таким является благодатный человек, который обнимает Крест Христа.

***

Было у Старца Иосифа Исихаста искушение очень большое. Вообще, каждый раз, когда было у него большое искушение, являлся ему распятый Христос и говорил: «Посмотри на Меня, что Я ради вас претерпел». «И все, – говорит, – помыслы у меня терялись тогда, уходили от меня». Поэтому опять, как всегда боголепно и богодухновенно, святые отцы над Крестом Господа написали: «Царь Славы». Распятый является Царем Славы. И «Распятый» стало как бы Его прозвищем. Помните, когда мироносицы пошли ко гробу Христа и нашли его пустым, Ангел уже о Воскресшем Христе сказал: «Иисуса ищете… распятого; Он воскрес, Его нет здесь…» (Мк. 16, 6)? Это был триумф Христа.

***

Будем надеяться на милость Божию великую, на то, что Христос нас любит. Будем надеяться на Его любовь. Будем говорить: «Христе, сделай исключение и меня спаси». Это же не трудно! «Ты же знаешь, что я хочу спастись, но не могу», – так с Христом наедине говорите, так беседуйте с Ним. И увидите, как это прекрасно!



[1] Согласно учению святителя Григория Паламы это был нетварный свет.

[2] Сила Христа была неизреченна, так что напавшие на Него воины не смогли бы распять Его, если бы Он Сам не предался им добровольно. Только одним вопросом Своим «Кого ищете?» Господь ослепил глаза их и поверг на землю.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 января, пятница

Предпразднство Богоявления.

Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского.

8.00 Царские часы.

17.00 Вечернее богослужение с малым повечерием, на котором поется канон предпразднства Богоявления. (Кресто-Воздвиженский собор).

Частицы св. мощей ап. и евангелиста Луки и прп. Ахилы, диакона Печерского, имеются в мощевиках обители.

Смотреть все

Православный календарь

4/17 января, пятница

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).

Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV).

Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941).

Литургии не положено. Часы навечерия.

Смотреть все

Каталог TUT.BY