При использовании материалов Дорогие гости сайта! |
«Дивен Бог во святых Своих»
Дивны милости Господни и в наши дни, когда прославляются Всемогущество и Благость Божия через святых угодников Божиих. Явил Господь в недавнее время новые знамения и чудеса и от мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой…
1) <...> Еще по пути следования святых мощей из Киева некоторые лица устно свидетельствовали о чудесных знамениях, каких они удостоились по ходатайству преподобной матери Евфросинии. 2) Так, в г. Могилеве чудесную помощь от мощей преподобной получила жена учителя Духовного училища Чистякова. 3) Здесь же в г. Могилеве к священнику Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, сопровождавшему святые мощи из Киева, о. Николаю Черепнину явился крестьянин Вейской волости Могилевского уезда деревни Подгорья Лаврентий Гавриленок и при тайном советнике Петре Михайловиче Кошкине заявил, что жена его Мария Титова, страдавшая рожистым воспалением на всем левом боку и ноге, перешедшим в раны, болевшая в течение трех месяцев и приговоренная видевшими ее к смерти, исцелилась с прибытием святых мощей преподобной Евфросинии в г. Могилев. При этом Гавриленок рассказал, что жена его явилась приложиться к святым мощам, вследствие сонного видения ей еще в феврале месяце 1910 г., когда никто из них не знал о перенесении святых мощей. Некоторые же благодарные сердца сообщили о милости Божией, явленной во время следования святых мощей преподобной Евфросинии в г. Полоцк, письменно. Вот что они писали: 4) «Извините, что, не будучи знаком с вами, решаюсь писать вам. Посылаю переводом по почте пять рублей на имя ваше и покорнейше прошу сделать распоряжение о служении обедни и молебна с акафистом у святых мощей преподобной Евфросинии. 24 мая жена моя Евфросиния почти умирала, когда вдруг была получена икона, освященная на мощах преподобной Евфросинии. Как святые мощи были проездом в г. Витебске, то племянник мой, учившийся там, был у святых мощей и, освятив икону, прислал ее мне. У больной жар дошел до 41, 5º, но лишь только икона возложена была на голову жены, как жар начал падать, появился теплый пот, и больной сделалось гораздо лучше, и она выздоровела. Желаю возблагодарить преподобную Евфросинию за спасение моей жены. Затем прошу выслать мне кусочек ваты и пузырек оливы от мощей святой Евфросинии наложенным платежом по адресу: город Мглин Черниговской губернии, Виктору Ивановичу Саханскому, имение Николаевское. Пожелав всех благ и всякого благополучия, остаюсь, готовый к услугам, В. Саханский. 12 июля 1910 года». 5) «Четыре года страдала я болезнью ноги, и болезнь мою доктора определить не могли. Был на всходе ступни большой нарыв, не дозволявший мне носить обуви и ступать на неровную почву, да и пальцы больной ноги не разгибались, так что почти я ходить не могла, а если приходилось пройти, то появлялась страшная боль в ноге. Когда святые мощи прибыли в город Витебск, я вышла при помощи своих родных, дочери и зятя Кострова, навстречу святыне. Однако не могла дойти до места встречи и остановилась около заставы. Здесь ожидала святые мощи, слезно молясь и прося помощи у преподобной Евфросинии. Приложиться к святым мощам в сей день я не имела возможности. Возвратившись домой, я крепко уснула, уже не чувствуя обыкновенной, после ходьбы, боли в ноге, не дававшей мне прежде иногда даже и уснуть. На следующий день я пошла вместе с зятем приложиться к святыне и, будучи мала ростом, не могла облобызать руку преподобной, а приложилась только к гробику ее. После этого нога моя стала здоровой, и желвак, бывший на всходе ступни, разошелся. В настоящее время не чувствую никакой боли в ноге, ношу обыкновенную обувь и ступаю больной ногой, как и другой. Купеческая вдова, проживающая в городе Витебске…, Мария Львовна Кудрявцева». 6) Мая 22, когда святые мощи вносились в главный храм обители Воздвижения Креста Господня, монахиня сего монастыря Неонилла (Тиханова), страдавшая три года язвой желудка, приговоренная доктором медицины Александром Михайловичем Мансветовым к смерти, была принесена, так как сама не могла ходить, в сей храм и положена так, чтобы святые мощи пронесены были над ней. И когда пронесли святые мощи над ней, то она почувствовала себя здоровой: сама встала и пошла в свою келию; а во время торжеств присутствовала при богослужениях, несла некоторые послушания и являлась к Великой княгине Елизавете Федоровне, присутствовавшей в городе Полоцке на сих торжествах. Это чудо засвидетельствовано самим доктором Мансветовым, пославшим от себя корреспонденцию в местные «Витебские Губернские Ведомости», перепечатанную затем в № 187 за 1910 г. газеты «Киевлянин». Монахиня сия по сие время (10 августа 1912 г.) жива и здорова и проживает в Борисо-Глебском, приписном к Спасо-Евфросиниевскому, монастыре. <...>. 7) Крестьянин Николаевской волости Дисненского уезда Виленской губернии, проживающий в фольварке Гороховых у арендатора Маркевича, Иван Генрихович Пинкевич, страдавший немотой целую седмицу, после лобзания и слезной молитвы перед святыми мощами преподобной Евфросинии стал говорить и просил присоединить его к православной церкви, так как он был католик. Это было 7 июня 1910 г. 8) 15 сентября 1910 г. прибыл в Спасо-Евфросиниевский монастырь крестьянин Глубокской волости Дисненского уезда Виленской губернии дер. Шаречи Валентин Андреевич Пискунов с женой и дочерью Екатериной семи лет поблагодарить Бога за исцеление дочери его. При этом рассказал священнику Спасо-Евфросиниевского монастыря о. Николаю Черепнину следующее: «Дочь моя Екатерина с самого рождения до семи лет была здоровым ребенком, хорошо говорила, любила молиться Богу и знала многие молитвы. В марте месяце 1910 г. заболела конвульсией. Перед Благовещением конвульсия перешла в паралич, и ребенок был без сознания, не действовал ни рукой, ни ногой и ничего не говорил. В таком положении ребенок находился до 23 мая сего года. 23 мая, после молебна, когда возложили ее на святые мощи, она начала действовать руками, разогнулась и пришла в сознание». 15 сентября сам священник видел этого ребенка хорошей, вполне нормальной девочкой, хотя исхудавшей. 9) «Крестьянин Бобыничской волости Лепельского уезда дер. Пометники, служащий при управлении Николаевской железной дороги и проживающий в Петербурге, Фома Иванович Кравченко страдал сильным нервным расстройством и острым катаром желудка, и ему нельзя было ничего есть. Но после исповеди у раки преподобной Евфросинии и причастия Святых Таин 23 июля 1910 г. он почувствовал облегчение в своей болезни и начал принимать всевозможную пищу». (Рассказ о сем записан со слов Кравченко.) 10) От некой Марии Севастьяновой (адреса и местожительства своего не указывает) получено следующее письмо: «Ваше Высокопреподобие, Матушка Игумения! Ваше письмо и приложение при нем получила, приношу Вам искреннюю благодарность. Когда я получила письмо и вынула образок преподобной Евфросинии, я немедленно надела на шею больной. В то время у моей матери, больной тяжкой внутренней болезнью, была опухоль ноги. С момента прикосновения святыни в самое непродолжительное время опухоль прошла. Теперь, слава Богу и преподобной Евфросинии, мать поправилась настолько, что становится на ноги. Приношу Вам с сестрами мою сердечную благодарность за Ваши молитвы о болящей. При этом я Вам вкратце напишу о своей матери. Ей 70 лет, и она по совету врачей рискнула на операцию, пользуясь лечением в клинике. Надо полагать, что по неряшливости и невниманию ухаживающих за ней у нее образовалось заражение крови. Я вынуждена была взять ее на квартиру к себе. Посещение врачей продолжалось, но повышение температуры увеличилось до 41, 2º и надежды на улучшение никакой не было. Приговорили жить седмицу, и вот, благодаря чуду, мать моя получила исцеление от преподобной Евфросинии, чему даже врачи выразили удивление. <...>. Прошу не оставить меня Вашими молитвами. Остаюсь искренно преданная Вам Мария Севастьянова…». 11) «Крестьянин Невельского уезда Топорской волости дер. Сытняк Витебской губернии Архипп Прокофьевич Пуданов заявил священнику монастыря о. Николаю Черепнину, что сын его, девяти лет, страдал от ран, находящихся выше ступни правой ноги. Заведующий врачебно-амбулаторным пунктом в с. Новохованске врач Блюмштейн-Юдин и фельдшер Лихоманов признали необходимость операции. Болела нога с сентября месяца 1909 г. по 23 мая 1910 г. Когда во время перенесения святых мощей преподобной Евфросинии приложили отрока к мощам и, взявши масла от лампады, помазали больному ногу, то раны стали без всяких лекарств заживать, и через некоторое время нога стала совершенно здоровой. В Полоцке же отрок, хотя ступал ногой, но из ран шла кровь». (Выписка из летописи монастыря.) 12) Крестьянин Витебской губернии Великолукского уезда Скоковской волости дер. Грибаново Алексей Михайлов 16 января 1911 г. заявил священнику Николаю Черепнину, что дочь его Дарья, двадцати лет, была нездорова помешательством в течение 10 лет, проявляя иногда буйство. Возили ее во многие монастыри и обращались к докторам, но пользы не было. По перенесении святых мощей в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь была она подведена к мощам преподобной Евфросинии 23 мая 1910 г., где проявляла буйство, много кричала. После же четырехдневного пребывания в обители у раки преподобной и слезной молитвы матери стала совершенно здоровой и в настоящее время чувствует себя нормальной, как и все люди, и никакого следа помешательства не осталось. 13) В летописи монастыря собственноручно записал июля 21 дня 1911 г., священник Тараткевич следующее: «Прибыв 20 июля в сию святую обитель, священник св. Николаевской церкви в местечке Чашники Лепельского уезда 21 дня служил в соборном храме Литургию, вознося благодарение Господу за исцеление его от тяжкой болезни катара желудка, коей он страдал в течение двадцати лет. Исцеление сие получено было у мощей преподобной матери нашей Евфросинии при перенесении их в Полоцк, в местечке Сиротине Полоцкого уезда, куда я, священник Тараткевич, выбыл для встречи их с крестным ходом совместно с причтом всех церквей 2-го благочиннического округа Лепельского уезда. 20 лет я страдал катаром желудка, причинявшим мне большие, часто нестерпимые, боли, кои можно было несколько успокоить приемом соды, которую я ежедневно и употреблял до 2 и 3 чайных ложек в день. В 1900 году ездил в Петербург и там лечился у профессора Манассеина, но пользы не было. В 1907 году катаральные страдания усилились, и я заставлен был настояниями врачей поехать на Кавказ, где на курорте Ессентуки и лечился в течение шести недель. Но и это лечение не принесло ни малейшего облегчения, и я оставался таким же страдающим, как и раньше. В 1910 г. в мае месяце, несмотря на мучивший меня в это время с особенной силой мой недуг, я решился с крестным ходом пойти навстречу мощам преподобной Евфросинии в местечко Сиротино, отстоящее от моего местожительства, м. Чашники, в 75 верстах, и шел туда, чувствуя во всем пути себя тяжело больным. Но вот приложился я к святым мощам, и мне стало настолько лучше, что я на следующее утро уже мог служить в Сиротинском храме Литургию, во время совершения коей я уже не чувствовал обычных болей, а затем не чувствую и поныне. Теперь я, будучи шестидесяти лет от роду, чувствую себя совершенно здоровым по молитвам за меня, грешного и недостойного, преподобной матери нашей Евфросинии, которую славлю и благодарю ныне и присно и во веки веков. Аминь. Свято-Николаевской церкви в местечке Чашники Лепельского уезда священник Николай Тараткевич». 14) Жена чиновника, проживающего в г. Сувалки, Анна Сильвестровна Шишкевич сообщила монастырскому священнику Николаю Черепнину 22 февраля 1912 г. следующее: «6 декабря 1911 г. муж мой, Николай Михайлович, шестидесяти лет, садясь после работы около стола на стул, не попал на него, а упал вместо стула на пол, причем сильно ударился поясницей о стул. После чего явилась сильная боль в пояснице и большая опухоль на спине со ссадиной. Тотчас послали за доктором Ницунским и до прихода врача делали холодный компресс, примешивая в воду, как бы по внушению свыше, воды, освященной на мощах преподобной Евфросинии. Когда прибыл доктор, то нашел большую опухоль и признал ушиб опасным, потому что затронуты почки и грозит больному лишением рассудка. Лекарства же никакого не дал, обещая завтра прийти. Но едва ушел доктор, <…> муж говорит мне, что у него ничего не болит. Я думала, что он сошел с ума, и начала осматривать место ушиба. Но опухоли не оказалось, видна была только ссадина, так этот ушиб бесследно и прошел. Я об этом исцелении никому не говорила и преподобную Евфросинию не прославила, как должно. За это Господь меня снова посетил несчастьем. Сын мой Михаил, одиннадцати лет, воспитанник Орловского кадетского корпуса, 27 января 1912 г. сломал ногу в голени. Перевязку ему делал корпусный доктор Вестенгоф. Когда меня известили об этом, я тотчас, послав деньги в Спасо-Евфросиниевский монастырь, просила помолиться о здравии болящего Михаила. Когда же прибыла я в корпус, был десятый день после перелома голени. В этот день доктор решил снять лубки и оказалось, что нога его [сына Михаила] совершенно здорова, и теперь сын не чувствует никакой боли. После этого я решила с мужем съездить в Спасо-Евфросиниевский монастырь, где говела и отслужила акафист преподобной Евфросинии за полученные милости от Господа по молитвам преподобной». (Записано со слов госпожи Шишкевич священником Н. Черепниным.) 15) В летописи монастыря от 9 мая 1912 г. священником Н. Черепниным записано такое событие. Крестьянская девица Высокской волости Оршанского уезда Могилевской губернии дер. Девина Домна Иоакимовна Сычева сего числа прибыла в обитель принести благодарственные молитвы преподобной Евфросинии о даровании ей исцеления и рассказала священнику Н. Черепнину следующее: «Мне 28 лет. На четырнадцатом году от рождения моего у меня правый глаз от укола заболел, и образовалось на нем бельмо. Я вскоре начала лечить сначала в Беновичах, а потом в г. Могилеве. Но доктора так и залечили глаз, что на месте глаза образовалась одна впадина, покрытая веками, и совсем не видно было стекловидной оболочки глаза. 23 апреля, на великомученика Георгия, в 1912 г. я пришла помолиться преподобной Евфросинии; здесь два дня говела и исповедовалась. После этого начала видеть: ресницы открылись и стала видна стекловидная оболочка. <...>. Теперь вижу этим глазом также хорошо, как и другим». <...>.
Публикуется по изданию: Чудесные знамения от св. мощей Препод. Евфросинии, княжны Полоцкой / сост. свящ. Николай Черепнин. Витебск, [1913 ?].
|
Расписание богослужений25/8 декабря, воскресеньеНеделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмч. Климента, папы Римского. 6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм). 8.20 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом. 9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия. (Кресто -Воздвиженский собор) 16.45 Вечернее богослужение. 17.00 Акафист Иисусу Сладчайшему. (Кресто-Воздвиженский собор) Православный календарь25/8 декабря, воскресеньеНеделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311). Прп. Петра молчальника (ок. 429). Прмц. Магдалины Забелиной (1931); сщмчч. Серафима, архиеп. Смоленского, Григория Воинова, Иоанна Владимирского, Василия Парийского, Космы Коротких, Иоанна Тарасова, Симеона Афонькина, Илариона Соловьева, Ярослава Савицкого, Александра Вершинского, Иоанна Янушева, Виктора Смирнова, Андрея Шершнева, Варлаама Попова пресвитеров и мч. Павла Кузовкова (1937); мч. Николая Копнинского (1938). |