При использовании материалов Дорогие гости сайта! |
Мы причащаемся очень часто: по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям. Пост – вообще не догматическое предусловие для Святого Причастия. Даже пост! Если бы это было обязательным предусловием, первым, кто должен бы был поститься, – это священник. Каждый поститесь только в пост, который установлен для всей Церкви. Святитель Василий Великий, помните, пишет, что четыре раза [в неделю] причащались. Даже по средам и пятницам. Удивительно, ведь вторник и четверг – не пост. Мы в монастыре совмещаем (и в других монастырях у нас на Святой Горе): понедельник – это пост без елея, во вторник причащаемся, в среду опять без елея пост, в четверг причащаемся опять, в пятницу пост без елея, в субботу причащаемся. В субботу утром едим все, и скоромное (но, знаете, мяса, конечно, никогда не едим), и в субботу вечером едим постную пищу с елеем, но без вина. И причащаемся и в воскресенье. В воскресенье обязательно монах должен причащаться[1]. Не причащаемся только тогда, когда есть какая-то епитимья. Только в случае епитимьи должен отлучаться от Причастия монах по воскресеньям. На Светлой Седмице, как исключение, каждый день причащаемся[2] – без поста. Единственная неделя, когда без поста причащаемся, потому что считается она одним днем. Вся неделя Светлой Седмицы считается одним днем – Пасхой. Старец Софроний (Сахаров) говорил: «Современные люди не могут умным деланием заниматься столько, сколько древние, из-за упадка нервной системы людей. То, что восполняет недостатки наши в умном делании – это Святое Причастие». Литургия и потом Причастие вместе. Многие братья мне говорили, как после Причастия сама зажигалась у них в сердце молитва Иисусова. Один брат причастился, и два дня молитва у него сама творилась, даже когда он спал. И, конечно, невыразимая была сладость в сердце, потому что это дар. Даром дается нам духовная пища. Не говорит ли Христос, что «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»[3] (Ин. 6, 54)?
*** Мы каждый день службы совершаем в соборе [Благовещения Пресвятой Богородицы] до Первого Часа[4], потом расходимся по маленьким храмам. Каждый будний день где-то десять Литургий совершается одновременно. В соборе у нас Литургия по воскресеньям и по большим праздникам. Тогда соборное служение, все священники служат. Так что, «горе имеем сердца».
[1] В остальные дни в Ватопедской обители, чтобы ни в одной церкви Святая Чаша не возвращалась в алтарь хотя бы без одного причастника, накануне уставщик выбирает по списку братьев по числу Литургий следующего дня (от 7 до 10) и просит приготовить им постную пищу. [2] В Великий пост братия Ватопедского монастыря причащаются также каждый день. Божественная Литургия Преждеосвященных Даров совершается в Ватопеде ежедневно, кроме первых двух дней Великого поста и Великой Пятницы. [3] Такая насыщенная литургическая жизнь существует, пожалуй, только на Афоне, но в общих чертах такая же практика распространена во многих монастырях. Особого приготовления перед Причастием у афонитов нет, ведь вся их жизнь и есть приготовление к Святому Причастию. Послушание, молитва, строгость распорядка монашеской жизни, аскеза – все это и является приготовлением к Причащению Святых Христовых Таин. Две трети жизни афонских монахов составляет пост (причем больше половины его – без елея), каждый день братья несут подвиги бдения и непрестанной молитвы, стараются хранить совесть чистой и постоянно (зачастую и каждый день) очищать ее исповедью и откровением помыслов, стараются исполнять в точности послушание. Что еще больше можно сделать, чтобы лучше подготовиться к Святому Причастию? Кроме молитвенного правила перед Святым Причащением, каждый брат совершает (кто сколько может) духовные и телесные добровольные подвиги, всегда все согласуя со Старцем. Так часто афониты причащаются не потому, что достойны этого, но потому, что, как и все люди, больны и нуждаются в духовном лекарстве. Поскольку нет у братьев таких грехов, которые являются препятствием к Причастию, они не отдаляют себя от этого Животворящего Источника. Нежелание приступить к Святой Чаше для афонских монахов служит поводом для самоукорения. [4] Имеется в виду чинопоследование богослужения Первого Часа (совершается после Утрени). |
Расписание богослужений4/17 января, пятницаПредпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского. 8.00 Царские часы. 17.00 Вечернее богослужение с малым повечерием, на котором поется канон предпразднства Богоявления. (Кресто-Воздвиженский собор). Частицы св. мощей ап. и евангелиста Луки и прп. Ахилы, диакона Печерского, имеются в мощевиках обители. Православный календарь4/17 января, пятницаСобор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285). Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV). Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941). Литургии не положено. Часы навечерия. |