Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Христос Воскресе!

Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали Евангельское чтение о том, как Господь Иисус Христос пришел в селение Самарянское, называемое Сихарь.

В самый полдень, когда солнце было уже высоко, и был жаркий, знойный день, Христос сел у колодца Иакова, утрудившись от пути, а ученики в это время пошли в город, чтобы купить пищи.

В это время приходит к колодцу самарянка. Она неоднократно приходила к этому колодцу, чтобы почерпнуть воды, но этот день – день ее встречи со Христом – был для нее особенным днем. Это был день, который полностью изменил ее жизнь, день, который открыл ей путь к Богу, день, который повернул ее от тьмы к свету.

Увидев, что она пришла за водой, Христос говорит ей: “Дай мне пить”. Самарянка удивилась, что он, будучи иудейской веры, просит у нее, самарянки, пить, потому что иудеи с самарянами не общались. Христос сказал ей: “Если бы ты знала, Кто просит у тебя пить, то ты сама бы просила у Него пить, и Он дал бы тебе воду живую, которая стала бы в тебе “источником воды, текущей в жизнь вечную”” (Ин. 4, 14). Самарянка сказала: “Дай мне такой воды, чтобы мне больше не приходить сюда, к этому колодцу”.

И далее в беседе Христос открывает ей, что Он Сам является той живой водой, и тому, кто хочет, Он дает эту живую воду, эту благодать, которая изливается на всех верующих, желающих ее принять, сердца которых открыты для этой благодати.

Самарянка оказалась открытой для благодати Божией. Мы видим ее правдивость и открытость. Когда Христос в ходе беседы сказал: “Пойди позови своего мужа и приди сюда”, – она ответила, что у нее нет мужа. И Христос ответил: “правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе” (Ин. 4, 17–18).

Она могла оправдаться, сказав, что многие так живут, но мы не слышим от нее этого оправдания. Мы слышим, что она согласна со Христом, что она не противоречит Ему, не ищет извинения и оправдания своей неправедной и греховной жизни. И вот именно это согласие со Христом и делает ее доступной и открытой для Бога.

С этого момента она становится другим человеком. У нее пробуждается интерес к духовному. С этого момента у нее совершается переход от худшего к лучшему.

Когда она раньше ходила за водой, у нее было время поразмышлять над своей жизнью, потому что ее душа невольно отходила от повседневной суеты, от бесконечных бытовых забот и хлопот. А когда Христос встретился с ней и побеседовал, жизнь ее совершенно изменилась. Узнав о Христе, Который был послан ради спасения людей, узнав в Нем посланника Божия, Спасителя мира, она оставляет свой водонос и бежит в город, чтобы рассказать своим соплеменникам-самарянам об этой встрече. Она говорит: “пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?” (Ин. 4, 29).

Она оставляет свой водонос! На востоке вода была на вес золота. Нужно было проделать долгий путь до ближайшего источника. И она оставляет свой водонос и бежит, чтобы стать проповедницей истины Божией. Вот за эту искренность, за эту правоту, за эту правдивость Господь делает ее апостолом для своих соплеменников и собратьев самарян. Она идет и возвещает им истину Божию.

Оставляя свой водонос, она вместе с тем оставляет свою прошлую греховную жизнь, оставляет, чтобы идти в своей праведности и искренности до конца, чтобы стать новым человеком, новой тварью во Христе Иисусе, Господе нашем. Вот так, братья и сестры, была способна и открыта душа самарянки для Господа.

Один священник, исповедник Церкви сказал, что люди способны на многое. Они способны многое понимать, многого достигать в этой жизни. Они могут тонко подмечать чужое. Но очень редкое и почти несуществующее явление, когда человек умел бы видеть самого себя. У самарянки как раз и оказались открытые, искренние и зоркие глаза, что и помогло войти Христу в ее душу и ее сердце.

Сегодняшнее Евангельское чтение учит нас прежде всего тому, чтобы мы были искренними, открытыми, правдивыми перед собой и перед Богом. Тогда наши сердца и будут открыты для того, чтобы в них вошла благодать Божия, правда Божия и сила Божия. Аминь».

Протоиерей Иоанн Гаврильчик

30.05.2021

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

18/1 мая

Великая Среда

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны.

Литургия Преждеосвященных Даров.

16.45 Малое повечерие. Утреня. 1-й час. 

Смотреть все

Православный календарь

18/1 мая, среда

Великая Среда. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820–850).

Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815–820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526).

Сщмч. Виссариона Селинина пресвитера (1918); прмц. Тамары Сатси (1942).

Максимовской иконы Божией Матери (1299).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На литургии после «Буди Имя Господне...» 3 великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы). 

Смотреть все

Каталог TUT.BY