Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Колокольня Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Распечатать

Благовествуя славу имени Христова, при храмах Божиих раздается колокольный звон, напоминая нам слова Господа Вседержителя, сказанные через ветхозаветного пророка Исаию: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью..., напоминая о Господе» (Ис. 62, 6). Не случайно и язычники, часто слыша колокольный звон, говорили: «Это голос христианского Бога слышен!»

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма, так как колокольный звон созывает верующих на богослужение, возвещает о времени совершения особенно важных частей церковных служб. Кроме того, колокольный звон предваряет и украшает все церковные торжества – будь то прибытие святых мощей угодников Божиих, чудотворных икон или приезд архипастыря. В древности звон колоколов указывал дорогу заблудившимся в ненастье путникам, созывал народ на вече. Звоном оповещали людей об опасности, пожаре, призывали на защиту Отечества, оглашали победу и возвращение полков с поля брани.

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году. Наряду с колоколами употреблялись также била и клепала, которые и сейчас существуют в некоторых монастырях. Православный народ полюбил церковный колокольный звон и обогатил его своей изобретательностью и искусством. Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть. Колокола развешивают на колокольне или звоннице, которая строится над входом в храм или монастырь, нередко и рядом с храмом.

Первая колокольня на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря была построена в 1832 году, после проведения ремонтных работ в Спасо-Преображенском храме. Историк А. П. Сапунов писал о ней следующее: «Снаружи, близ [Спасской] церкви, устроен деревянный колокольный столб с крышей». В 1834 году на этом же месте была построена простая деревянная звонница, которая прослужила недолго. Документы уже за 1868 год говорят о колокольне, «пришедшей в ветхость и угрожающей даже падением». Поэтому возникла необходимость в новой и более прочной постройке. В 1882 году над святыми вратами монастыря воздвигли каменную колокольню. Под ней были устроены четыре жилые келии для монахинь и книжная лавка. В 1898 и 1906 годах произведен ремонт колокольни. О дальнейшей судьбе монастырской колокольни можно судить только исходя из сохранившихся фотографий 1950-х годов, на которых она уже отсутствует. Вероятнее всего, колокольню разрушили в годы Великой Отечественной войны. В 1992 году к празднику 1000-летия Полоцкой епархии она была реконструирована. В 1998–99 годах произведена правильная развеска колоколов с разделением их на зазвонные, подзвонные и благовестники, а также установлен пульт для звонаря. В 2001 году из-за неудовлетворительного звучания прежних колоколов на пожертвования прихожан были заказаны и изготовлены в Минске на предприятии «Отменное литье» три подзвонных колокола средней величины (32, 48, 80 кг). 11 марта 2002 года на колокольню подняли самый большой колокол – праздничный благовестник весом 330 кг.

Сегодня на колокольне сочетаются современные колокола минской фирмы «Отменное литье», а также колокола прошлого века завода Самгина и голландские колокола XVII–XVIII столетий. В настоящее время справа и слева от колокольни находятся церковные лавки и монастырские корпуса (1912 и 2002 годов).

Звук, издаваемый колоколом, обладает поистине чудесной силой. Он напоминает нам о богослужении в храме и настраивает на молитву, поэтому не случайно колокол называют «звонкой иконой» и «молитвой в бронзе».

Источники:

1. НИАБ, ф. 2503, оп. 1, д. 23, л. 38. Акт от 28 июня 1868 года об осмотре и описании состояния церкви во имя Всемилостивого Спаса.

2. НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 6, л. 41 об. Летопись о монастыре. Формулярная ведомость о Полоцком Спасо-Евфросиниевском первоклассном женском монастыре за 1912 год.

3. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Летопись Спасо-Евфросиниевского монастыря за 1989–2002 годы.

4. Сапунов, А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря в Полоцке // Полоцкие Епархильные Ведомости. 1885. № 10.

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

12/25 марта, суббота

Суббота 4-й седмицы. Крестопоклонной. Поминовение усопших.

Прп. Феофана исп., Сигрианского.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия. Панихида.

16.45 9-й час. Воскресное всенощное бдение.

21.45 Воскресная полунощница.

Смотреть все

Православный календарь

12/25 марта, суббота

Прп. Феофана исп., Сигрианского (818).

Прав. Финееса (ок. 1500 г. до Р. Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021).

Св. Александра Державина исп., пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна Плеханова, Константина Соколова пресвитеров, прмч. Владимира Волкова (1938); сщмч. Сергия Скворцова пресвитера (1943).

Лиддской нерукотворенной (на столпе) иконы Божией Матери (I).

Поминовение усопших.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Смотреть все

Каталог TUT.BY