Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Поздравляю всех вас, братья и сестры, с воскресным днем, с Неделей 29-й по Пятидесятнице.
Сегодня мы вспоминаем всех праотцев, то есть всех святых ветхозаветной Церкви. Они ожидали обетованного Мессию, Господа нашего Иисуса Христа и, соответственно, проводили свою жизнь свято, достойно неся свои жизненные кресты.
В Евангельском чтении мы слышали сегодня о том, как Господь наш Иисус Христос рассказал своим ученикам притчу о званых на брачный пир.
Апостол и евангелист Лука в сегодняшнем Евангелии говорит о человеке, который огласил приглашение на брачный пир. Это было сделано заранее, а когда все уже было приготовлено к пиру, господин еще раз сказал слуге, чтобы он позвал людей на этот пир. Но, как мы с вами слышали, «начали все, как бы сговорившись, извиняться» (Лк, 14, 18) и отказываться от приглашения.
На церковно-славянском языке это звучит так: «и начаша вкупе отрицатися вси». То есть этот отказ звучит, как отречение. Званые люди отреклись от приглашения, сославшись на различные обстоятельства своей жизни.
Первый сказал, что он купил землю и должен посмотреть, пригодна ли она, хороша ли она. То есть он все внимание своей земной жизни уделял материальному приобретению, материальным благам и суете мирской.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), толкуя эту притчу, говорит о том, что и мы в нашей повседневной жизни часто не откликаемся на призыв Божий и, подобно этим людям, тоже на что-то ссылаемся, чтобы только меньше внимания уделять своей душе и духовной стороне своей жизни.
Второй человек тоже отрекся, сославшись на то, что он купил пять пар волов и должен испытать, пригодны ли они для работы. Под этими пятью парами волов святой праведный Иоанн Кронштадтский подразумевает наши пять чувств: зрение, осязание, обоняние, слух и вкус. Этими чувствами мы работаем всему земному, стараясь угодить этим чувствам, хотим вкуснее покушать, лучше одеться и испытать телесный комфорт.
По слову праведного Иоанна Кронштадтского мы, будучи водимыми этими пятью чувствами, уделяем им очень много времени.
Далее мы слышали, что третий женился и сказал, что должен проводить время в семейных утехах и радостях. Он создал семью и не хотел уделять внимания своей духовной жизни.
Когда же слуга вернулся и возвестил господину о том, как повели себя люди, званые на вечерю, господин разгневался и сказал, чтобы раб пошел и пригласил всех, кого встретит в этом городе. «И сказал раб: господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой» (Лк. 14, 22-23). Так этот раб и поступил.
Господь заканчивает эту притчу фразой: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24).
Мы понимаем, что эти слова были обращены не только к иудейскому обществу. Ведь слово Спасителя, каждое Его слово, которое записано в Евангелии, непреложно. Оно имеет всеобщий характер и относится ко всем христианам, жившим до нас, живущим сегодня, и к тем, кто будет жить после нас.
Людям, приглашенным на брачный пир, была дана возможность встречи с Богом. Им были даны и ветхозаветные пророчества, и власть учить Закону Божиему, но они отреклись от этого приглашения и не пошли за Христом, не пошли на Его брачный пир, то есть в Царство Небесное. Каждый из них ссылался на какие-то свои жизненные обстоятельства.
Приглашенные с распутий и перекрестков дорог уверовали во Христа и приняли проповедь Христову. Это все те люди, которые были другой веры, но которые приняли христианство и уверовали во Спасителя.
Мы знаем из истории нашей Церкви, что за три века наша земля была оглашена Евангельской проповедью, и всем стало известно имя Христа. Так, множество людей, наполнивших эту вечерю, это те люди, которые наполнили Церковь Христову. Наполнили и стали уже избранными.
Заключительная фраза этой притчи «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14, 24) имеет для нас назидательный характер. Мы видим, что и в нашей жизни случаются такие ситуации, когда Господь нас зовет к Себе.
Так, Он зовет нас с детских пелен, когда мы крестимся и облачаемся в новую одежду, когда нам дается ангел-хранитель и благодать в Таинстве миропомазания для нашего спасения. Открывается дверь в Церковь Христову. Но зайдем мы в эту дверь или нет, зависит от нас, от того, какие мы будем делать в дальнейшем дела, как мы будем жить. И чтобы нам из категории «званых» перейти в категорию «избранных», нужно своими делами доказать это.
Поэтому будем всегда помнить эту Евангельскую притчу и ежедневно уделять время нашей душе, стараясь отлагать наши суетные дела. В чем да поможет нам Господь Иисус Христос по молитвам преподобной нашей матери Евфросинии игумении Полоцкой. Аминь.
Иерей Александр Макаров
27.12.2020
|