Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Слово о разных добродетельных монахах

Распечатать

Почтенный, гостеприимный старец Иоасаф из братства Иоасафеев в Карее, искусный мастер византийской иконописи, рассказывал нам:

– Я знал многих отцов, которые вели постоянную борьбу за очищение своего внутреннего человека, за спасение своей бессмертной души:

это старец Харалампий, великий делатель воздержания из келлии Живоносного Источника;

старец Мефодий из келлии Святителя Николая, достигший высоты в своем странничестве;

старец Симеон, превосходно поющий церковные гимны; приятнейший нравом папа-Дионисий из келлии Введения во храм Пресвятой Богородицы;

старец Харалампий, нестяжательный из нестяжательных и очень простой;

старец Филарет Костамонит, фонарщик, который никогда не покидал Святой Горы;

старец Арсений, резчик, кроткий и самый молчаливый; русский старец Лаврентий, крайне воздержный и скромный;

старец Дометий-постник;

папа-Неофит, ко всем милостивый, непрестанно молившийся день и ночь;

папа-Никодим, кротчайший духовник, пастырь добрый;

румынский подвижник, кормивший диких птиц прямо с рук;

старец Пахомий из иконописной мастерской Пахомеев, бывший сторонником колливадов[1] и церковных традиций;

настоящие монахи и очень милостивые старцы Аверкий и

Харалампий;

обладавший замечательной памятью старец Иоаким (которого я еще застал и который часто и много рассказывал мне, недостойному, о добродетелях древних афонских отцов);

старец Косма, нестяжательный и молчаливый...

* * *

В монастыре Святого Пантелеймона (Русском монастыре) жили настоящие подвижники, монахи, не щадившие себя ради спасения.

Например, старец Серапион вкушал только хлеб и воду.

Старец Савин целых семь лет не спал на ложе.

Старец Досифей для всех был примером и образцом добродетели.

Старец Анатолий имел благодатный дар покаяния.

Старцы Савин и Серафим знали еще преподобного Серафима Саровского.

В скиту монастыря Ксенофонт жили добродетельные отцы, например приснопамятный папа-Акакий, который был и по имени, и на деле незлобивым и чуждым всякого порока[2]. В миру он был малограмотным, однако когда его посещали паломники, он открывал Евергетинос[3] и читал душеполезные главы, избегая празднословия и пустословия. Почил он в 1927 году.

Строгим монахом был старец Хрисогон, который почил в 1943 году.

В одной хибарке скита, так называемом аскетирии, жил подвижник по имени геро-Евфимий. В центре комнаты у него висел мешок с сухарями, которые и служили ему ежедневной пищей.

Восемьдесят лет из ста прожил на Святой Горе простой старец Григорий, недавно мирно почивший о Господе. Он родился в 1890 году и в восемнадцатилетнем возрасте пришел в скит. Отец Григорий был знаком с Мораитидисом[4], имел дружеские отношения с пустынником Авимелехом и рассудительным Даниилом Катунакиотом. Его духовным отцом стал папа-Акакий. Часто мы наслаждались его по-детски непосредственным и кротким обществом. Один раз он принес книгу Илии Минятия[5], чтобы прочитать мне похвальное слово на праздник Воздвижения Честнаго Креста. Столетний старец читал и плакал. Это было поразительное и незабываемое зрелище. Он чувствовал себя стоящим пред Крестом Господним...

* * *

В скиту Кавсокаливия жили замечательные личности: одни отличались своей образованностью, другие – добродетелями, а третьи – и тем и другим, сочетая в своей душе оба достоинства.

Таковыми были: Иона, ученик преподобного Акакия Кавсокаливита, почивший в 1665 году; Пелагий, послушник Ионы, почивший в 1754 году; Рафаил; Неофит, по происхождению еврей; мудрый учитель Евгений Булгарис[6] – директор Афониады[7]; Феоклит Византийский (Каратзас), почивший в 1777 году; длиннобородый Мефодий Византийский, отошедший ко Господу в 1811 году; Филофей из Смирны, почивший в 1789 году; Петр-монах, подвизавшийся в каливе Рождества Богородицы и почивший в 1865 году; знаменитый Никодим Духовник, послушник великого мастера резьбы по дереву старца Арсения, который оставил истории два своих произведения – «Распятие» и «Второе Пришествие», проработав над каждым из них пятнадцать лет (!); духовники Павел и Пантелеймон, мужи рассудительные и наделенные благодатными дарами, серьезные, молчаливые, приятные в слове и мудрые в руководстве.

* * *

Отец Герман Хаир рассказывал об отцах скита Кавсокаливия:

– Это были почтенные старцы, мимо которых мы проходили с великим почтением и страхом. На ночных бдениях они стояли, как несгибаемые столпы, с вечера и до утра, смотря долу, на плиты церковного пола. Вся церковь была наполнена такими старцами. Все они пребывали в молчании, празднословию не было места. Они строго соблюдали все правила духовной жизни. Особенно выделялся среди них своей светоносной жизнью старец Авксентий, который сиял как звезда. Жил он в келлии Святого великомученика Георгия. У него был глиняный сосуд, где он варил для себя травы, которые собирал в пустыне, и это было его основной пищей. Иногда он ел и хлеб, но более ничего. В скиту старец прожил многие годы, лет около шестидесяти.

* * *

В весьма уединенном скиту Святого Василия жили великие подвижники, совершавшие удивительные подвиги и проводившие напряженную духовную жизнь. Это были: учитель молитвенного трезвения и умной молитвы старец Варнава и румыны Мартиниан, Иона и Феофилакт. Почти все отцы занимались резьбой по дереву: они делали расчески, ложки, ножи для бумаги. Старец Мартиниан жил только на милостыню других братий. Когда ему давали «благословение», то есть немного еды, у него было для этого установленное благодарение на ломаном греческом:

– О, спаси тебя Господи! Как твое имя? Как имя твоего отца и матери? (Имена он спрашивал, чтоб поминать их в молитве.)

Старец Иона был ученым монахом, выпускником политехнического института и в тихой, исихастсюй атмосфере скита Святого Василия занимался переводческими трудами. Он переводил на румынский язык книги преподобного Никодима Святогорца и другие святоотеческие творения.



[1] Колливады (от слова «коливо») – исихастское движение XVIII века. Эти отцы, следуя преданию нашей Церкви, утверждали, что поминовение усопших должно совершаться только в субботу, поскольку воскресенье есть день Воскресения Господня. Также они выступали за частое причащение Святых Таин и возвращение к святоотеческой традиции умного делания. Колливадами были такие известные подвижники, как святитель Макарий Коринфский и преподобный Никодим Святогорец.

[2] Имя Акакий может переводиться как «незлобивый», так и «непорочный».– Пер.

[3] Евергетинос – труд монаха Павла, основателя Евергетидской обители в Константинополе, представляющий собой выдержки из житий святых и творений святых отцов, систематизированные по тематике. Впервые был подготовлен к изданию преподобным Никодимом Святогорцем, после чего получил широкое распространение в Греческой Церкви.

[4] Александр Мораитидис – выдающийся греческий писатель и ревнитель девства. Был духовным чадом старца Даниила Катунакского, к концу жизни принял постриг с именем Андроник.

[5] Илия Минятий (1669–1714) – греческий епископ, проповедник и богослов.

[6] Евгений Булгарис (1716–1806) – один из выдающихся греческих просветителей и богословов. Учился в Италии, занимался исследованиями на Афоне, с 1771 года – в России: сначала переводчик при императрице, а с 1775 года – епископ Славянский и Херсонский. Погребен в Александро-Невской Лавре.

[7] Афониада – святогорская средняя школа для мальчиков от 12 до 18 лет. Наряду с общеобразовательными предметами здесь преподаются и церковно-богословские дисциплины, иконопись, церковное пение.


Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

4/17 января, пятница

Предпразднство Богоявления.

Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского.

8.00 Царские часы.

17.00 Вечернее богослужение с малым повечерием, на котором поется канон предпразднства Богоявления. (Кресто-Воздвиженский собор).

Частицы св. мощей ап. и евангелиста Луки и прп. Ахилы, диакона Печерского, имеются в мощевиках обители.

Смотреть все

Православный календарь

4/17 января, пятница

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).

Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV).

Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941).

Литургии не положено. Часы навечерия.

Смотреть все

Каталог TUT.BY