При использовании материалов Дорогие гости сайта! |
Почтенный, гостеприимный старец Иоасаф из братства Иоасафеев в Карее, искусный мастер византийской иконописи, рассказывал нам: – Я знал многих отцов, которые вели постоянную борьбу за очищение своего внутреннего человека, за спасение своей бессмертной души: это старец Харалампий, великий делатель воздержания из келлии Живоносного Источника; старец Мефодий из келлии Святителя Николая, достигший высоты в своем странничестве; старец Симеон, превосходно поющий церковные гимны; приятнейший нравом папа-Дионисий из келлии Введения во храм Пресвятой Богородицы; старец Харалампий, нестяжательный из нестяжательных и очень простой; старец Филарет Костамонит, фонарщик, который никогда не покидал Святой Горы; старец Арсений, резчик, кроткий и самый молчаливый; русский старец Лаврентий, крайне воздержный и скромный; старец Дометий-постник; папа-Неофит, ко всем милостивый, непрестанно молившийся день и ночь; папа-Никодим, кротчайший духовник, пастырь добрый; румынский подвижник, кормивший диких птиц прямо с рук; старец Пахомий из иконописной мастерской Пахомеев, бывший сторонником колливадов[1] и церковных традиций; настоящие монахи и очень милостивые старцы Аверкий и Харалампий; обладавший замечательной памятью старец Иоаким (которого я еще застал и который часто и много рассказывал мне, недостойному, о добродетелях древних афонских отцов); старец Косма, нестяжательный и молчаливый...
* * * В монастыре Святого Пантелеймона (Русском монастыре) жили настоящие подвижники, монахи, не щадившие себя ради спасения. Например, старец Серапион вкушал только хлеб и воду. Старец Савин целых семь лет не спал на ложе. Старец Досифей для всех был примером и образцом добродетели. Старец Анатолий имел благодатный дар покаяния. Старцы Савин и Серафим знали еще преподобного Серафима Саровского. В скиту монастыря Ксенофонт жили добродетельные отцы, например приснопамятный папа-Акакий, который был и по имени, и на деле незлобивым и чуждым всякого порока[2]. В миру он был малограмотным, однако когда его посещали паломники, он открывал Евергетинос[3] и читал душеполезные главы, избегая празднословия и пустословия. Почил он в 1927 году. Строгим монахом был старец Хрисогон, который почил в 1943 году. В одной хибарке скита, так называемом аскетирии, жил подвижник по имени геро-Евфимий. В центре комнаты у него висел мешок с сухарями, которые и служили ему ежедневной пищей. Восемьдесят лет из ста прожил на Святой Горе простой старец Григорий, недавно мирно почивший о Господе. Он родился в 1890 году и в восемнадцатилетнем возрасте пришел в скит. Отец Григорий был знаком с Мораитидисом[4], имел дружеские отношения с пустынником Авимелехом и рассудительным Даниилом Катунакиотом. Его духовным отцом стал папа-Акакий. Часто мы наслаждались его по-детски непосредственным и кротким обществом. Один раз он принес книгу Илии Минятия[5], чтобы прочитать мне похвальное слово на праздник Воздвижения Честнаго Креста. Столетний старец читал и плакал. Это было поразительное и незабываемое зрелище. Он чувствовал себя стоящим пред Крестом Господним...
* * * В скиту Кавсокаливия жили замечательные личности: одни отличались своей образованностью, другие – добродетелями, а третьи – и тем и другим, сочетая в своей душе оба достоинства. Таковыми были: Иона, ученик преподобного Акакия Кавсокаливита, почивший в 1665 году; Пелагий, послушник Ионы, почивший в 1754 году; Рафаил; Неофит, по происхождению еврей; мудрый учитель Евгений Булгарис[6] – директор Афониады[7]; Феоклит Византийский (Каратзас), почивший в 1777 году; длиннобородый Мефодий Византийский, отошедший ко Господу в 1811 году; Филофей из Смирны, почивший в 1789 году; Петр-монах, подвизавшийся в каливе Рождества Богородицы и почивший в 1865 году; знаменитый Никодим Духовник, послушник великого мастера резьбы по дереву старца Арсения, который оставил истории два своих произведения – «Распятие» и «Второе Пришествие», проработав над каждым из них пятнадцать лет (!); духовники Павел и Пантелеймон, мужи рассудительные и наделенные благодатными дарами, серьезные, молчаливые, приятные в слове и мудрые в руководстве.
* * * Отец Герман Хаир рассказывал об отцах скита Кавсокаливия: – Это были почтенные старцы, мимо которых мы проходили с великим почтением и страхом. На ночных бдениях они стояли, как несгибаемые столпы, с вечера и до утра, смотря долу, на плиты церковного пола. Вся церковь была наполнена такими старцами. Все они пребывали в молчании, празднословию не было места. Они строго соблюдали все правила духовной жизни. Особенно выделялся среди них своей светоносной жизнью старец Авксентий, который сиял как звезда. Жил он в келлии Святого великомученика Георгия. У него был глиняный сосуд, где он варил для себя травы, которые собирал в пустыне, и это было его основной пищей. Иногда он ел и хлеб, но более ничего. В скиту старец прожил многие годы, лет около шестидесяти.
* * * В весьма уединенном скиту Святого Василия жили великие подвижники, совершавшие удивительные подвиги и проводившие напряженную духовную жизнь. Это были: учитель молитвенного трезвения и умной молитвы старец Варнава и румыны Мартиниан, Иона и Феофилакт. Почти все отцы занимались резьбой по дереву: они делали расчески, ложки, ножи для бумаги. Старец Мартиниан жил только на милостыню других братий. Когда ему давали «благословение», то есть немного еды, у него было для этого установленное благодарение на ломаном греческом: – О, спаси тебя Господи! Как твое имя? Как имя твоего отца и матери? (Имена он спрашивал, чтоб поминать их в молитве.) Старец Иона был ученым монахом, выпускником политехнического института и в тихой, исихастсюй атмосфере скита Святого Василия занимался переводческими трудами. Он переводил на румынский язык книги преподобного Никодима Святогорца и другие святоотеческие творения. [1] Колливады (от слова «коливо») – исихастское движение XVIII века. Эти отцы, следуя преданию нашей Церкви, утверждали, что поминовение усопших должно совершаться только в субботу, поскольку воскресенье есть день Воскресения Господня. Также они выступали за частое причащение Святых Таин и возвращение к святоотеческой традиции умного делания. Колливадами были такие известные подвижники, как святитель Макарий Коринфский и преподобный Никодим Святогорец. [2] Имя Акакий может переводиться как «незлобивый», так и «непорочный».– Пер. [3] Евергетинос – труд монаха Павла, основателя Евергетидской обители в Константинополе, представляющий собой выдержки из житий святых и творений святых отцов, систематизированные по тематике. Впервые был подготовлен к изданию преподобным Никодимом Святогорцем, после чего получил широкое распространение в Греческой Церкви. [4] Александр Мораитидис – выдающийся греческий писатель и ревнитель девства. Был духовным чадом старца Даниила Катунакского, к концу жизни принял постриг с именем Андроник. [5] Илия Минятий (1669–1714) – греческий епископ, проповедник и богослов. [6] Евгений Булгарис (1716–1806) – один из выдающихся греческих просветителей и богословов. Учился в Италии, занимался исследованиями на Афоне, с 1771 года – в России: сначала переводчик при императрице, а с 1775 года – епископ Славянский и Херсонский. Погребен в Александро-Невской Лавре. [7] Афониада – святогорская средняя школа для мальчиков от 12 до 18 лет. Наряду с общеобразовательными предметами здесь преподаются и церковно-богословские дисциплины, иконопись, церковное пение. |
Расписание богослужений30/13 июля, воскресеньеНеделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. 6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм). 8.20 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом. (Кресто-Воздвиженский собор). 9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия. (Кресто-Воздвиженский собор). 16.45 Вечернее богослужение. 17.00 Акафист Иисусу Сладчайшему (Кресто-Воздвиженский собор). Православный календарь30/13 июля, воскресеньеНеделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия. Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского (1918). Собор святых Биробиджанской епархии. Собор детей-мучеников Ястребарских и Сисакских (1942) (Серб.). Прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Свт. Арсения, еп. Тверского (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 27 июня). Сщмчч. Алексия Введенского, Тимофея Петропавловского пресвитеров, прмч. Никандра Прусака (1918); прмч. Феогена Козырева (1939); мч. Иоанна Демидова (1944). |