Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Слово о целомудрии и чистоте помышлений и сердца

Распечатать
Один пожилой аскет рассказывал нам следующее.

– Выходящий в мир должен быть очень внимателен во время своих бесед, и прежде всего при разговорах с монахинями, для которых лучше всего подходят пожилые и опытные учителя, чтобы они сохраняли свои чувства чистыми.

В скиту Малой Анны был духовник по имени папа-Неофит, подвизавшийся в каливе Святых Архангелов, где освященный Агапий написал свою книгу «Грешных спасение»[1]. Как-то этот духовник отлучился со Святой Горы и приехал в один женский монастырь на острове Тинос[2], где он исполнял обязанности священника. Насельницы этого монастыря проводили жизнь самую непорочную. Но была там одна слепая монахиня, которая однажды исповедала папа-Неофиту, что враг диавол вложил в ее ум по отношению к нему нечистые помыслы. Он, как только услышал об этом, так убоялся, что сразу возвратился сюда, в скит Малой Анны.

Папа-Неофит был очень расстроен, потому что не мог понять, как враг душ человеческих сумел посеять такие помыслы у слепой. Однажды он собрал живших с ним по соседству духовников: папа-Киприана, папа-Стефана и папа-Косму. Позвал и опытнейшего духовника папа-Игнатия, но тот был болен и вместо себя прислал своего ученика, молодого папа-Игнатия, который был родом из Смирны и желал стать монахом еще в юном возрасте.

Духовники начали рассуждать об этом деле: как могла слепая монахиня подвергнуться нападению нечистых помыслов? Однако пожилые священники не смогли разрешить этот вопрос. Затем пришел черед высказать свое мнение и молодому папа-Игнатию.

Вот слова папа-Игнатия, которые удивили всех, так что о нем сказали: «Да святятся уста его»[3]: «Голос твой, папа-Неофит, когда ты беседовал со слепой монахиней, стал причиной возникновения в ней этих помыслов, которым она противостала и которые исповедала, поскольку была добродетельной».

* * *

Старец сказал:

– Монах, будь внимателен, не давай руки своей никакой женщине, и даже своей матери, чтобы прийти в меру отцов наших.

– Смотри, когда выходишь в мир, не шути, не смейся так, чтобы видны были зубы. И если ты это сохранишь, то чистота твоей жизни научит тебя предметам более высоким...

* * *

В 1955 году с одним братом из монастыря Дионисиат произошел удивительный случай – ему явился святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Об этом нам поведал приснопамятный старец Лазарь, почти всегда пребывавший в состоянии умиления и благодарения Богу. Он рассказывал нам в третьем лице, но судя по всему говорил о самом себе.

Этот брат, посланный от монастыря в Фессалоники, остановился в гостинице, где с ним помимо его воли произошло большое искушение. Одна красивая девица из знакомой ему семьи подошла к нему и спрашивала его об отцах, о Святой Горе и т. п., так что беседа затянулась. Наконец обнаружились намерения девицы, когда она предложила брату угостить его в своем номере, держа его за руку и говоря: «На одну минуту пойдем, и потом ты вернешься...».

Падение было бы уже совершившимся фактом, если бы не было у брата в этот опасный момент молитвы и доверия Честному Предтече. Он горячо просил святого о помощи и избавлении от сетей, в которые впал. И действительно, вдруг какая-то ослепительная молния, подобно тысяче электрических ламп, сверкнула в ее комнате. В этом свете явился Честной Предтеча, взял брата за грудь и в мгновение ока, так что тот даже не заметил, перенес в его комнату на другом конце этажа!

* * *

Старец сказал:

– Добропорядочный человек смотрит на всех женщин, как на своих сестер. Даже когда он видит женщину легкого поведения, то должен помышлять: «Будь она моей сестрой, она бы сделала меня посмешищем...». И так он не станет совершать с ней греха.

* * *

Богопросвещенный папа-Иоаким[4] из Святой Анны, брат по постригу нашего старца, говорил:

– Кто желает соблюсти себя в целомудрии, должен быть очень внимательным и строго наблюдать за собой, чтобы руками своими не касаться своего тела и чтобы даже одна рука не касалась другой. И в собраниях должен стараться быть целомудренным в словах, в действиях, во взорах, избегая бесед с имеющими благообразные лица и делая все, что способствует хранению девства и чистоты жизни.

* * *

Неумолимой была брань с плотью у современного нам подвижника – старца Иосифа Исихаста[5]. В течение восьми лет диавол вел кровопролитную брань против того, кто с детства пребывал в целомудрии и был чист от всякого плотского сладострастия. «Когда я доходил,– говорит старец,– до полной безысходности от изнеможения, то благодать придавала мне сил, и все начиналось сначала. Но с течением времени брань становилась все более жестокой, почти непрерывной. Поскольку она не отступала, то и я, сопротивляясь, не отступал от умерщвления плоти, в особенности от бдения и нанесения себе побоев[6]. Я плакал, стенал, молил Владычицу нашу Богородицу... Брань ненадолго ослабевала, чтобы я мог передохнуть, и вновь делалась напряженной. Тем временем тело мое начало изнемогать, я потерял силы. Я находил покой только в молитве, которая оставалась для меня единственным утешением».

Старец Иосиф пустил в ход все практические методы, чтобы победить в этой борьбе: бдение, суровость к себе, голод, жажду, побои, слезы. Он отказался от ложа и спал сидя на большом деревянном сиденье, наподобие кресла, с подлокотниками. И все это продолжалось столько, сколько продолжалась брань.

* * *

Я удивился, когда узнал от ученика старца Аввакума, что приснопамятный старец имел такую чистоту ума и сердца, что ни разу в своей жизни не имел лукавого или постыдного помысла! Подвизаясь на Святой Горе в течение пятидесяти лет, он ни разу со дня своего прибытия не покидал ее.

* * *

Я знал одного монаха-подвижника, который не хотел слышать женского голоса даже по телефону.

* * *

Старец сказал:

– Однажды меня посетил один богослов и просил рассказать ему о нетварном свете. Я спросил его: «Очистился ли ты от страстей, растлевающих душу? Если нет, то зачем ты хочешь слышать о нетварном свете?».



[1] Монах Агапий (Ландокс) – один из величайших просветителей XVII века.

Был практически единственным православным писателем своего времени, издававшим на собственные средства книги для простого народа. «Грешных спасение» – один из первых трудов Агапия, вышедший в 1641 году. Содержит указания пути ко спасению на основании слов Священного Писания и творений святых отцов. Эта книга, изложенная простым языком, стала любимым чтением греков и переиздается до сих пор.

[2] Остров в южной части Эгейского моря.

[3] Так говорят греки, когда одобряют что-либо справедливо сказанное. – Пер.

[4] Подробнее о нем см.: Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон. М., 2002. С. 19–55.

[5] Старец Иосиф Исихаст (Пещерник) (1898–1959) – один из самых известных афонских подвижников нашего времени, воспитавший целую плеяду духоносных старцев и игуменов. Из его братства вышли старец Иосиф Ватопедский, архимандрит Харалампий Дионисиат, архимандрит Ефрем Филофейский. Преданным учеником его был и иеросхимонах Ефрем Катунакский, известный делатель молитвы и послушания. Авторству старца Иосифа принадлежит также замечательнейший аскетический труд «Выражение монашеского опыта» (см.: Старец Иосиф. Выражение монашеского опыта. ТСЛ, 2006). Подробнее о жизни старца см.: Иосиф, монах. Старец Иосиф Исихаст. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.

[6] Он избивал свое тело «профилактическим древом», как учат многие опытные подвижники, «клин клином вышибающие».– Авт.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 января, пятница

Предпразднство Богоявления.

Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского.

8.00 Царские часы.

17.00 Вечернее богослужение с малым повечерием, на котором поется канон предпразднства Богоявления. (Кресто-Воздвиженский собор).

Частицы св. мощей ап. и евангелиста Луки и прп. Ахилы, диакона Печерского, имеются в мощевиках обители.

Смотреть все

Православный календарь

4/17 января, пятница

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).

Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV).

Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941).

Литургии не положено. Часы навечерия.

Смотреть все

Каталог TUT.BY