При использовании материалов Дорогие гости сайта! |
Один духовник-исповедник по имени Вениамин, когда к нему приходил кто-нибудь на исповедь и начинал говорить о чужих делах и осуждать своих братий, прогонял его, пока он не вразумится и не изменит своего поведения.
* * * Отличавшийся необыкновенной простотой старец Давид дионисиат говорил своим посетителям о вреде осуждения: – Смотри, не говори, что тот делает то-то, а вот этот – то-то. Потому что так ты потеряешь благодать Христову. Даже если увидишь, что кто-то поступает подобно ослу, не высмеивай его. Люби ближнего твоего, как самого себя[1]. Так говорит Христос.
* * * Один старец сказал своему послушнику, имевшему плохой характер: – Если у тебя нет добрых помыслов, то зачем тебе и старец? Если старец по причине немощи, которую имеет всякий человек, сделает нечто дурное, помысл будет его осуждать: зачем, мол, он это делает? Если, опять же с помощью божией он сделает нечто достойное удивления, помысл будет говорить, что он колдует, потому у него это и получилось. Так рассуждает человек, имеющий дурные помыслы.
* * * Один молодой посетитель соблазнился, когда увидел, как прославленный духовник папа-Григорий ласкает тыльной стороной ладони своего кота, и осудил старца. Однако обстоятельства сложились так, что осудивший оказался в Турции и пришел просить у консула работы. – У меня нет для тебя работы, вот только мне нужен человек, который кормил бы моего пса, а от остатков его пищи питался бы сам. Тогда молодой человек, у которого не было даже хлеба, согласился и ухаживал за псом, давая ему пищу. Осознав, в каком жалком положении он находится, юноша расценил это как наказание за то, что осудил духовника папа-Григория. Когда представилась благоприятная возможность, он отправился с русским кораблем на Святую Гору и пришел в скит Малой Анны, где положил перед духовником поклон и попросил у него прощения. Тогда папа-Григорий сказал ему: – Я видел, чадо мое, что ты осудил меня, а враг наших душ прогнал тебя, и я просил святую Анну, чтобы она вернула тебя назад, и она это сделала. Но впредь будь внимателен. Не осуждай монахов, потому что они хотят скрыть свою добродетель и многие притворяются безумными, чтобы их не хвалили люди.
* * * Уважаемый на Катунаках пустынник иеромонах Е.[2] рассказывал: – Один брат сказал мне об осуждении: «Я много осуждаю, как мне избежать этого греха?». И я ответил ему: «Когда собираешься высказаться о каком-нибудь человеке, говори себе, что он здесь присутствует. Возьми, к примеру, себя. В твоем присутствии другой тебя не осуждает, а когда тебя нет, тогда начинает колотить тебя по голове и осуждать» Я помню, что когда был жив старец, я осудил его за что-то. Однажды ночью я встал на молитву. Вижу перед собой стену, которую не может преодолеть молитва. «Господи Иисусе... Господи Иисусе...» – не идет. Где-то я погрешил, думаю, какой-то совершил грех. Итак, куда я накануне ходил, что делал, что говорил, что натворил? Наконец нашел, что осудил своего старца. Следующий день был воскресеньем, и я должен был служить. Здесь у священника есть обязанность, как догмат: он должен служить, если не имеет канонических препятствий. Что делать? Берусь за молитву: «Боже мой, прости меня. Боже мой, я согрешил, прости меня, я прошу прощения». Не помогает. «Что же, для меня нет прощения, нет слова “прости”? Поскольку я Тебя огорчил, прости меня. Я тоже имею право на ответ: “Бог тебя простит”». Никакого результата. «Но Петр трижды отрекся от Тебя, и Ты простил его, а я от Тебя не отрекался, я осудил своего старца. Ну теперь и я кладу поклон, каюсь и прошу прощения». Опять не помогает. Говоря это, снова взялся за четки, но все по-прежнему, молитва не идет. Тогда я начал плакать, слезы льются рекой. Не столь страшно осудить какого-нибудь чужого человека, сколько осудить своего старца. Горе тебе, ибо ты осуждаешь Самого Бога. Я начал плакать и три часа не переставал. Воскресная служба длится три часа. Я плакал и говорил: «Боже мой, Боже мой, для меня нет слова “прости”? Ты Бог милосердия и сострадания, почему же Ты меня не прощаешь? Я Тебе говорю: “Прости меня”. Мария Египетская, когда покаялась, получила прощение, и многие святые были грешниками, но Ты их простил. И греческих новомучеников, которые стали турками[3], Ты простил и помиловал. А для меня нет милости, нет прощения?». Три часа я плакал, всю воскресную службу провел в слезах. В конце вижу, полегчало, замечаю в себе мир, какую-то радость. Тогда я начал молиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Вот, наконец-то успокоился. И так я приступил к Литургии. Если же нет этого, то нельзя приступать к служению Литургии. Осуждение – великий грех. Благодать уходит, а ты даже не понимаешь этого. Страшный грех. Суд Христа ты берешь на себя и потому становишься антихристом...
* * * Богоносный духовник папа-Савва никогда никого не осуждал. Когда его спрашивали о ком-нибудь: «Что это за человек, отче?» – он отвечал: «Это святой человек».
* * * Один старый монах сказал: – Всегда в своих оценках ставьте вопросительный знак. Мы не знаем, что может случиться!
* * * Славный папа-Дионисий из братства Карцонеев как-то дал совет монаху Даниилу: – Чадо мое, не верь ничему, что говорится в ущерб другим, а увиденному верь наполовину. И даже не наполовину, потому что многие притворяются безумными. Не осуждай. [1] Мф. 19, 19. [2] Здесь, очевидно, речь идет о старце Ефреме Катунакском. [3] Во времена турецкого владычества многие христиане обманом или силой были вынуждаемы отречься от своей веры и принять мусульманство. Некоторые из них впоследствии покаялись и возвратились в лоно Христианской Церкви. Были и те, которые пожелали омыть грех отречения своей кровью: они с дерзновением исповедовали свою веру перед турецкими властями и приняли мученическую кончину. |
Расписание богослужений4/17 января, пятницаПредпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского. 8.00 Царские часы. 17.00 Вечернее богослужение с малым повечерием, на котором поется канон предпразднства Богоявления. (Кресто-Воздвиженский собор). Частицы св. мощей ап. и евангелиста Луки и прп. Ахилы, диакона Печерского, имеются в мощевиках обители. Православный календарь4/17 января, пятницаСобор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285). Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III–IV). Сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); сщмч. Николая Маслова пресвитера (1939); сщмч. Павла Фелицына пресвитера (1941). Литургии не положено. Часы навечерия. |