Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповеди в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. Память благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня Церковь молитвенно чтит память святого великого благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского.

В историческом понимании особые заслуги вменяются человеку, когда он совершает какой-то поступок, великий с точки зрения истории, великий в глазах народа. К таким поступкам мы чаще всего причисляем победу в каком-либо сражении, храбрость, стойкость, красноречие, мудрость. Но совершенно другой подвиг совершил святой благоверный страстотерпец князь Игорь Черниговский и Киевский. Он именуется страстотерпцем, потому что пострадал не за веру, не за Христа, а претерпел от своих же сродников, близких, братьев, от своего народа.

XII век на Руси – скорбное время междоусобных войн, когда Киевская кафедра передавалась от одного князя к другому. В это время шли междоусобные брани между двумя родственными поколениями Ольговичей и Мстиславичей. После смерти своего старшего брата Всеволода, по его завещанию, князь Игорь наследовал Киевскую кафедру. Но недолго он княжил, поскольку народ его предал. И предал не за какой-то проступок, не за какой-то грех, а лишь потому что невзлюбил всех князей из рода Ольговичей. Во время одного из сражений киевские войска перешли на сторону князя Изяслава, а князя Игоря посадили в сырой сруб, где не было ни окон, ни дверей.

И что же делает князь Игорь Черниговский и Киевский? Он со смирением принимает эти события, не держась за власть и понимая, что может начаться междоусобная братоубийственная война. Он со смирением отрекается от кафедры и просит о том, чтобы его сослали в монастырь. Через некоторое время над ним сжалились и решили постричь его в монашество с именем Гавриил.

Сразу после пострига произошло чудо: он исцелился, окреп и начал день и ночь молиться в храме перед иконой Божией Матери за свой народ, за своих братьев, за то, чтобы прекратились междоусобные братоубийственные войны.

А что же делает народ? Народ пребывает в гордости, в осуждении и злобе. Думая о том, что князь получил от Бога исцеление и теперь поднимет бунт и пойдет против них войной, они ворвались в монастырь, схватили его, вытащили из храма и убили, а тело поволокли по всему городу.

Казалось бы, откуда такая ненависть, злоба, вражда? С одной стороны, мы видим величайший поступок святого великого князя Игоря Черниговского: он имел власть и мог бы бороться за кафедру, но он явил себя образцом смирения. Не каждый смог бы так поступить. А с другой стороны, мы видим людей, которым всего мало, которые хотят крови и убивают мученика и страстотерпца. Перед нами два образа: человека, пребывающего в добродетели смирения и терпения, и людей, которые охвачены гневом, враждой и злобой. Когда происходят убийства, Господь посылает стихийные бедствия: ветер, гром, землетрясение. И тогда люди, конечно, поняли, что убили святого князя. И еще больше они начали об этом задумываться после того, как на могиле князя начали происходить исцеления. Брат князя Игоря Черниговского Святослав перенес в дальнейшем его мощи из Киева в Чернигов, поскольку народ был недостоин, чтобы мощи этого святого угодника Божьего пребывали в граде Киеве.

Мы видим, насколько был велик подвиг святого великого князя Черниговского. Наверное, большинство людей так бы не поступило. Они были бы охвачены гордостью, жаждой власти, боролись бы, и мало кто смог бы так безропотно смириться, отстраниться, в дальнейшем пребывая в молитве за братьев и за свой народ. Конечно же, всем нам надо брать пример со святого благоверного князя Игоря Черниговского и подражать его смирению и терпению, поскольку смиренные сердцем – это, в первую очередь, те люди, которые наследуют Царство Небесное. Смирение помогает человеку бороться со своими страстями и приближаться к Богу. Очень часто это смирение принимается за какую-то слабость, за трусость, но то, что в глазах человека кажется слабостью, в глазах Божиих является подвигом, поскольку Господь видит наши мысли и желания. Поступок князя Игоря – это подвиг любви к своему Отечеству, к своим близким, братьям. Он был готов пожертвовать всем – даже жизнью, лишь бы народ жил в мире.

Дай Бог, чтобы и мы пребывали в терпении, смирении, боролись со своими страстями злобы, ненависти, вражды, осуждения, поскольку человек, ослепленный этими грехами и пороками, совершает чудовищные вещи. Поэтому будем брать пример со святого благоверного великого князя страстотерпца Игоря Черниговского и пребывать в мире и с Богом. Аминь».

Иерей Игорь Лысенок

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

“Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8, 34). Этими словами, братья и сестры, налагаются на нас такие обязанности, без которых мы не можем быть истинными христианами, а, следовательно, и не можем наследовать спасение. Что значит “отвергнуться себя”? “Отвергнуться себя” – это просто стараться не грешить, строить свою жизнь согласно заповедям Божиим, ущемлять и оставлять все нечистое, все греховное, а стремиться ко всему чистому и святому. Вот что значит “отвергунться себя”. Оставить свои греховные наклонности, привычки. Как и Христос сказал: “те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями” (Гал. 5, 24). А “взять крест свой” – это значит нести в своей жизни все невзгоды, все несчастья. Это может быть и потеря близких сердцу людей, и потеря имущества, и болезни, и скорби, и испытания, которые мы очень часто с вами переживаем в этой жизни.

Конечно, исполнить эту заповедь трудно, но, взирая на Крест Христов, будем помнить о том, что Он претерпел за наши грехи, и тогда у нас не будет извинения и никакого предлога не нести свой жизненный крест. Тем более, что крест, который налагает на нас Господь, очищает нашу душу. Он является для нашей души очистительной жертвой.

Недаром святой Давид взывал: “Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжжи утробы моя и сердце мое” (Пс. 25, 2). Многие благочестивые люди просили себе у Господа скорбей, болезней в этой земной жизни. Казалось бы, очень странно просить у Бога себе страданий, но они понимали, что перенесение этих страданий и скорбей ради Христа, ради спасения своей души принесет плоды для Царствия Божия, для вечной жизни.

Один старец по имени Мироген от строгой подвижнической жизни заболел водянкой. Его часто навещали старцы, чтобы помочь ему и поухаживать за больным. Но он говорил им: “Лучше помолитесь обо мне, отцы, чтобы мой внутренний человек не страдал водянкой, а я же молю Бога, чтобы моя настоящая болезнь еще продлилась”.

При всех несчастьях и невзгодах нашей жизни будем также помнить слова апостола Павла: “по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше” (2 Кор. 1, 5), и “кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу” (2 Кор. 4, 17).

Будем помнить эти напутствия апостола Павла и, взирая на Крест Христов, будем помнить о тех страданиях, которые Он перенес за наши грехи. И тогда наш жизненный крест будет нам казаться легким игом и бременем и приведет нас к вечной спасительной жизни. Аминь».

Протоиерей Иоанн Гаврильчик

02.10.2022

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

18/1 мая

Великая Среда

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны.

Литургия Преждеосвященных Даров.

16.45 Малое повечерие. Утреня. 1-й час. 

Смотреть все

Православный календарь

18/1 мая, среда

Великая Среда. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820–850).

Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815–820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526).

Сщмч. Виссариона Селинина пресвитера (1918); прмц. Тамары Сатси (1942).

Максимовской иконы Божией Матери (1299).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На литургии после «Буди Имя Господне...» 3 великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы). 

Смотреть все

Каталог TUT.BY