При использовании материалов Дорогие гости сайта! |
Всем известно, что клиросное послушание – одно из самых важных и ответственных в монастыре. Как поет хор, так и молится весь храм. Так учат и святые отцы: «Клирос – ангельское место». Монастырский хор образовался сразу после возобновления иноческой жизни обители в 1990 году. Среди первых насельниц, которых перевели из Свято-Успенской Жировицкой обители в Полоцк, были и певчие. Особо нужно сказать о схиигумении Евфросинии (Максимчук), которая в течение нескольких десятилетий управляла монастырским хором: сначала – в Гродно, затем – в Жировицах и Полоцке. Она обладала удивительным, очень высоким и чистым голосом. Известно, что еще в молодые годы у матушки обнаружились незаурядные способности, так что впоследствии она стала профессиональным регентом.
На протяжении многих лет сестры-регенты трудились над тем, чтобы разнообразить и украсить богослужебное пение обители. Служба преподобной Евфросинии, а также другие песнопения, посвященные различным праздникам, были полностью расписаны ими на подобны. В нашем исполнении произведений мы стараемся меньше использовать такие приемы как cresh. и dim. (в переводе с итал. – «с нарастанием силы звучания» и «с уменьшением силы звучания»). Главными критериями при выборе новых произведений для разучивания являются их молитвенность, простота, натуральные лады, уменьшение хроматизмов и украшений. Прежде чем выучить новое песнопение, его обязательно нужно показать матушке игумении, и только после ее благословения можно приступать к работе над партитурой. В нотном архиве нашего монастыря имеются старые рукописи, есть и дореволюционные. Переписывая эти святые страницы, сложно найти современные музыкальные термины, определяющие темп и стиль исполнения. Например, медленно, живо, с движением и т. д. Чаще же встречаются такие определения, которые указывают на внутреннее состояние певчего при исполнении данного произведения. Например, с любовью, молитвенно, напевно, торжественно, с умилением, с подъемом, радостно. Это еще раз убеждает нас в том, что наши предшественницы свое внимание обращали не только на музыкальную красоту песнопения, а на его духовный смысл. Не просто петь, а петь так, чтобы Божественный смысл слов дошел до сердец молящихся.
Кроме этой преемственной духовной связи у нас существуют будничные и праздничные традиции. Во многих монастырях используют в обиходе гласы киевского или московского распевов. В нашей обители их место занимают гласы А. А. Архангельского. На праздничных и воскресных богослужениях мы поем обиход всенощного бдения Киево-Печерской Лавры (Догматики, степенны, прокимны). В обиходе часто используются напевы Зосимовой и Оптиной пустынь, распев Троице-Сергиевой Лавры. Но самое почетное место отдается знаменному распеву и произведениям диакона Сергея Трубачева. Особенностью нашего пения является частое использование стихирных и тропарных подобнов на богослужениях. Это делает пение более праздничным и торжественным.
Наши будничные певческие традиции имеют глубокие корни. Они являются песнопениями Красностокского женского монастыря, исторически связанного с нашей обителью, устав которого запрещал отменять либо видоизменять их. Сестры свято блюли этот завет, передавая старинные распевы «из уст в уста» в Красностоке и в Гродно, а позже и в Жировицах, где они жили после закрытия Полоцкого и Гродненского монастырей. Эти песнопения звучат в нашей обители и по сей день. В хоре лишь немногие сестры-певчие имеют музыкальное образование. Перед тем как сестер благословляют на клирос, их обязательно прослушивают. Существует особая традиция поставления сестер на клирос. Все певчие несут и другие послушания: в церкви, ризнице, иконописной, просфорне, архиве, библиотеке, экскурсионном бюро, трапезной. В будние дни на службах поет рядовка из 5–6 человек, а на праздники собирается весь клирос. Спевки хора проводятся регулярно, раз в неделю. В течение нескольких лет были сделаны записи различных песнопений в исполнении сестринского хора: 1) Акафист Иисусу Сладчайшему. 2) Акафист преподобной матери нашей Евфросинии. 3) Песнопения двунадесятых праздников. 4) Пасхальные песнопения. 5) «Преподобная Евфросиния, славна память твоя» – песнопения праздничного всенощного бдения.
|
Расписание богослужений18/1 декабря, пятницаМч. Платона. Мчч. Романа диакона и отрока Варула. 5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии. 7.15 Часы. Божественная Литургия. 16.45 Вечернее богослужение с полиелеем. Православный календарь18/1 декабря, пятницаМч. Платона (302 или 306). Мчч. Романа диакона и отрока Варула (303). Мчч. Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского (303). Собор святых Эстонской земли. Св. Николая Виноградова исп., пресвитера (1948). |