Церковная молитва, тем более во святой обители, имеет важное значение для любого православного христианина. Как писал святитель Филарет, митрополит Московский, «дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без него не может совершиться никакое другое дело благое». В Спасо-Евфросиниевском монастыре можно подавать поминальные записки о здравии и об упокоении с именами крещенных в православной вере христиан. В записки об упокоении не включаются имена покончивших жизнь самоубийством. В Полоцкой обители можно подать записки на проскомидию, сорокоуст, Неусыпаемую Псалтирь, моление, молебен с акафистом у мощей преподобной Евфросинии, благодарственный молебен, панихиду. Во время Великого поста принимаются записки о здравии и об упокоении «на Великий пост», а также записки об упокоении – на заупокойную литию. Проскомидия (с греческого – «принесение») – первая часть Литургии, на которой совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для совершения таинства Евхаристии (Причащения). Из просфор вынимаются частички за живых и умерших. В конце Литургии эти частицы опускаются в Cвятую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Поминовение, называемое «сорокоустом», совершается на проскомидии, но только не один раз, а в течение сорока дней. Сорокоусты совершаются о здравии и об упокоении, их можно заказывать в любое время. В дни Великого поста, когда полная Литургия служится лишь по субботам и воскресеньям, сорокоусты поминаются только в эти два дня. В нашей обители сестры читают Неусыпаемую Псалтирь с поминовением живых и усопших. Можно подать записки на Псалтирь на сорок дней, полгода и год. Чтение Псалтири (книги пророка Давида) имеет особое значение как при совершении богослужений, так и в частной молитве. Псалтирное чтение называется «неусыпающим» потому, что оно не прекращается ни днем ни ночью, как не умолкает на небе пение ангелов. Замечательно изречение о чтении этой богодухновенной книги: «Пение псалмов души украшает, Ангелов на помощь призывает, демоны прогоняет, заглаживает грехи, уста очищает, сердце веселит, Бога показует…». В Спасо-Евфросиниевском монастыре также совершается треба, называемая «молением», заключающаяся в ежедневном поминовении насельницами обители за Божественной Литургией православных христиан о здравии и об упокоении. Ежедневно в монастыре служатся молебны у мощей преподобной Евфросинии. Молебен – это краткая, но прилежная молитва о различных житейских нуждах. Заказывая молебен, мы подаем записку о здравии с именами тех, за кого он будет совершаться. Молебны святой служатся утром, после полунощницы, по средам и воскресеньям – с акафистом. Днем молебны преподобной совершаются с акафистом нараспев. Во время служения молебнов с акафистом все желающие могут принять участие в пении. По воскресеньям, после поздней Божественной Литургии, в обители совершается благодарственный молебен Господу Иисусу Христу. Это моление совершается в том случае, когда мы хотим вознести хвалу Богу за Его бесчисленные к нам благодеяния. В Спасо-Евфросиниевском монастыре можно подать записки и на панихиду, которая совершается каждый день после Литургии. Панихида – это чин заупокойного богослужения, на котором возносится моление Богу об усопших. Панихиды могут совершаться и до и после отпевания усопшего. Особенно важно заказывать панихиду в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Кроме записок, в храме можно за пожертвование ставить свечи. Свеча – это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Божией Матери, ангелам и святым. Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. О здравии свечи ставятся на все подсвечники, находящиеся в храме. Только один подсвечник прямоугольной формы, находящийся перед Распятием, – канун – предназначен для свечей об упокоении. Свечи желательно ставить до начала богослужения. После окончания службы в Кресто-Воздвиженском соборе разрешается ставить свечи на подсвечник у святых мощей преподобной Евфросинии, а также – на канун.
|