|
В Преображенском храме Спасо-Евфросиниевского монастыря продолжаются интенсивные работы по раскрытию древней фресковой росписи, созданной при жизни основательницы монастыря преподобной Евфросинии Полоцкой в XII веке. В настоящее время полностью раскрыты фрески в алтарной части: алтаре, жертвеннике и диаконнике. Восстанавливаются росписи в подкупольном пространстве. Летом и осенью 2011 года минскими и московскими реставраторами раскрыты многие уникальные фрески. Некоторые из них стали настоящими открытиями для историков и искусствоведов.
Так, например, 5–6 августа в храме на северной стене западного рукава подкупольного креста было раскрыто изображение князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (память – 6 августа)[1]. Святые Борис и Глеб, сыновья святого равноапостольного князя Владимира, в 1015 году были убиты родным братом Святополком, занявшим таким образом Киевский великокняжеский престол. Удивительно, что фреска страстотерпцев Бориса и Глеба появилась в церкви XII века, ведь на тот момент прошло только немногим более века после их канонизации. Самые ранние изображения святых князей до недавнего времени датировались XIII веком. Кроме того, изображение мучеников Бориса и Глеба в Спасском храме похоже скорее на портрет, чем на икону. По мнению специалистов-реставраторов Владимира Дмитриевича Сарабьянова и Юрия Ивановича Малиновского, художники, расписывавшие храм, скорее всего, использовали не канонические иконописные изображения, а портреты, поскольку иконография святых князей сложилась гораздо позднее.
Напротив фрески князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на южной стене, 22 августа было открыто редчайшее изображение благоверного князя-страстотерпца Вячеслава Чешского (память – 11 октября) и мученика Романа. Князь Вячеслав, с юных лет отличавшийся благочестием, милосердием к бедным и несчастным, после смерти своего отца Вратислава вступил на престол. Судьба его схожа с судьбой братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба. Князя Вячеслава также убил его родной брат Болеслав со своими заговорщиками на пороге церкви святых Космы и Дамиана. Произошло это 11 октября 935 года. По мнению В. Д. Сарабьянова, изображение святого князя Вячеслава в Полоцком Спасо-Преображенском храме – единственное изображение этого святого в православных храмах на территории Беларуси, России и Украины. О мученике же Романе в настоящее время ничего не известно.
Конечно же и многие другие замечательные фрески были раскрыты реставраторами в июне – начале сентября 2011 года. Так, в конце июня между двух пилястр южной стены южного рукава была раскрыта фреска «Преподобный Герасим со львом». На фреске, обрамляющей центральный аркосолий южной стены, изображен один из интересных эпизодов жития преподобного Герасима Иорданского (память – 17 марта), как он извлекает занозу из лапы льва. Святой Герасим подвизался в V веке в Палестине, где неподалеку от реки Иордан основал монастырь. Лев, как известно из жития угодника Божия, в благодарность за милосердие игумена Иорданской обители никогда уже не отходил от преподобного Герасима, усердно служа ему. Преданность животного святому была настолько поразительной, что после кончины преподобного лев на могиле его начал биться головой о землю и тут же умер. Фреска с изображением святого Герасима со львом вызывает чувство умиления – лев послушно протянул преподобному лапу и отвернулся, как бы не желая смотреть на извлечение занозы.
На своде аркосолия, над которым изображена фреска со святым Герасимом, находится прекрасно сохранившееся Распятие, и это неспроста. Ведь аркосолий, согласно своему предназначению, выполнял погребальную функцию, что и символизирует нарисованный на своде знак смерти и воскресения в вечную жизнь – Крест Христов. Кроме того, в аркосолии имеются изображения святых преподобных жен и мучеников-воинов, пока не идентифицированных исследователями.
13 июля в нижнем ярусе восточной стены южного рукава подкупольного креста было раскрыто изображение великомученика воина Феодора Тирона, сожженного на костре идолопоклонниками в 306 году (память – 1 марта и в субботу первой седмицы Великого поста). Святой Феодор представлен на фреске в полный рост во всем воинском облачении, с копьем в приподнятой руке. Лицо его светло и радостно, как у истинного воина Христова. Через 50 лет после своей мученической кончины святой Феодор совершил в Константинополе чудо, воспоминаемое в субботу на первой неделе Великого поста. Царствовавший тогда император Юлиан Отступник задумал осквернить христиан на первой неделе поста, приказав каждый день тайно окроплять кровью идольских жертв все продукты на рынках. Великомученик Феодор явился в видении Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках ничего съестного, а питались коливом, то есть вареной пшеницей с медом. Так и сделано было христианами, и Юлиан был посрамлен.
В августе были раскрыты изображения двух древних великомучениц – Варвары и Ирины. Обе святые – дочери знатных родителей – сохранили девство ради Христа и не пожалели своей жизни временной, желая стяжать жизнь вечную в Небесном Царствии.
Фреска с изображением великомученицы Варвары (память – 17 декабря) находится на восточной стене южного рукава храма. Святую девицу Варвару († ок. 306) убил ее родной отец Диоскор, богатый и знатный язычник. Возмущенный обращением дочери к вере Христовой, он сам отсек ей голову.
На западной стене северного рукава находится фреска с изображением великомученицы Ирины (память – 18 мая). Святая была дочерью язычника Ликиния, правителя в городе Магеддоне (Македонии или Фракии). Отец Ирины, пытавшийся бросить ее связанную под ноги диких лошадей, сам был убит ими, но святая молитвой своей к Богу воскресила Ликиния и обратила его и всех своих родственников к вере. После этого святая Ирина проповедовала учение Христово среди язычников, обращая их на путь спасения, за что была подвергнута различным мучениям. В Ефесе великомученица была извещена Господом о времени своей кончины и, отойдя в пещеру, мирно скончалась.
В конце августа во втором ярусе западной стены южного рукава подкупольного креста была раскрыта фреска «Брак в Кане Галилейской». Из евангельского повествования известно, что первым чудом, которое сотворил Господь наш Иисус Христос, явилось претворение воды в вино на браке в Кане. Согласно церковному преданию, женихом на этом браке был будущий апостол Христов Симон, впоследствии названный Кананитом.
В начале сентября между пилястр северной стены северного рукава была открыта фреска с изображением преподобных Саввы Освященного († 532) и Евфимия Великого († 473). Преподобный Савва (изображен слева) родился в Каппадокии, в семилетнем возрасте ушел в монастырь и показал себя таким строгим подвижником, что уже в 17 лет был пострижен в монашество. Преподобный так преуспел в посте и молитве, что удостоился дара чудотворений. Изображение его вместе с преподобным Евфимием Великим не случайно. Ведь из жития святого Саввы (память – 18 декабря) известно, что преподобный Евфимий (память – 2 февраля) являлся его духовным наставником, предсказал юному иноку, что он будет основателем обширной Лавры и наставником всех палестинских отшельников. Предсказание сбылось в точности. В Иерусалиме преподобный Савва основал Лавру, написал устав церковной службы для палестинских монастырей, принятый впоследствии и всей Православной Церковью.
Сам святой Евфимий также основал Лавру близ современного Хан-эль-Ахмара, сотворил множество чудес, многих из язычников и еретиков обратил ко Христу, почему и был назван Великим.
На восточной грани северо-восточного столба подкупольного креста в начале сентября была раскрыта фреска с изображением преподобного Феоктиста Палестинского (память – 16 сентября). Святой Феоктист († 467) подвизался вместе с преподобным Евфимием Великим, почему и назван его спостником. Из жития преподобного Феоктиста известно, что он был игуменом обители, основанной святым Евфимием недалеко от Иерусалима.
В конце сентября на западной стене западного рукава храма была раскрыта фреска «Воздвижение Креста Господня» –изображение одного из двунадесятых праздников, отмечаемых Православной Церковью 27 сентября. Этот праздник установлен в IV веке по случаю обретения святой равноапостольной царицей Еленой Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. На фреске можно различить фигуры святых равноапостольных Константина и Елены, амвон, с которого Крестом осеняли молящихся. Под амвоном изображен собравшийся для поклонения Кресту народ. Справа и слева к амвону ведут две лестницы, на каждой из которых стоят по два диакона в белых облачениях. Кроме того, на фреске нарисованы архитектурные постройки из мрамора (возможно, изображение храма или дворца). Верхняя часть стены, на которой изображена композиция «Воздвижения» когда-то служила в качестве преграды на хорах храма. Вероятно, в ΧΙΧ веке с целью лучшего освещения церкви она была срублена и заменена на деревянное ограждение, пропускающее свет. Поэтому верхняя часть фигуры архиерея и сам Животворящий Крест не сохранились до наших дней (сейчас можно увидеть лишь нижнюю часть белого хитона архипастыря, воздвизавшего Крест).
На ранних изображениях праздника Воздвижения в росписях храмов можно увидеть либо диаконов с архиереем, осенявшим Крестом народ, либо святых равноапостольных Константина и Елену с Крестом. Поэтому фреска в Спасо-Преображенской церкви, в которой представлены и архиерей с Крестом Спасителя, и равноапостольные Константин и Елена, стала настоящим открытием для историков и искусствоведов.
19 октября на западной арке подкупольного креста была раскрыта фреска с изображением пророка Илии. Великий пророк Ветхозаветной Церкви, живший за девять столетий до Рождества Христова, с младенчества был отмечен Богом. Когда родился Илия, его отец видел благообразных мужей, которые беседовали с ребенком, повивали его огнем и питали пламенем огненным. С юных лет угодник Божий поселился в пустыне, проводя жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, святой Илия стал пламенным ревнителем веры и благочестия. Ахав оставил Единого Бога, предавшись идолопоклонничеству. Желая обратить царя к истинной вере, пророк пришел к нему и предсказал трехлетнюю засуху и голод, что вскоре и сбылось в точности. Святой Илия совершил многие чудеса: во время голода горстью муки и малым количеством масла прокормил семью сарептской вдовицы, воскресил ее умершего сына; по молитве пророка с неба сошел огонь на жертву, дрова и воду и попалил их, что засвидетельствовало веру в истинного Бога, которому поклонялся святой. За свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия живым был взят на небо на огненной колеснице. Согласно церковному преданию, великий пророк будет Предтечей Второго Пришествия Христова и во время проповеди примет мученическую кончину.
В юго-западной части храма на восточном склоне арки уже наполовину раскрыта фреска, изображающая страдальческую кончину священномученика Игнатия Богоносца († 107). Еще отроком Игнатия благословил Господь наш Иисус Христос, взяв мальчика на руки и сказав: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Благодаря этому событию святой Игнатий (память – 2 января) впоследствии был назван Богоносцем, то есть «носимый Богом». Богоносцем он наименован еще и потому, что имел имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился. С 68 по 107 год святой Игнатий был епископом Антиохийской Церкви. Тогда Римской Империей, в состав которой входила Антиохия, управлял император Траян. В 106 году император по случаю победы над скифами приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывавшихся поклониться идолам, убивать. Правителю донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь, хранить девство. В это время святитель Игнатий сам добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты святителем. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял имя Иисуса Христа. Когда его спросили, зачем он это делает, святой отвечал, что носит это имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую». Когда святитель Игнатий был растерзан львами, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидели на внутренних сторонах его золотую надпись: «Иисус Христос». Услышав о великом мужестве святителя, император Траян пожалел о его убийстве и прекратил гонение на христиан.
Источники:
1. Булгаков, С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). М., 1993.
2. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Месяц Сентябрь, Декабрь. М., 1997. – (Репринт. воспр. изд. 1902 г.).
3. Жития святых: православный календарь 2010. М., 2009.
4. Святые Чешских земель и Словакии. М., 2003.
5. Код Евфросинии / http: // www. embassybel. ru
[1] Все даты указаны по новому стилю.
|