Спасо-Преображенский храм Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Распечатать

Спасо-Преображенский храм

Спасо-Преображенский храм – уникальный памятник древнерусской архитектуры, живописи, богословской мысли, чудом дошедший до нас сквозь века. Создание храма неразрывно связано с преподобной Евфросинией – выдающейся личностью своего времени и духовной покровительницей Полоцкой земли.

Точная дата постройки храма неизвестна. Он был возведен, предположительно, в 1120–1150 годы. Как повествует житие святой Евфросинии, на строительство каменного храма в честь Всемилостивого Спаса Господом был призван талантливый зодчий Иоанн. Не раз на рассвете он слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса».

Рассказав преподобной Евфросинии об откровении Божием, Иоанн получил от нее благословение на постройку Спасской церкви. Храм был воздвигнут за тридцать недель. Как начало, так и окончание строительства церкви были ознаменованы чудом. По молитве святой игумении в одну ночь был восполнен недостаток в кирпичах, необходимых для завершения постройки храма: «…поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плиты[1]. И в тот же день завершили строительство церкви и крест воздвигли».

Для Спасского храма по заказу преподобной Евфросинии в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей был изготовлен напрестольный Крест-ковчег.

Церковь представляет собой шестистолпный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс[2] и расположенные на втором этаже хоры, куда ведет узкая внутристенная лестница.

Особое значение имеет то обстоятельство, что Спасская церковь является единственным дошедшим до нашего времени памятником, относящимся к самому начальному этапу формирования полоцкой школы зодчества. Фундаменты храма выложены насухо. Стены храма возведены из плинфы на цемяночном растворе с соблюдением византийских традиций каменного строительства: кладка с «утопленным рядом», устройство арок и сводов по деревянным кружалам и др.

Обращает на себя внимание, что при сравнительно небольших размерах в плане храм необычно высокий. И его основной объем, и барабан словно вытянуты вверх, устремлены к небу. Такая вертикальная архитектурная композиция ранее не была известна, и впервые применена здесь, в Спасо-Преображенском храме. Нет сомнений, что эта идея принадлежала самой преподобной Евфросинии. В дальнейшем эта композиция повторялась и совершенствовалась при строительстве храмов в Полоцком княжестве и в других землях Древней Руси.

Особенностью храма является двойной ряд трехлопастных килевидных кокошников, обрамлявших основание барабана. Они прекрасно сохранились под высокой двускатной кровлей XIX века.

По мнению художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, изначально церковь строилась как храм-усыпальница, о чем свидетельствуют пять аркосолиев[3], расположенных по периметру основного объема.

Еще одной уникальной особенностью архитектуры Спасского храма в Полоцке является использование местными зодчими деревянных дубовых конструкций в тех местах, где и в Византии, и в древнерусских землях традиционно использовались каменные.

Результаты проведенных археологических исследований оказались настоящей сенсацией. Выяснилось, что до нас дошла только центральная часть храма XII века. Первоначально храм был в два раза больше, то есть замысел преподобной Евфросинии был более грандиозным, чем представлялся ранее многим исследователям. Археологами были обнаружены остатки каменных галерей XII века с фрагментами фресковой росписи. Совершенно неожиданной находкой оказался небольшой подземный храм с остатками алтарной ниши, каменного престола, аркосолия и внутристенной лестницы.

Внешний вид Спасской церкви дошел до нас искаженным позднейшими перестройками, которые почти нигде не коснулись древней кладки. Внутри храма сохранилось много элементов от первоначального интерьера XII века, включая ценнейшую фресковую роспись. Такой контраст между наружным обликом храма и его внутренним содержанием оказывает сильное эмоциональное впечатление.

По обе стороны хор находятся две тесные крестообразные келии – особо почитаемые места в храме. По преданию, южная келия принадлежала преподобной Евфросинии, здесь она жила и молилась. Последние исследования показали, что южная келия являлась приделом храма. Здесь были найдены следы от престола, а само помещение оформлено в виде небольшого храма со своим куполом. Программа фресковой росписи этой келии также подтверждает ее назначение как придела храма. В южной келии сохранилось окно, переделанное в дверной проем, а также участок первоначального растворного пола XII века с фрагментами росписи, имитирующей рисунок мрамора. В северной келии, по преданию, молилась одна из родственниц святой – монахиня Евдокия (родная сестра) или монахиня Евпраксия (двоюродная сестра).

Крупные перестройки храма произошли во время владения им иезуитами в XVI–XVIII веках. Под церковью была устроена крипта, разобраны галереи XII века, кровля стала скатной, покрытой черепицей. Фасады перестроили по образцу католического костела, над западным появилась звонница. Именно к этому времени относится целый ряд граффити, нанесенных на фресках, вероятно, школярами иезуитского коллегиума.

В 1832 году по ходатайству епископа Могилевского и Витебского Гавриила (Городкова) государь император Николай I Высочайше повелел: «Находящуюся близ Полоцка… церковь Спаса передать в ведомство Греко-Российского духовенства, и чтоб сохранить сей священный памятник древнего зодчества и православия… от разрушения, сделать в оной церкви нужные исправления на счет казны».

Спасская церковь «находилась в самом жалком виде. Храм стоял без окон и дверей; стенная древняя живопись была во многих местах попорчена выцарапанными на ней (руками иезуитских воспитанников) именами…».

В 1833 году Спасо-Преображенский храм был освящен епископом Полоцким и Витебским Смарагдом (Крыжановским). В 1835 году Спасская церковь была приписана к архиерейскому дому как храм загородной архиерейской дачи, а в 1841 году, с возрождением Спасо-Евфросиниевского монастыря, опять поступила в ведение обители.

В 1837–1838 годах по проекту помощника Строительного комитета К. Лукина была произведена капитальная перестройка фасадов церкви, а барабан увенчала луковичная глава. В целом, этот облик храма сохранился до наших дней.

В 1885 году на пожертвованные дворянкой Л. М. Соболевой средства (2 тыс. руб.) в Спасском храме была возобновлена живопись на стенах, переделан иконостас и пол, устроен новый престол. Церковь была вновь освящена в 1886 году епископом Полоцким и Витебским Маркеллом (Попелем).

В 1909 году, в преддверии великого Торжества перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, в Спасской церкви был сделан ремонт. 23 мая 1910 года святые мощи были торжественно внесены в родную обитель и положены в Спасо-Преображенском храме в новую серебряную раку, где находились до 1915 года. Возвратилась святыня в храм только в 1943 году.

После закрытия монастыря в 1961 году Спасо-Преображенский храм остался единственным действующим в Полоцке и находился в распоряжении приходской общины. По воспоминаниям местных жителей, в дни особо чтимых праздников в древний храм Спаса приходило столько людей, что многим из них приходилось молиться на паперти, а также близ церкви на соборной площади.

В середине 1980-х годов городские власти пытались устроить в храме музей. Только благодаря многочисленным ходатайствам прихожан в государственные инстанции эти планы не были осуществлены.

С возрождением монастыря в 1990-е годы в Спасо-Преображенском храме возобновились ежедневные богослужения. В 2007 году он был увенчан позолоченным куполом, а интерьер церкви украшен резным иконостасом.

В 2017 году началась комплексная реставрация древнего памятника. Проводимые работы позволят сохранить жемчужину полоцкого зодчества – уникальный Спасо-Преображенский храм, задуманный и построенный небесной покровительницей Беларуси преподобной Евфросинией.



[1] Здесь имеется в виду плинфа – тонкий, хорошо обожженный кирпич, использовавшийся при строительстве византийских и древнерусских храмов.

[2] Нартекс – притвор, помещение с западной стороны христианского храма.

[3] Аркосолий – аркообразная ниша для установки саркофага в раннехристианских или средневековых погребениях.


Источники:

1. Алексеев, Л. В. Западные земли домонгольской Руси. Очерки истории, археологии, культуры. М., 2006. Кн. 2.

2. Брунов, Н. И. Извлечение из предварительного отчета о командировке в Полоцк, Витебск и Смоленск в сентябре 1923 г. М., 1926.

3. Брунов, Н. И. Мастера древнерусского зодчества. М., 1953.

4. Витебская Старина: материалы для истории Полоцкой епархии / сост. А. П. Сапунов. Витебск, 1888. Т.V, ч. 1.

5. Воронин, Н. Н., Лазарев, В. Н. Искусство западнорусских княжеств // История русского искусства. М., 1953. Т. 1.

6. Гліннік, В. В. Да гісторыі будаўнічай актыўнасці полацкіх езуітаў у фальварку Спас // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. IV Міжнародная канферэнцыя. Полацк, 2002.

7. Зорин, Н. И. Минувшее и настоящее г. Полоцка. Полоцк, 1910.

8. Красовицкий, П. М. Памятники церковной старины в Витебской губернии // Полоцко-Витебская Старина. Витебск, 1911. Кн. 1, ч. 1.

9. Монастырь у церкви Спаса. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь с древности до наших дней. Минск, 2000.

10. Павлинов, А. М. Древние храмы Витебска и Полоцка // Труды IX Археологического съезда. М., 1895. Т. 1.

11. Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.

12. Ракіцкі, У. Спасаўская царква 12 ст. у Полацку. Насценны жывапіс. Полацк, 1998.

13. Ракіцкі, У. Спасаўская царква пры староннім асвятленні // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. Полацк, 1998.

14. Раппопорт, П. А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.

15. Раппопорт, П. А. Русская архитектура X–XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982.

16. Раппопорт, П. А. Русская архитектура на рубеже XII и XIII веков // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977.

17. Раппопорт, П. А. Строительное производство Древней Руси (X–XIII вв.). СПб., 1994.

18. Сапунов, А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря. Витебск, 1888.

19. Сапунов, А. П. Исторический очерк Витебской Белорусии // Полоцко-Витебская Старина. Витебск, 1911. Кн. 1, ч. 1.

20. Сапунов, А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX века. Витебск, 1889.

21. Сапунов, А. П. Памятники времен древних и новейших в Витебской губернии. Витебск, 1903.

22. Сапунов, А. П. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий монастырь. Витебск, 1888.

23. Сарабьянов, В. Д. Алтарная преграда Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Искусство Древней Руси и стран византийского мира. Материалы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Валентина Александровича Булкина. 3–4 декабря 2007 года. СПб. – М., 2007.

24. Сарабьянов, В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. М., 2009.

25. Сарабьянов, В. Д. Храм-реликварий преподобной Евфросинии Полоцкой. К реконструкции первоначального замысла Спасской церкви Евфросиньева монастыря // Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой. М., 2008.

26. Селицкий, А. А. Система росписи собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой трети XIII в. М., 1988.

27.Слюнченко, В. Г. Архитектурные памятники Полоцка. Историко-архитектурный очерк. Минск, 1988.

28. Хозеров, И. М. Белорусское и Смоленское зодчество XI–XIII вв. Минск, 1994.

29. Хозеров, И. М. К исследованию конструкции Спасского храма в Полоцке. Смоленск, 1928.

30. Шейкин, Г. Н. Полоцкая епархия: Историко-статистическое обозрение. Минск, 1997.

31. Штыхов, Г. В. Древний Полоцк (IX–XIII вв.). Минск, 1975.

32. ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6 об. Церковно-ризничная опись Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря за 1922 год.

33. НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 6, л. 39 об.–40. Летопись о монастыре. Формулярная ведомость о Полоцком Спасо-Евфросиниевском первоклассном женском монастыре за 1912 год.

34. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Абрамова, И. А. Спасо-Евфросиниевский монастырь в г. Полоцке (историческая справка).

35. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Летопись Спасо-Евфросиниевского монастыря за 1989–2007 годы.

36. Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Ракіцкі, У. Спаса-Прэабраженская царква XII ст. у Полацку: Навукова-даследчыя матэрыялы. Полацк, 2006.

37. Алексеев, Л. В. Крест Евфросинии Полоцкой 1161 года в средневековье и в позднейшие времена (К 830-летию знаменитой реликвии) // Российская археология. М., 1993. № 2.

38. Володихин, Д. М. Повесть в камне (граффити на стенах Спасского собора Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке) // Полоцкий летописец. Полоцк, 1993. № 1 (2).

39. Воронин, Н. Н. У истоков русского национального зодчества. Вопросы теории и истории архитектуры // Архитектура СССР. М., 1944. Вып. 5.

40. Калечыц, І. Л. Графіці XII–XIV ст.ст. у Спаса-Праабражэнскай царкве ў Полацку // Беларускі гістарычны часопіс. Мінск, 2007. № 6.

41. Мялешка, С. Праца навукова-даследчай экспедыцыi Цэнтральных дзяржаўных рэстаўрацыйных майстэрняў у Полацку // Наш край. 1929. № 8–9.

42. Раппопорт, П. А. Полоцкое зодчество XII века // Советская археология. М., 1980. № 3.

43. Раппопорт, П. А., Штендер, Г. М. Спасская церковь Евфросиньева монастыря в Полоцке // Памятники культуры. Новые открытия. 1979. Ленинград, 1980.

44. Рождественская, Т. В. Древнерусские надписи-граффити в церкви Спаса Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Вестник Ленинградского университета. Ленинград, 1983. Вып. 3. Июль.

45. Сапунов, А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря в Полоцке // Полоцкие Епархильные Ведомости. 1885. № 8, 10.

46. Хозераў, I. Да пытання аб Спасаўскай царкве ў Полацку // Гiстарычна-археалагічны зборнiк. Мінск, 1927. № 1.

47. Штендер, Г. М. Новые материалы исследований церкви Спаса Преображения Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1982. Вып. 2.