Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Иконография преподобной Евфросинии Полоцкой

Распечатать

Басова, М. В. Евфросиния Полоцкая, прп. Иконография // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2008. Т. XVII.

Древнейшим изображением Евфросинии долгое время считалась фреска на северо-западном столпе Преображенской (Спасской) церкви Полоцкого Евфросиниева монастыря, раскрытая в 1950 г. Д. Е. Брягиным (см., напр.: Арлоў. 1992. Вкл.; Мон-рь у церкви Спаса. 2000. С. 9; Селицкий А. А. Живопись Полоцкой земли XI–XII вв. Минск, 1992. С. 124–125. Рис. 80). Это прямоличное изображение головы женщины в плотно повязанном монашеском плате, с нимбом. Выразительные черты лица (высоко поднятые полукруглые брови, широко расставленные глаза) придают облику святой яркую индивидуальность. В качестве аргумента для отождествления образа Евфросинии приводилась цитата из ее Жития: «...бяща бо лепа лицем» (Кацер М. С. Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского периода. Минск, 1969. С. 24), а также сведения о том, что к XII в. уже существовала традиция помещать в храме донаторскую композицию (в данном случае речь идет об одном из изображений преподобных жен и мучениц, надписи к которым не сохранились).

Сравнительно недавно обнаружен подлинный ктиторский «портрет» Евфросинии, написанный при входе в ее келью в юго-западной части на хорах Преображенской церкви (Сарабьянов. 2007. С. 21, 157, 165). Она представлена в рост, в монашеском одеянии и куколе, подносящей храм Иисусу Христу, лик утрачен. Нимб отсутствует, что указывает на создание фрески вместе со всем комплексом росписей кельи предположительно в нач. XIII в., по другой версии, в 50-х гг. XII в. (ок. 1161), когда началось почитание Евфросинии.

Иконография Евфросинии получила развитие преимущественно в Новое время в России, на Украине и в Белоруссии. В текстах иконописных подлинников XVIII в. под 23 мая внешний облик святой уподобляется прмц. Евдокии (БАН. Строг. № 66. Л. 109, кон. XVIII в.; Большаков.Подлинник иконописный. С. 101). В рукописи Г. Д. Филимонова содержится более подробное описание: «И преподобныя матере нашея Евфросинии девицы, игумени обители святаго Спаса в Полоцке; подобием бледна лицем от пощения, ризы преподобническия, как у преподобномученицы Евдокии. Тщанием сея преподобныя принесен из Ефеса образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии, что Евангелист Лука написал, во град Полоцк, и поставлен во обители и в церкви Всемилостиваго Спаса» (Филимонов.Иконописный подлинник. С. 351–352). В руководстве для иконописцев 1910 г. о внешности Евфросинии сказано: «...типа русскаго, преклонных лет, собой красива, но очень худа от поста и бледна, ростом высока; одежды монахинь... Ей можно писать хартию с ея изречением: “Никакоже хотяше сочетатися земному смертному мужу, уязвлена бывши желанием Безсмертнаго Н[е]б[ес]наго Жениха Хр[ис]та С[ы]на Б[о]жия, весь бо ум свой преложи на любовь Б[о]жественную”» (Фартусов.Руководство к писанию икон. С. 291).

К наиболее ранним сохранившимся изображениям святой в иконописи принадлежит небольшая (86×33 см) деисусная ростовая икона, находящаяся в верхнем ряду иконостаса в приделе во имя мц. Софии Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Икона написана в 1685 г. под руководством Ф. Е. Зубова (ГИМ). Святая представлена в молении, в мантии и в куколе, вполоборота вправо («одесную» Иисуса Христа), рядом с прмц. Евдокией. В том же ряду помещены изображения других преподобных жен («Обитель пресветлая и дивно украшенная...»: К 480-летию основания Новодевичьего мон-ря: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 15–17; Гос. ист. музей: Альбом. М., 2006. С. 594. (Гос. музеи России)). Евфросиния изображена также на шитом оплечье фелони с образами Киево-Печерских преподобных 1750 г. (НКПИКЗ), где в 2 ряда представлены святые перед образом Успения Пресвятой Богородицы над Успенским собором Киево-Печерской лавры. Евфросиния – в 1-м ряду крайняя справа, рядом с прп. ПименомМногоболезненным, в рост, фронтально, десница прижата к груди, в опущенной левой руке – четки. Оплечье является вкладом серпуховского купца В. Кушкина в Успенский собор лавры (Вклади та вкладники Успенського собору Києво-Печерськоï лаври XVI – поч. XX ст.: (Сакральнi тканини i вироби з металлу у зiбраннi НКПИКЗ): Кат. К., 2005. С. 32. № 59; Духовна спадщина подвижникiв Христа вiдлунням пам'ятi жива. К., 2001. С. 31. Ил.).

В 1-й трети XIX в. было создано большое полотно с фигурой Евфросинии (находится в теплой церкви во имя Евфросинии Спасского монастыря в Полоцке), стоящей в келье вполоборота вправо возле стола с крестом, книгами и четками, в левой руке крест работы ювелира Лазаря Богши (1161), правая – ладонью указывает на княжеские регалии (горностаевую мантию, скипетр и венец; этот жест встречается преимущественно на изображениях вел. кн. блгв. Александра Невского). Взор святой, обращенный вверх – характерная особенность произведений академической живописи, восходящая к искусству XVIII в. Евфросиния облачена в монашеское одеяние с наперсным крестом; фон темный с небольшим высветлением возле головы. В 1960–1991 гг., когда обитель была закрыта, приходская община Преображенской церкви совершала с этой иконой крестные ходы вокруг монастырских храмов в дни памяти Евфросинии. Судя по надписи, с иконы из Преображенской церкви обители в 30-х гг. XIX в. выполнена литография (ГИМ) необычного извода: преподобная в апостольнике, с нимбом католического типа смотрит вниз, она стоит в келье возле окна с видом на церковь, рядом с ней стол с крестом на горностаевой мантии и аналой с раскрытой книгой, руки разведены; из окна на ее лицо падает луч света. В 1-й пол. XIX в. написан аналойный поколенный образ Евфросинии с крестом и четками в руках, с частицей святых мощей, который хранится в Жировицком Успенском монастыре.

В Киево-Печерской лавре, где до 1910 г. пребывали мощи Евфросинии, имеется несколько ее изображений. В Дальних пещерах остались рака и икона с частицей мощей Евфросинии (рядом пространная надпись: «На сем месте 737 лет почивали св. мощи преподобной Евфросинии... 20 апреля 1910 года сии св. мощи по неоднократным, усиленным просьбам полочан... перенесены в благословенный град Полоцк в Спасо-Евфросиниев монастырь... здесь, где покоились мощи, поставлена сия святая икона преподобной с частицею св. мощей ее»). Это изображение, созданное ок. 1910 г. лаврским иконописцем В. Сониным, представляет святую, лежащую во гробе, в схиме, с куколем на голове, со сложенными крестообразно на груди руками, глаза закрыты (см., напр., воспроизв. раки Евфросинии с гравюры кон. XIX в. в кн.: Арлоў. 1992. Вкл.).

Над ракой находится икона 40-х гг. XIX в. работы иеромонаха Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры: Евфросиния представлена возле стола или аналоя, правая рука лежит на раскрытой книге с текстом: «Блажени вси боящиися Г[оспо]да, ходящии в путех Его…» (Пс 127. 1), левая возле груди повернута ладонью вовне; надпись: «С. Прп(д)ная Ефросиния Игумения Полоцкая». Эта иконография часто воспроизводилась в традиции иконописи (икона 10-х гг. XX в., ЦАК МДА), в живописи и печатной графике, как на хромолитографии 1910 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (ГМИР). Такая икона Евфросинии с частицей мощей имеется в Успенском храме Святогорского монастыряря в пос. Пушкинские Горы; хромолитография этого извода находится в Преображенском храме Полоцкого Евфросиниева монастыря в изголовье ложа возле кельи Евфросинии. (Аляксееў, Лукашэвiч.2004. С. 86). Подобная икона хранится и в Богоявленском соборе Полоцка (Мон-рь у церкви Спаса. 2000. С. 5).

В пещерных храмах Киево-Печерской лавры имеются росписи с образом Евфросинии, выполненные в реалистической манере в сер. XX в. (поновлены в нач. XXI в.), очевидно, на основе более ранней стенописи, уже существовавшей в сер. XIX в. В церкви во имя прп. Феодосия в Дальних пещерах на своде написан ростовой образ Евфросинии, на стене в подземной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы – фронтальная фигура Евфросинии в монашеской одежде, в левой руке – книга, правая прижата к груди. Узнаваемый образ Евфросинии, в апостольнике и клобуке, с наперсным крестом, посохом и четками в руках, без подписи, помещен в композиции Собора чудотворцев Дальних пещер в стенописи 1900–1902 гг. перед входом в лавру (иконописец Сонин).

Ко времени перенесения мощей Евфросинии относится икона (ок. 1910, ГМИР), где святая изображена поколенно, в близкой к «киево-печерскому» изводу позе, но с другими атрибутами: большим 6-конечным крестом, воспроизводящим крест 1161 г., ветвью и четками, на обороте автограф, свидетельствующий о том, что икона была подарена вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной, которая участвовала в торжествах перенесения мощей Евфросинии из Киево-Печерской лавры в Полоцкий Спасский монастырь 22 мая 1910 г., вел. кнж. Ольге, старшей дочери имп. мч. Николая II («Дорогой Ольге от тети. Элла. 1910. Май 22»). Примером паломнической реликвии, изготовленной к этому событию, является небольшой образок на жести (ок. 1910, ГИМ).

На эмалевом образке 1915 г. (ГМИР) представлена полуфигура Евфросинии со склоненной к левому плечу головой, с крестом в правой руке и ветвью в левой, в правом верхнем углу – благословляющий Иисус Христос, на обороте – надпись на красном бархате: «Благословение Преподобной Евфросинии Игумении Княж[ны] Полоц[кой] Ее И[мператорскому] В[ысочеству] В[еликой] Княжне Ольге Николаевне. 1915 г.». Подобные произведения ростовской финифти создавались в 1915–1920 гг. (ГМЗРК), когда после начала первой мировой войны мощи Евфросинии были эвакуированы в Ростов и находились в Авраамиевом Богоявленском мон-ре.

Во 2-й пол. XIX – нач. XX в. были широко распространены списки почитаемого образа Евфросинии из Спасского монастыря, который датируется с XII по XVI в. (см., напр.: Сапунов А. П. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий мон-рь. Витебск, 1888. Ил. на форзаце). Икона утрачена после 1917 г., но ее иконография и отчасти стиль повторяются в сохранившихся образцах иконописи, монументальной живописи, графики. На первообразе Евфросиния была представлена в рост, стоящей на облаке, в монашеском одеянии, с наперсным крестом, в деснице – крест 1161 г., четки на локте, в левой руке – белая лилия, на слегка склоненной вправо голове – закрытый венец, 2 слетающих с небес ангела венчают ее зубчатой короной. Под фигурой – пейзаж с видами полоцких храмов и монастырей. В формировании этого извода использованы мотивы католического церковного искусства (коронование, зубчатая корона западноевропейского типа, лилия – символ духовной и телесной чистоты, реалистическая трактовка образа).

Подобную иконографию воспроизводит, в частности, ряд икон кон. XIX – нач. XX в., в т. ч. в окладах (2 в ГМИР, Полоцкая худож. галерея), образ с благословением и датой 1901 г. на обороте из церкви свт. Николая Чудотворца в Ст. Изборске (Мон-рь у церкви Спаса. 2007. С. 5), а также ряд эстампов, напр. литография Г. А. Малкина по рис. Гребнева и Швейцера, изданная священником М. Дубровским и А. Сапуновым в Витебске в 1887 г. (ГМИР), хромолитография нач. XX в. товарищества И. Д. Сытина в Москве (ГМИР, см. также: Крест в России: Альбом / Авт.-сост.: С. В. Гнутова. М., 2004. С. 194. Ил. 206), хромолитография, выполненная Е. И. Фесенко в 1911 г. в Одессе (частное собрание). В нач. XX в., по-видимому во владимирских иконописных селах, была заказана серия небольших золотофонных икон упрощенного извода: фигура Евфросинии с крестом и цветком в руках, увенчание ее короной, вид обители (Полоцкая худож. галерея, частное собрание). Существовали поясные иконы Евфросинии с крестом 1161 г. в руках, созданные на основе гравированных изображений в посвященных Евфросинии изданиях (см., напр.: «Служба на пренесение честных мощей преподобныя матере нашея Евфросинии, княжны Полотския, от Киева во град Полотск». СПб., 1911).

Важным этапом в развитии иконографии Евфросинии стал монументальный образ на вост. грани юго-западного столпа в центральном нефе Владимирского собора в Киеве, написанный худож. В. М. Васнецовым в 1885–1896 гг. Святая представлена в рост, в небольшом повороте вправо в образе молодой женщины в монашеской одежде, которая смотрит вверх, ладони рук соединены в «замок» возле груди (в кн. «Собор св. равноап. кн. Владимира в Киеве» (К., 1898) на с. 88–89 ошибочно названа кнг. Евдокией Московской). Сохранился эскиз этой росписи, исполненный акварелью и гуашью (ГТГ, см.: ГТГ: Кат. собр. М., 2007. Т. 2: Рисунок XIX в. Кн. 1: А–В. С. 293–294. Кат. 1716. (Рисунок XVIII–XX вв.)), справа внизу авторская подпись карандашом: «В. В.». Известны живописные списки этой иконографии на пейзажном фоне, напр. в Успенском соборе г. Речица Гомельской обл. (Белоруссия), где останавливался пароход со святыми мощами Евфросинии при их перенесении в Полоцк.

По пути следования святых мощей Евфросинии из Киева в Полоцк в храмах всех населенных пунктов процессию встречали с изображениями святой. Специально к этому событию были написаны большие ростовые иконы Евфросинии. В некоторых городах они сохранились до настоящего времени: в соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Речице, в кафедральном соборе Трех святителей в Могилеве, в Оршанском Успенском жен. монастыре и в Евфросиниевой обители в Полоцке. В г. Карсава на российско-латвийской границе, в храме во имя Евфросинии, имеется 5 ее ростовых икон кон. XIX – нач. ХХ в. (2 с частицами мощей).

В монументальной живописи изображение Евфросинии встречается среди русских святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. М. Н. Васильева в приделе блгв. Александра Невского в храме Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996 п. С. 78). Ок. 1869 г. московский живописец Е. Зотов выполнил росписи в соборе во имя апостолов Петра и Павла в Минске, в перечне рекомендованных настоятелем для изображения святых указана Евфросиния (не сохр., см.: Ярашэвiч. 2006). Образ Евфросинии 2-й пол. XIX в. (в рост, в схиме, со склоненной к плечу головой) имеется в верхнем регистре на юго-западной стене Успенского собора Почаевской лавры. В стенописи галереи, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, в академическом стиле представлено шествие русских святых (работа кон. 60-х – 70-х гг. XIX в. лаврских иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В композиции с фигурами подвижников XII в. Евфросиния изображена в профиль, в княжеской одежде, с короной на голове между прп. Еразмом Киево-Печерским и вел. кн. блгв. Ростиславом Мстиславичем; вверху надпись: «св. Евфросиния кн. Полоцкая 1173». Скульптурный образ Евфросинии в ряду русских святых находится на южных внутренних дверях (автор И. П. Витали, 1846–1850) в Исаакиевском соборе в С.-Петербурге.

Иконы Евфросинии почитались и за рубежом. В лавре прп. Феодосия Великого близ Иерусалима, где первоначально была погребена Евфросиния, хранится ее ростовая икона – работа рус. иконописца нач. XX в. Святая изображена прямолично, в куколе, со скрещенными на груди руками, на золотом фоне, за ее спиной, – изображение обнесенного белой крепостной стеной монастыря с златоглавым белокаменным храмом. В описи Валаамского монастыря 1942 г. (АФВМ. Bd: 15. Л. 37) упоминается образ «Св. Евфросиния, кн. Полоцкая» на темном фоне (26×22 см), на оборотной стороне написано пожелание, чтобы «эта икона всегда находилась в дому Игумена, от монахини Минадоры» (предположительно образ хранится в Нововалаамском мон-ре в Финляндии). Изображение святой, выполненное в XX в., помещено в нише над входом в церкви во имя Евфросинии в г. Саут-Ривер (США). Оно воспроизводит почитаемый образ из Евфросиниева монастыря в Полоцке (Арлоў. 1992. Вкл.).

Известны изображения преподобной в составе избранных святых. Вместе с кнг. блгв. Евпраксией Псковской Евфросиния в необычном одеянии (коричневая мантия, синий параман с Голгофскими крестами и белый плат), в правой руке – светлые четки возле груди, представлена на одном из клейм иконы «Собор всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). На иконе 10-х гг. XX в. (кафедральный собор в честь Сошествия Св. Духа в Минске) Евфросиния в «васнецовском» типе изображена вместе с прп. Анной Кашинской, почитание к-рой было восстановлено в 1909 г., незадолго до перенесения мощей Евфросинии из Киево-Печерской лавры в Евфросиниев мон-рь (Ярашэвiч. 2006. Ил. 36).

На иконе «Преподобные Исаакий Далматский и Анна Кашинская, с вмц. Екатериной, блгв. вел. кн. Александром Невским, вмч. Феодором Стратилатом и прп. Евфросинией Полоцкой» (ГМИР), являющейся вкладом некоего Федора в кафедральный Исаакиевский собор С.-Петербурга – в 1911 г., Евфросиния представлена на левом поле на верхнем клейме – в монашеском одеянии и короне, с крестом и лилией. В верхней части – Тихвинская икона Божией Матери, которая считалась покровительницей северо-западных земель, в Исаакиевском соборе находился чтимый список этого образа. Надпись на иконе объясняет ее создание «в память светлых торжеств»: празднования в 1908 г. 50-летия освящения собора, возобновления почитания прп. Анны Кашинской и перенесения мощей Евфросинии («...их же молитвами спаси, Господи, и раба Твоего Феодора. СПб. 8-го февраля 1911 г.»). Кроме того, здесь помещены фигуры небесных покровителей заказчика и, вероятно, членов его семьи.

Во 2-й пол. XIX в. возникла иконография «Собор святых жен, просиявших в Русской земле». На хромолитографии из церкви во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского монастыря в С.-Петербурге представлено шествие св. жен (справа налево), во главе которого кнг. равноап. Ольга, за ней в числе других Евфросиния. Икона была обретена в 2002 г. в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл. на берегу Рыбинского водохранилища, возможно происходит из Леушинского монастыря (см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8(85). 25 апр. С. 1–2).

Образ Евфросинии неизменно вводился в композицию «Собор Киево-Печерских святых», которая со 2-й пол. XVIII в. получила большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (15 гравюр с этим сюжетом указаны Д. А. Ровинским – Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621–633. № 1505–1520; Т. 4. С. 761–763. № 1505а, 1517). Обычно фигура Евфросинии в клобуке, со сложенными на груди руками, с четками помещена крайней справа в 1-м ряду, в группе преподобных, мощи к-рых почивают в Дальних пещерах, напр. на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР); в иконописном среднике 2-й пол. XIX в. 3-створчатого складня (ЦМиАР); на ростовской финифти в форме овала сер. XIX в. (ЦМиАР, см.: Рус. эмаль XVII – нач. XIX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 127–129, 227–228. Ил. 160–162); на большой эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии); на раскрашенном офорте 1-й четв. XIX в. (РГБ); на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова в Москве (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169); на тоновой литографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. издания Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) и др. На хромолитографии 1890 г. В. Васильева (Москва) (РГБ) Евфросиния представлена во 2-м ряду правой группы святых; аналогичная иконография на хромолитографии 1882 г. (мастерская Кона и Одерфельда в Ченстохове) (РГБ). На иконе 2-й пол. XIX в. из собрания В. А. Бондаренко («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV–XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497–504. Кат. [57]) оплечный образ Евфросинии в схиме находится в верхнем ряду правой группы 1-й от центра. На живописной иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), выполненной в лаврской мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), фигура Евфросинии со сложенными на груди крестообразно руками помещена в 1-м ряду слева.

В составе Соборов русских святых Евфросиния изображена на поморских иконах кон. XVIII – нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. иконописца П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись –Маркелов.Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462–463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ – Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), Lausanne, 2000. P. 142–143. Cat. 52) – в правой группе св. князей в верхнем ряду 3-я справа, вполоборота влево, в молении, за прп. Софией Суздальской. На иконе сер. – 2-й пол. XIX в. (ГТГ – Ibid. P. 144–147. Cat. 53) она написана в правом верхнем ряду среди преподобных жен.

Евфросиния изображена на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ –Алдошина Н. Е.Благословенный труд. М., 2001. С. 231–239); на совр. списках этого извода, напр. в московских храмах свт. Николая в Кленниках (1997, Н. Е. Алдошина), Воскресения Христова в Сокольниках (2002, М. В. Пыжов), кн. равноап. Владимира (2001, М. Проскурова), в церкви свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде (2004–2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва / Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52–53, 110–111) и др. На некоторых рус. иконах Миней (см., напр., кон. XX в.: ПЦК, 2003 г. М., 2002. Вкл.) под 23 мая помещена фигура Евфросинии.

В Спасском мон-ре мощи Евфросинии были помещены в кипарисовую раку, обложенную серебром с позолоченными рельефами, эмалевыми изображениями и орнаментами. Рака была выполнена на пожертвования в 1910 г. по проекту П. А. Зыкова «в византийском стиле XII века». На лицевой стороне помещался рельеф с изображением перенесения мощей Евфросинии из Иерусалима в Киево-Печерскую лавру (копия барельефа на раке святой в Киево-Печерской лавре), на др. стороне – закладка церкви Преображения Господня в Полоцке. На торце раки в изголовье был изображен крест 1161 г. в сиянии, напротив – древний вид Полоцка. Икона Евфросинии на крышке раки была написана на кипарисе в реалистической манере иконописцем Ф. Е. Егоровым в С.-Петербурге: преподобная в схиме, с куколем на голове и крестом в руках представлена фронтально, глаза закрыты, чеканный оклад оставлял открытым только личное (Мон-рь у церкви Спаса. 2000. С. 38–39;Арлоў.1992. Вкл.; Мон-рь у церкви Спаса. 2007. С. 70–72). В Евфросиниевом мон-ре хранится поясной живописный фрагмент нач. XX в. (вырезан по контуру фигуры), иконографически близкий к изображению Евфросинии на раке. С него в 2006 г. был сделан список для восстановленной раки (брестский худож. И. Романчук). В кон. XIX в. в Преображенской церкви Спасского мон-ря стоял ковчег с частицей мощей Евфросинии (со средним перстом десницы), икона на его крышке аналогична изводу на раке Евфросинии (Мон-рь у церкви Спаса. 2007. С. 43). В 1921–1922 гг. рака Евфросинии была изъята из мон-ря и пропала. Работы по ее воссозданию проводились брестским худож.-ювелиром Кузьмичом и были закончены в 2007 г. До этого мощи святой находились в Преображенском храме Евфросиниева мон-ря в деревянной раке посл. четв. XX в. с декоративной резьбой. Крышка раки с внутренней стороны украшена шитым покровом совр. работы мон. Феофании (Вепровой) из С.-Петербурга с образом Евфросинии в зеленой рясе, коричневой мантии, синем парамане и голубом куколе, с крестом в правой руке и со свитком в левой (Мон-рь у церкви Спаса. 2000. С. 49).

Хотя Евфросиния особенно почитается в Белоруссии, на территории России также существовали храмы, приделы, часовни, освященные во имя этой святой. Их появление в кон. XIX в. связано, вероятно, с тем, что день ее памяти близок к дате коронации имп. мч. Николая II, состоявшейся 14 мая 1896 г. Так, часовня во имя Евфросинии и свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге строилась «в память о короновании Государя» (Антонов В. В., Кобак А. В.Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 318–319. № 450). В 10-х гг. XX в., после торжественного перенесения мощей Евфросинии, белорус. правосл. общины в России нередко посвящали храмы покровительнице Белоруссии, для них писались ее иконы.

В Саратове в приделе прп. Сергия Радонежского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» находится поясная икона Евфросинии (с крестом и четками в руках) кон. XX в. с частицей мощей, переданная епархии по благословению епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко). В храме во имя Евфросинии в Новосибирске почитается поясная икона святой (с крестом и храмом) с частицей мощей – дар митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева). Оглавный образ Евфросинии введен в группу русских святых на левой створке живописных входных врат нач. XXI в. в Валдайском Иверском мон-ре. На алтарном образе в технике витража (ок. 2000) в приделе вмч. Пантелеимона церкви Введения Пресв. Богородицы во храм в г. Висагинасе (Литва) Евфросиния представлена за спиной Богоматери в Деисусе.

Большое внимание иконографии Евфросинии уделяют современные белорусские иконописцы, работающие в традиции канонической стилистики. Евфросиния, как правило, облачена в схиму, крест в руке точно воспроизводит особенности креста 1161 г. На большой иконе, выполненной в иконописной мастерской Гродно, Евфросиния изображена прямолично, в рост, с крестом в правой руке и моделью церкви в левой, к доске прикреплен ковчег с частицей мощей. Поясной вариант этого извода (на груди Евфросинии – наперсный крест) представлен иконой 1996 г. работы Э. Н. Громыко (Мельников. 1997. С. 102). Небольшой оплечный образ Евфросинии принадлежит кисти А. В. Антонова (Орша). Поясная икона-пядница Евфросинии находится в церкви во имя Евфросинии прихода храма-памятника иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске. Ростовой образ Евфросинии с поднятой десницей и моделью храма на левой руке, в звездчатом сегменте неба – крест 1161 г., создан Ф. Каркатадзе для кафедрального собора во имя прп. Симеона Столпника в Бресте, содержит частицу святых мощей (Мон-рь у церкви Спаса. 2007. С. 113). На некоторых иконах преподобная написана в светлом плате, по-видимому на основе приписанного ей изображения на фреске в Преображенской церкви (иконописец А. В. Косиков). Для кафедрального Феодоровского собора в Пинске Косиков написал икону Евфросинии, прав. Софии Слуцкой и кнж. прав. Иулиании Ольшанской.

В Полоцком Спасском мон-ре имеется много икон Евфросинии кон. XX – нач. XXI в. Одним из первых иконографических изводов стал поясной прямоличный образ святой на охристом фоне с крестом и моделью храма в руках (иконописец П. А. Жаров). В настоящее время этот образ находится при веригах Евфросинии в Кресто-Воздвиженском соборе обители (Там же. С. 55). На иконе 1992 г. (собор Воздвижения Креста) Евфросиния представлена в рост, вполоборота влево, с развернутым свитком в руке (надпись: «Блажени вси боящиися Г[оспод]а…» (Пс 127. 1)) – обращена к благословляющему Иисусу Христу в сегменте неба; на ростовой иконе 2000 г. иконописца А. Дмитриева из Кресто-Воздвиженского собора Евфросиния с крестом в руке предстоит благословляющей деснице Бога в правом верхнем углу средника (Там же. С. 13, 102). Житийная иконография была разработана витебским иконописцем А. Цынкаловым на иконе с 16 клеймами – согласно надписи на обороте, «смиренное приношение» автора монастырю к 900-летию со дня рождения Евфросинии (2005; теплая церковь во имя Евфросинии), а также в иконописной школе при МДАиС – икона с 14 клеймами письма Т. Жук (2006; находится над ракой Евфросинии в Кресто-Воздвиженском соборе). В обоих произведениях отражены все основные события жизни и почитания Евфросинии – от рождения преподобной до перенесения святых мощей из Киева в Спасский мон-рь.

После реставрации в 1985 г. в храме блгв. кн. Александра Невского на военном кладбище в Минске на своде были написаны образы Белорусских святых – Евфросиния, свт. Кирилла Туровского, прмч. Афанасия Брестского. В росписи 1987–1988 гг. церкви Покрова Пресвятой Богородицы в МДА образ Евфросинии со склоненной головой и сложенными крестообразно руками помещен в числе первых русских святых на западной стене, рядом с прп. Анной Новгородской. В стенописи кафедрального Никольского собора в Калининграде, в приделе Всех русских святых, среди фигур благоверных князей, святителей, мучеников, преподобных и блаженных – изображение Евфросинии 1988 г. работы московского иконописца В. Александрова (Совр. правосл. икона. М., 1994. С. 215, 219). На зап. стене над входом в собор Никольского жен. мон-ря в Могилеве Евфросиния – с крестом и со свитком (нач. XXI в., рядом представлены Царственные мученики, св. Тихон, патриарх Московский и всея России, см.:Аляксееў, Лукашэвiч.Спадчына Беларусi. 2004. С. 225). Совр. монументальный образ Евфросинии находится на стене у иконостаса придела свт. Николая Чудотворца в кафедральном Вознесенском соборе Новосибирска.

В связи с установлением в 1984 г. по инициативе митрополита Минского Филарета празднования Собору Белорусских святых возник соответствующий иконографический извод, созданный Б. Кошелевым и Т. Мадировой. На одной из икон кон. XX в. представлены Белорусские святые на фоне белокаменного храма – минского кафедрального собора в честь Сошествия Св. Духа, в верхнем ряду слева, рядом с кн. блгв. Ростиславом, изображена Евфросиния (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 359;Ярашэвiч.2006. Ил. 43). На аналойной иконе кон. XX – нач. XXI в. письма витебского мастера Е. Триханкиной образ святой включен в левую группу, на правой руке она держит модель одноглавого белокаменного храма, в левой – крест; на иконе нач. XXI в. из гродненского кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы ее полуфигура с моделью церкви в руке помещена в 3-м ряду 3-й справа.

Образ Евфросинии разрабатывается не только в церковном искусстве, но и в творчестве современных белорусских и русских художников. На полотне М. А. Савицкого «Погребение прп. Евфросинии Полоцкой» (1992) на фоне пейзажа изображена похоронная процессия, 3 священника несут на плечах одр. Известны картины «Прп. Евфросиния Полоцкая» А. Марочкина (1986), П. Свентоховского (1991), Н. Счастной (1997 –Счастная Н. Искры моей жизни. Минск, 2001. С. 97. Ил.), С. А. Лагуновича-Черепко и А. Липского (1993) (Мельников.1997. С. 92, 94, 96, 102), свящ. Сергия Симакова (1989), к-рый является также автором образа «Призвание прп. Евфросинии Полоцкой» – коленопреклоненная Евфросиния в молитвенном обращении к ангелу, осеняющему женские фигуры в монашеской одежде, в центре – одноглавый храм на фоне зимнего пейзажа, вверху – Эфесская икона Божией Матери.

Художник-график А. М. Кашкуревич создал цикл рисунков, посвященных Житию Евфросинии (прощание Евфросинии с отцом, встреча с сестрой Градиславой и др.); на его литографии «Прп. Евфросиния Полоцкая – просветительница» (1987) молодая женщина в монашеском одеянии, стоящая на фоне Преображенской церкви, в руках держит раскрытую книгу, на кисти висят четки, на груди – большой 6-конечный крест (Там же. С. 22–26, 31, 45; Магилеўскi абласны мастацкi музей iмя П. В. Масленiкава. Мiнск, 2003. Ил. 150). В. Васюк и Л. Гомонов являются авторами плакатов с образом Евфросинии (1990, 1991), Я. Кулик – триптиха с фигурами Евфросинии, зодчего Иоанна и ювелира Лазаря Богши (1996), Ю. В. Пискун – гобелена «Полоцкие колокола» (1990; см.:Мельников.1997. С. 95, 97, 100).

На территории Белорусского гос. ун-та установлен памятник Евфросинии (1999, скульптор И. Голубев). Святая представлена с наперсным крестом, пером и книгой в руках, рядом стоит небольшой столик с бумагой и чернильницей. В 2000 г. в Полоцке был открыт бронзовый памятник Евфросинии (скульптор В. Голубев) на гранитном постаменте: святая в монашеском одеянии, в правой руке держит крест, в левой опущенной – четки. На памятнике в Минске (2002, скульптор А. Артимович) Евфросиния держит крест, на плечах – 2 голубка. Оплечный скульптурный образ Евфросинии выполнен Т. Васюк (1996; см.: Там же. С. 97). Памятник-часовня во имя Евфросинии возведен на берегу Днепра близ Речицы на историческом месте – там, где в 1910 г. останавливался крестный ход со святыми мощами Евфросинии (1995, архит. Э. Агунович).

В 2001 г. Национальный банк Белоруссии выпустил посвященные 900-летию Евфросинии серебряную и медно-никелевую монеты (худож. С. П. Заскевич). На лицевой стороне монет – герб Белоруссии, на обороте в центре – рельефное изображение креста 1161 г. и входа в келью Евфросинии (выполнено золотом), справа – профильное ростовое изображение святой в схиме, с благословляющей десницей и четками в левой руке. В 2002 г. был учрежден приз Президента Белоруссии «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве», к-рый представляет собой образ часовни (увенчанная куполом арка с колоколом), внутри которой помещена фигура Евфросинии. В 2004 г. Белорусским Экзархатом учреждены и в 2007 г. изготовлены орден и медаль Евфросинии с ее поясным изображением на лицевой стороне. В 2007 г. отчеканена памятная серебряная монета «Крест Евфросинии Полоцкой».

Источники:

1. Аляксееў, А., Лукашэвiч, А. Спадчына Беларусi. Мінск, 2004.

2. Арлоў, У. Еўфрасіння Полацкая. Мінск, 1992. (Святыя зямлі Беларускай).

3. Евфросиния Полоцкая. Минск, 2007.

4. Житие преподобной Евфросинии, игуменьи Полотской. Витебск, 2007.

5. Киево-Печерский патерик: У истоков русского монашества / сост. Л. И. Алехина [и др]. М., 2006.

6. Маркелов, Г. В. Святые Древней Руси: материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники): в 2 т. СПб., 1998. Т. 1.

7. Монастырь у церкви Спаса. Минск, 2007.

8. Монастырь у церкви Спаса: ПолоцкийСпасо-Евфросиниевский монастырь от древности до наших дней: фотоальбом. Минск, 2000.

9. Преподобная Евфросиния Полоцкая / сост. А. А. Мельников. Минск, 1997. Вып. 3. (Наши духовные ценности).

10. Сарабьянов, В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. М., 2007.

11. Ярашэвiч, А. А. Мiнскi Свята-Духаў кафедральны сабор. Мінск, 2006.

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

25/7 сентября, суббота

Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия.

16.45 9-й час. Воскресное всенощное бдение.

21.45 Воскресная полунощница.

Смотреть все

Православный календарь

25/7 сентября, суббота

Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского (I).

Свтт. Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена исп., еп. Каррийского (IV). Свт. Мины, патриарха Цареградского (552).

Прмч. Моисея Кожина (1931); сщмч. Владимира Мощанского пресвитера (1938).

Смотреть все

Каталог TUT.BY