Просфорня Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря

Распечатать

Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность. Это белый квасной пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах или закваске с добавлением святой воды. В переводе с греческого языка просфора означает «принесение», поскольку у первых христиан был обычай приносить хлеб из дома для совершения Евхаристии. В Церковном Уставе говорится о том, что хлеб, приносимый для Таинства, должен быть «от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленнный, свежий и чистый». Поэтому для выпечки просфор используется три компонента, символизирующих Святую Троицу и трехчастность души: мука с закваской является образом души, вода означает крещение, соль знаменует ум и учение Христа, Который сказал Своим ученикам: «Вы – соль земли» (Мф. 5:13). Просфора состоит из двух частей, символизирующих два естества Господа Иисуса Христа – Божественное и человеческое. На верхней части просфоры ставится печать с изображением креста, Божией Матери или святых. Испеченная на огне, просфора знаменует, что Христос соединился со всем нашим естеством и передал нам свою силу. Круглой просфору изготавливают в знак вечности Христа и человечества во Христе.

1. Изготовление просфор

2. Подготовка просфор к выпечке

3. Лоток со свежеиспеченными просфорами

В нашей обители выпечка просфор осуществляется в специально отведенном и оборудованном помещении. Всей работой руководит старшая на этом послушании сестра, которая распределяет обязанности между остальными сестрами. Перед началом работы сестры молятся святым просфорникам Печерским Спиридону и Никодиму, просят друг у друга прощения и благословения у старшей сестры. Пекут просфоры с благоговением и непрестанным творением Иисусовой молитвы. Для работы на просфорне используют тестомесилку, машинку для раскатки теста, печати и различные подручные приспособления. В нашей просфорне имеется несколько видов печатей: крестовые, Богородичные, с изображением преподобной Евфросинии и некоторых двунадесятых праздников. Выпечка осуществляется в русской и специальной электрической печах. По размеру просфоры бывают малыми, средними и большими. Среди больших выделяют Агничную просфору, из которой на проскомидии вынимается центральная кубическая часть для Агнца, а оставшиеся части этой просфоры называются антидором (греч. «вместодарие») и употребляются верующими после Божественной Литургии. Кроме того, на просфорне выпекают литийные хлеба, а к Пасхе пекут артосы и куличи. Артос (греч. «хлеб») освящается в Пасхальную ночь. В течение Светлой Седмицы артос как символ Воскресения Христова пребывает на столе напротив царских врат алтаря и ежедневно выносится на пасхальные крестные ходы. В Светлую Субботу над ним читается особая молитва, затем его раздробляют и раздают верующим.

4. На просфорне


5. Большие, средние и малые просфоры

6. Просфора с изображением преподобной Евфросинии Полоцкой

Просфора, которая дается после Божественной Литургии, является святыней и вкушать ее нужно прежде принятия всякой пищи, натощак. В подтверждение истинной святости литургийных просфор можно привести такой случай из жития святого преподобного Зосимы Соловецкого. Однажды преподобный Зосима дал просфору приехавшему к нему купцу. Купец же, идя из церкви, обронил ее. Один из монахов, проходя мимо, увидел стоящую над просфорой собаку, которая несколько раз хотела схватить ее зубами, но всякий раз отгоняема была огнем, исходившим от просфоры. Монах подошел, поднял просфору и принес преподобному Зосиме. Из этого можно заключить, что к просфорам, антидору и артосу необходимо относиться благоговейно и хранить их должно в святом углу возле икон.

7. Корзины с готовыми просфорами

8. Просфоры

Вкушение святой просфоры, антидора, артоса не только дает новые благодатные силы нашей душе, но и освящает тело, является источником исцелений от болезней.