|
Одной из важных христианских добродетелей является память о Боге. По мысли святых отцов, человек должен жить, осознавая постоянное присутствие Божие. Как иконостас в храме, так и святой угол в доме служит всегдашним напоминанием о Боге и Его угодниках. Ведь икона – это окно в Царствие Небесное, где пребывают Господь, Матерь Божия и святые. Иконы, встречая человека при входе в храм, призваны подготовить душу христианина к началу богослужения, «настроить» ее на духовный лад. Икона – это место встречи Бога и человека, поскольку божественная благодать проявляется через святой образ, нисходя к человеку, чтобы возвести его к Первообразу. О назначении иконы преподобный Феодор Студит писал так: «…смотрящий на икону видит перед собой Первообраз. Потому почитание или непочитание иконного изображения, поклонение или непоклонение падает и на Первообраз и, если иконою изображен Господь, – на Господа».
В первые века христианства икона нередко понималась как «книга для неграмотных», во всяком случае, на Западе это ее предназначение считалось едва ли не главным. Не все верующие умели читать книги, тем более богословские, икона же своими линиями, красками, символами излагала людям то же самое церковное учение, которое выражено словом. Святой образ может наглядно рассказать о главных христианских догматах, центральных событиях Священной Истории Ветхого и Нового Заветов, передать образы святых, которые своей жизнью в Боге засвидетельствовали истинность учения Христова, оставив пример для подражания. Икона призвана пробуждать в предстоящем перед ней потребность молиться, припадать к Богу в покаянии, искать утешения в скорбях. Она вдохновляет призывать Господа в уверенности, что Он близ и готов прийти на помощь. Об истинности иконопочитания говорит первый «живописный» образ, созданный Самим воплотившимся Богом, пославшим в дар тяжелобольному Эдесскому князю Авгарю плат со Своим чудесно отпечатавшимся Ликом.
В первой половине VIII века появилась ересь иконоборчества, возмущавшая Церковь Христову до половины IX века. На VII Вселенском Соборе, проходившем в городе Никее в 787 году, эта ересь была осуждена и утвержден догмат иконопочитания на вечные времена: «Мы определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения Честного и Животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок, или мозаичных плиточек, или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться во св. церквах Божиих, на священных сосудах и одеждах, на стенах и дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли эти иконы Господа и Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа, или Непорочной нашей Владычицы Богородицы, или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. …Взирающие на сии иконы возбуждаются приносить иконам фимиам и ставить свечи в честь их, как делалось это в древности, потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».
При византийском императоре Льве V Армянине (813–820) и его преемниках возобновились гонения на иконы. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 842 году при императрице Феодоре, управлявшей Византийской Империей по причине малолетства ее сына и наследника Михаила III. Тогда же в воспоминание о победе над иконоборческой ересью установили праздник Торжества Православия.
В Древней Руси иконопочитание распространилось сразу после принятия христианства в 988 году. В каждом храме и монастыре были свои чудотворные или почитаемые образы Спасителя, Божией Матери, святых. Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиниевского монастыря, воздвигнутая в XII веке по благословению преподобной Евфросинии Полоцкой, донесла до нас традиции почитания святых икон. Ярким свидетельством благоговения наших предков перед святыми образами являются древние фрески, которыми расписаны стены храма. Среди многообразия сюжетов иконографической программы росписи особо выделяется образ самой основательницы монастыря преподобной Евфросинии, находящийся в келии святой на хорах Спасской церкви. Эта икона, получившая наименование ктиторской («ктитор» в переводе с греческого – основатель, создатель), была, вероятнее всего, написана в конце XII – начале XIII века, уже после смерти святой игумении. На ктиторской фреске преподобная Евфросиния изображена со Спасским храмом в руках, который она, как дар своей веры, преподносит Христу. К сожалению, лик преподобной утрачен, но само изображение является свидетельством раннего формирования почитания святой, задолго до ее канонизации. Когда писалась эта замечательная фреска, конечно, никто и не мог предположить, что когда-нибудь, в скорбном XX веке, многие древние иконы будут изъяты из монастыря.
Из истории Спасо-Евфросиниевского монастыря известно, что в 1915 году во время Первой мировой войны мощи преподобной Евфросинии, насельницы обители и монастырское имущество, в числе которого находилось и большинство икон, были эвакуированы в Ростов Великий в Богоявленский Авраамиев монастырь. При эвакуации «терялись ящики, падали с телег и бросались прямо на улице, разбивались при погрузке и выгрузке и все гибло» (ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 2.). То имущество, которое удалось перевезти в Ростов, в период с 1915 по 1921 год было конфисковано или «выброшено и расхищено гражданами» (ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 2). Известно, что в 1920 году настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Елена (Волкова) обращалась в Полоцкую Уездную Комиссию по охране памятников старины и искусства с заявлением о «необходимости возвращения из Ростова эвакуированных древних икон и других ценностей в Полоцкий монастырь» (УЗГАП, ф. – р. – 54, оп. 1, д. 3, л. 226). Однако, вероятнее всего, иконы не были возвращены в обитель.
В церковно-ризничной описи Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря за 1922 год говорится о том, что в обители имелось тогда 195 икон. В древнем Спасо-Преображенском храме было 72 иконы: 2 в алтаре, 35 в иконостасе и 35 в остальной части храма. В церкви святого Алексия, человека Божия (располагалась в здании монастырского трапезного дома), находилось 36 икон: 2 в алтаре, 7 в иконостасе и 27 в остальной части храма. В Кресто-Воздвиженском соборе икон не было. Свято-Евфросиниевский храм являлся хранилищем для 49 икон, ранее принадлежавших этой церкви, и для 38 икон, ранее размещавшихся в Кресто-Воздвиженском соборе. Иконы из иконостасов Кресто-Воздвиженского собора и Свято-Евфросиниевской церкви в 1915 году были изъяты при эвакуации (ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6–9).
После закрытия монастыря в 1960 году все имевшиеся в обители иконы были перенесены в древнюю Спасо-Преображенскую церковь, в которой богослужения совершала приходская община. Прихожанам удалось уберечь некоторые из икон прежнего дореволюционного монастыря. В 1990 году после открытия Спасо-Евфросиниевской обители верующие передали эти иконы прибывшим из Жировиц первым насельницам возрождавшегося монастыря. В 1991 году приходская община Спасо-Преображенского храма была переведена в Полоцкий Богоявленский собор, который был возвращен тогда Православной Церкви. Желая помочь восстанавливающемуся храму, насельницы Спасо-Евфросиниевской обители пожертвовали часть монастырских икон Богоявленскому собору. В 2000-е годы некоторые иконы были подарены вновь открывшимся женским обителям Полоцкой епархии – Глубокскому Рождество-Богородицкому и Браславскому Свято-Пантелеимонову монастырям. Полоцкие сестры, возрождавшие эти обители, получили в дар иконы как благословение Спасо-Евфросиниевского монастыря.
В настоящее время в Спасо-Евфросиниевской обители особо почитаются два списка иконы Божией Матери «Эфесская»: древний – XVI века и современный – 1992 года, написанный иконописцем Н. Г. Богдановым в Русском музее Санкт-Петербурга с иконы-оригинала. Кроме того, чтимыми образами монастыря являются иконы Божией Матери «Красностокская» XVII (?) века, «Всецарица» (написана с чудотворного образа в Афонском Ватопедском монастыре в 2010 году) и «Иверская» (написана на Афоне в келье святого Николая Буразери в 2011 году, является списком с чудотворного образа). В обители также можно поклониться иконам с частицами святых мощей равноапостольной Марии Магдалины, святителей Николая Чудотворца, Филарета Московского, Феофана Затворника, священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского, великомученика Георгия, великомученицы Варвары, преподобных Евфросинии Полоцкой, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского. В Спасо-Преображенской церкви находится храмовая икона Преображения Господня с камнем со святой горы Фавор, а в Свято-Евфросиниевском храме – Распятие с частицей Животворящего Древа Креста Господня.
В Кресто-Воздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря находятся иконы с памятными надписями. На иконе царя-мученика Николая II имеется металлическая табличка с надписью: «Боголюбивым насельницам Спасо-Евфросиниевской обители. В память о высочайшем чутком сердце Императора Государя Николая II, услышавшего многолетний зов белорусского народа, и своим указом от 21.01.1910 г. разрешившего перенесение мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. Преклоняя колена перед св. мощами преподобной, воздадим честь ныне прославленному Церковью Св. Царю-Мученику Николаю II пением тропаря: “Царства земного лишение…”. От насельниц Св.-Николаевской женской обители. г. Могилев. 12. X. 2005 г.». Образ Божией Матери «Казанская» подарен Святейшим Патриархом Кириллом 27 сентября 2009 года, посетившим тогда наш монастырь и возглавившим Божественную Литургию. На иконе была сделана соответствующая этому событию подпись: «Дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Спасо-Евфросиниевскому монастырю города Полоцка в память о совершении Божественной Литургии 27 сентября 2009 года».
По милости Божией, в нашей обители мы имеем возможность молиться перед иконами XIX – начала XX века, являвшимися достоянием прежнего дореволюционного монастыря. Одна из них – икона Покрова Пресвятой Богородицы – в 1910 году сопровождала святые мощи преподобной Евфросинии при торжественном их перенесении из Киево-Печерской Лавры в Спасо-Евфросиниевскую обитель. Сохранились и иконы преподобной Евфросинии, написанные к перенесению ее святых мощей. Другие образы XIX – начала XX века – это Распятие, иконы Божией Матери «Казанская», «Тихвинская», «Знамение», «О Всепетая Мати», пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его святых мощей (написана на Афоне в Русском Пантелеимоновом монастыре в начале XX века), преподобного Серафима Саровского, равноапостольной Марии Магдалины, святого Архистратига Михаила (написана в 1907 году).
Некоторые из современных икон, находящихся в храмах Спасо-Евфросиниевского монастыря, написаны его насельницами. Это иконы Пресвятой Богородицы, угодников Божиих, двунадесятых праздников. Особое внимание в обители уделяется иконографии преподобной Евфросинии Полоцкой.
Ежедневно Спасо-Евфросиниевский монастырь посещают паломники из разных уголков мира. Перед святыми иконами обители они возносят усердные молитвы к Богу, Божией Матери и святым, получают утешение в скорбях и исцеление болезней.
Источники:
1. Карташев, А. В. Вселенские соборы. М., 1994.
2. Лепахин, В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.
3. Сарабьянов, В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. М., 2009.
4. Семь Вселенских Соборов / сост. архиеп. Аверкий (Таушев). СПб., 1995.
5. ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 2. Заявление настоятельницы иг<умении> Е<лены> Волковой 10. 11. 22 г.
6. ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6–9. Церковно-ризничная опись Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря за 1922 год.
7. УЗГАП, ф. – р. – 54, оп. 1, д. 3, л. 226. Протокол заседаний /Полоцкой/ Уездной Комиссии по охране памятников старины и искусства.
8. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Летопись Спасо-Евфросиниевского монастыря за 1989–2011 годы.
|