Переплет является важнейшей частью книги. Назначение его состоит в том, чтобы соединять и сохранять тетради книжного блока. Историю переплета можно проследить еще со времен Древнего Египта. В III тыс. до н. э. здесь появились первые свитки, которые представляли собой совокупность листов, скрепленных между собой краями и свернутых в рулон. Египтяне изготавливали их из папируса, шелка, кожи, пергамента. Уже в это время появилась нужда в том, чтобы свиток прослужил как можно дольше, потому и возникает идея помещать листы свитка в футляр, склеенный из нескольких слоев пергамента. В Древней Руси переплет служил не только гарантией долговечности рукописной книги, но и важным элементом ее украшения. Для того чтобы книга прослужила долго, на Руси использовался прообраз книжного переплета – диптих, который состоял из двух раскладывающихся деревянных досок. Сначала корешок тетради прошивался шнуром или же, в зависимости от величины книги, полотняными или кожаными ремнями, а затем их концы прикреплялись к обеим доскам-крышкам переплета. Корешок и внешняя сторона досок обтягивались кожей или тканью. Книги, предназначенные для совершения церковных Таинств, богато украшались парчой или бархатом. Часто к переплету прикреплялись пластины из драгоценных металлов с нанесением орнамента, изображений евангелистов и даже целых религиозных сцен. Как правило, такие переплеты – настоящие произведения искусства, которые создавались многими мастерами. Для сохранности книг к переплетам прикреплялись кожаные завязки или металлические застежки-пряжки, нередко тоже с орнаментом. Употребляемая на Руси для переплета кожа обычно была черной или темно-коричневой, реже – желтой, красной или зеленой. По мере развития книгопечатания и с увеличением тиражей книг появились и картонные переплеты, украшенные позолотой и тиснением. Вплоть до середины XIX века переплеты книг делались вручную с использованием несложных приспособлений: прессов, штампов и штемпелей. Большинство книг, которые издавались в обложках, переплеталось в ремесленных мастерских на заказ. Изготавливаемая продукция представляла собой недорогие переплеты, основная функция которых заключалась в защите книги, а не в ее украшении. Работой высокого уровня считался переплет, выполненный из дорогих материалов с изящными вензельными вставками и золотым тиснением. При этом клеймо мастерской ставилось на хвостовой части корешка, что являлось характерной особенностью русских переплетчиков. Собственные переплетные мастерские существовали при приютах, домах инвалидов, монастырях, крупных храмах. В основном они занимались нуждами церковных библиотек, но изредка выполняли и светские заказы. Сейчас, при неограниченных возможностях современных технологий, переплетные мастерские представляют собой совершенно иные учреждения, нежели раньше. Они оснащены специальными устройствами, которые значительно облегчают работу переплетчика. В настоящее время все операции при переплетных работах выполняются с использованием специальных станков: фальцующих, обрезающих, сшивающих. Образование переплетной мастерской в нашей обители произошло в 2007 году. Мастерская оснащена современным офисным оборудованием, которое отличается от производственного меньшими размерами. В мастерской трудится сестра под руководством опытной переплетчицы. Здесь переплетают богослужебные и библиотечные книги, синодики, осуществляют их реставрацию и ремонт, изготавливают специальные коробки для подарочных изданий. Оборудование мастерской состоит из резака сабельного, предназначенного для обрезки бумаги; сталкивателя, служащего для эффективного выравнивания подобранных блоков бумаги; переплетных тисков; позолотного пресса, благодаря которому на переплете делается оттиск названия книги (на твердые обложки методом горячего тиснения наносится текст или рисунок любого цвета); механического винтового пресса, который служит для обжима сшитого блока бумаги и обложек; степлера, используемого для скрепления листов металлическими скобами; сверлильного станка для просверливания отверстий в подобранных блоках бумаги и механического резака, предназначенного для обрезки книг. Используются также и ручные инструменты: нож, ножницы, линейки, транспортир, кисточки, шило, резаки, утюг, бумага для реставрации книг. Как известно, книга – сокровищница разума для всякого ищущего добрых познаний. Чтение книжное во все времена возвышало душу человека и устремляло ее к Богу. Поэтому немаловажна роль и переплетной мастерской в монастыре. Благодаря ей книги – эти источники веры и правды, заблаговременно чинят, чтобы как можно дольше они послужили на пользу читателю.
|