Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Дополнительные фото

Распечатать

Другие материалы по этой теме:



Фрески Спасо-Преображенского храма

Спасо-Преображенская церковь – единственный в Беларуси памятник, где почти полностью сохранилась фресковая роспись XII века.

Храм был расписан по заказу преподобной Евфросинии Полоцкой. Характер живописи дает основание предполагать, что она была выполнена как греческими, так и местными художниками.

До недавнего времени фрески XII века скрывались под наслоениями поздних штукатурок, записей, покрасок, загрязнений и копоти. Неоднократно древняя стенопись поновлялась. Только в XIX веке она дважды записывалась масляными красками – в 1837 и 1885 годах. В XX веке не раз предпринимались попытки реставрации фресковой росписи.

В начале 1990-х годов началась планомерная работа по раскрытию древних фресок, которую возглавил минский художник-реставратор В. В. Ракицкий. В 2007 году к работам подключились московские специалисты под руководством художника-реставратора В. Д. Сарабьянова. Ими была разработана уникальная технология отслоения масляной живописи, позволявшая раскрывать композиции большого объема.

С 2009 года к реставраторам присоединились специалисты из ОАО «Белреставрация» под руководством Ю. И. Малиновского.

В результате проведенных работ были раскрыты фрески XII века и сохранена поздняя масляная живопись. Сегодня ее можно увидеть в экспозиции Художественной галереи Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Росписи Спасо-Преображенского храма являются удивительным примером сочетания в себе изображений общедогматического пласта с изображениями, отражающими волю заказчицы и функцию храма как монастырского. Сама преподобная Евфросиния участвовала в создании архитектурного образа церкви и задала программу фресковой росписи, напрямую связанную со своей деятельностью и родословием.

По словам В. Д. Сарабьянова, «система декорации церкви, подбор сюжетов и их взаимосочетание, а в целом вся иконографическая программа содержит множество индивидуальных черт и особенностей, за которыми, вне всякого сомнения, стоит личность преподобной Евфросинии Полоцкой, ее вера, молитва, знания и убеждения»[1].

В скуфье купола изображена композиция «Вознесение». Простенки барабана занимают фигуры восьми пророков, попарно обращенных друг к другу. В парусах изображены евангелисты. В данной иконографии подчеркнуты детали их писательской деятельности (сложные конструкции пюпитров, письменные принадлежности), что явно соотносится с деятельностью самой преподобной Евфросинии и говорит о ее влиянии на роспись.

Верхнюю часть алтарной апсиды занимает огромная фигура Богоматери Оранты с предстоящими ангелами. Рядом, на склонах алтарной арки – святые Иоаким и Анна. Вся эта группа фигур с изображением Богородицы и ликом Христа зримо представляют идею Боговоплощения.

В центральной части алтаря изображена композиция «Евхаристия». В нижнем ярусе алтаря – фигуры первосвященников и архидиаконов и четыре композиции с деяниями святителей, иллюстрирующие различные стороны их служения: чудеса, целительство, обретение небесной благодати, мученичество.

Центральный объем храма занимает Христологический цикл. Изображения расположены попарно на северной и южной стенах: «Распятие» – «Сошествие во ад», «Вход Господень в Иерусалим» – «Воскрешение Лазаря», «Успение Пресвятой Богородицы» – «Рождество Христово». На алтарных столбах изображено «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Сретение», а на западных столбах – сцены, иллюстрирующие чудеса Христа. На преграде хор – «Крестовоздвижение». В состав росписей жертвенника входят сцены страстей Христовых, связанные с последними днями земной жизни Спасителя.

Необычной особенностью диаконника и жертвенника являются крупные по величине изображения столпников – Даниила и Симеона. Это объясняется тем, что они были видны из окон келий на хорах и словно благословляли преподобную и ее сестру на молитвенный подвиг.

Заметное место в иконографической программе Спасского храма отведено теме исцеления, как телесного, так и духовного: «Исцеление больного водянкой», «Исцеление слепого», «Исцеление императора Констанция Спиридоном Тримифунтским», «Призвание Закхея». В храме также изображены многочисленные фигуры целителей – Кира, Иоанна, Ермолая, Мокия, Космы и Дамиана.

В состав росписи храма входят сцены, связанные с христианской премудростью и просвещением: «Учительство Иоанна Златоуста» и «Учительство Григория Богослова», «Явление Христа пророку Моисею», «Прощение императора Феофила», «Видение пророка Исаии», «Мученичество Игнатия Богоносца».

В большом количестве представлены монашеские образы: преподобных Евфросинии Александрийской, Иоасафа, Макария Великого, Павла Фивейского, Максима Исповедника, Герасима Иорданского и др. Они занимают преимущественно нижнюю зону росписи, создавая целостный образ монашества, как одну из главных опор в созидании Церкви Христовой, и раскрывают различные виды монашеского подвига.

Особое место в росписи отведено небесным покровителям полоцких князей: святым Георгию, Борису и Глебу, Роману и Вячеславу.

Фрески нартекса посвящены сценам Страшного Суда.

На стенах внутристенной лестницы, ведущей на хоры церкви, представлены ветхозаветные события.

Ансамбль росписи южной келии на хорах, где, предположительно, располагался придел преподобной Евфросинии Александрийской, небесной покровительницы заказчицы Спасского храма преподобной Евфросинии Полоцкой, имеет иной характер. По техническим характеристикам, колориту и стилю в целом он заметно отличается от основного объема фресок. Система росписи включает изображения «Распятия», «Сретения», «Введения Богородицы во храм», «Деисуса», «Благовещения», ряда святителей и преподобных. Кроме того, здесь расположены сцены жития святой Евфросинии Александрийской.

В южной келии также находится ктиторская фреска – ростовая фигура преподобной Евфросинии Полоцкой, подносящей Христу модель построенного ею храма.

Все росписи выполнены в технике фрески по сырой известковой штукатурке, что обеспечило сохранность росписи на многие века. Мастера использовали натуральные пигменты высокого качества (малахит, лазурит, азурит, киноварь, красная охра и др.), многие из которых привозились из других стран.

Удаление поздних масляных наслоений позволило подарить миру уникальный памятник монументальной живописи Полоцкой земли XII века. Фресковая роспись Спасо-Преображенского храма поражает своей сохранностью, одухотворенностью, тонкой продуманностью иконографической программы и художественным совершенством.



[1] Сарабьянов, В. Д. Спасская церковь Евфросиниевского монастыря в Полоцке. Полоцк, 2016. С. 45.


Источники:

1. Брунов, Н. И. Извлечение из предварительного отчета о командировке в Полоцк, Витебск и Смоленск в сентябре 1923 г. М., 1926.

2. Васильев, Б. Г. Личное письмо фресок Спасо-Преображенского собора XII в. Евфросиньевского монастыря Полоцка // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi. Матэрыялы V Мiжнароднай навуковай канферэнцыi (24–25 кастрычнiка 2007 г.). Полацк, 2009.

3. Воронин, Н. Н., Лазарев, В. Н. Искусство западнорусских княжеств // История русского искусства. М., 1953. Т. 1.

4. Кацер, М. С. Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского периода. Минск, 1969.

5. Монастырь у церкви Спаса. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь с древности до наших дней. Минск, 2000.

6. Монгайт, А. Л. Фрески Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Культура Древней Руси. М., 1966.

7. Преображенский, А. С. Ктиторские портреты Средневековой Руси и их воздействие на русскую иконографию (XI–XV вв.). Дисс. на соискание уч. степ. кандидата искусствовед. М., 2004.

8. Пуцко, В. Г. Стилистические проблемы фресок собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Археология Полоцка и Полоцкой земли. Полоцк, 1997.

9. Ракіцкі, У. Спасаўская царква 12 ст. у Полацку. Насценны жывапіс. Полацк, 1998.

10. Ракіцкі, У. Спасаўская царква пры староннім асвятленні // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. Полацк, 1998.

11. Сарабьянов, В. Д. Алтарная преграда Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Искусство Древней Руси и стран византийского мира. Материалы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Валентина Александровича Булкина. 3–4 декабря 2007 года. СПб. – М., 2007.

12. Сарабьянов, В. Д. Образ монашества в росписях Спасской церкви Евфросиньева монастыря // Гісторыя і археалогія Полацка і Полацкай зямлі. Матэрыялы V Міжнароднай навуковай канферэнцыi (24–25 кастрычніка 2007 г.). Полацк, 2009.

13. Сарабьянов, В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески. М., 2009.

14. Сарабьянов, В. Д. Храм-реликварий преподобной Евфросинии Полоцкой. К реконструкции первоначального замысла Спасской церкви Евфросиньева монастыря // Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой. М., 2008.

15. Селицкий, А. А. Евфросиния Полоцкая у истоков просвещения Полоцкого края. Регистр со святыми мученицами и преподобными в келии-молельне Евфросинии в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке (середина XII в.) // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi. Матэрыялы V Мiжнароднай навуковай канферэнцыi (24–25 кастрычнiка 2007 г.). Полацк, 2009.

16. Селицкий, А. А. Живопись Полоцкой земли XI–XII вв. Минск, 1992.

17. Селицкий, А. А. Система росписи собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой трети XIII в. М., 1988.

18. Скобцова, Д. А. Ансамбль росписи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке и его место в истории живописи средневековой Руси. Дипломная работа. Кафедра истории искусств РГГУ. М., 2005.

19. Скобцова, Д. А. Роспись жертвенника и дьяконника Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке (предварительные замечания о программе декорации) // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi. Матэрыялы V Мiжнароднай навуковай канферэнцыi (24–25 кастрычнiка 2007 г.). Полацк, 2009.

20. Терещатова, О. В., Ходыко, Ю. В. Фрески Полоцка в контексте искусства Киевской Руси // Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. Киев, 1987.

21. Филатов, В. В. О фресках XII в. Спасского собора в Полоцке // Русское искусство XI – XIII вв. М., 1986.

22. Церашчатава, В. В. Старажытнабеларускi манументальны жывапiс XI – XVIII ст. ст. Мiнск, 1986.

23. Штыхов, Г. В. Древнеполоцкое каменное зодчество // Белорусские древности. Минск, 1967.

24. Штыхов, Г. В. Древний Полоцк (IX–XIII вв.). Минск, 1975.

25. Шчакацiхiн, М. М. Нарысы з гiсторыi беларускага мастацтва. Мiнск, 1928. Т. 1.

26. Володихин, Д. М. Повесть в камне (граффити на стенах Спасского собора Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке) // Полоцкий летописец. Полоцк, 1993. № 1 (2).

27. Калечыц, І. Л. Графіці XII–XIV ст.ст. у Спаса-Праабражэнскай царкве ў Полацку // Беларускі гістарычны часопіс. Мінск, 2007. № 6.

28. Мялешка, С. Праца навукова-даследчай экспедыцыi Цэнтральных дзяржаўных рэстаўрацыйных майстэрняў у Полацку // Наш край. 1929. № 8–9.

29. Раппопорт, П. А., Штендер, Г.М. Спасская церковь Евфросиньева монастыря в Полоцке // Памятники культуры. Новые открытия. 1979. Л., 1980.

30. Рождественская, Т. В. Древнерусские надписи-граффити в церкви Спаса Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Вестник Ленинградского университета. Ленинград, 1983. Вып. 3. Июль.

31. Сапунов, А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря в Полоцке // Полоцкие Епархильные Ведомости. 1885. № 8.

32. Сарабьянов, В. Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века // Вопросы искусствознания. М., 1994. № 4.

33. Сарабьянов, В. Д. «Святители – источники Премудрости» во фресках Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Проблеми на изкуството 1/2010. София, 2010.

34. Сарабьянов, В. Д. Тема передачи Божественной Премудрости в росписях Спасской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2011. Вып. 1 (4).

35. Селицкий, А. А. Сюжеты полоцких фресок в просветительской деятельности Евфросинии Полоцкой // Мастацкая адукацыя i культура. 2006. № 3.

36. Хозераў, I. Да пытання аб Спасаўскай царкве ў Полацку // Гiстарычна-археалагічны зборнiк. Мінск, 1927. № 1.

37. Штендер, Г. М. Новые материалы исследований церкви Спаса Преображения Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1982. Вып. 2.

38. Штыхаў, Г. В. Полацкiя фрэскi XII ст. // Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi. 1970. № 1.

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

14/27 мая, понедельник

Мч. Исидора.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частица св. мощей прп. Никиты, затворника Печерского, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

14/27 мая, понедельник

Седмица 4-я по Пасхе. Мч. Исидора (251). Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца (1474).

Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (XII). Мч. Максима (ок. 250). Прп. Серапиона Синдонита (V). Свт. Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175).

Сщмч. Петра Рождествина пресвитера (1939).

Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери.

Смотреть все

Каталог TUT.BY