Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповеди в Неделю 17-ю по Пятидесятнице о чудесном улове рыб

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Поздравляю всех вас с воскресным днем. Сегодняшнее Евангельское чтение повествует о первом призвании учеников Христовых. Господь наш Иисус Христос в начале Своего служения проходил по берегу Геннисаретского озера, или Галилейского моря, и увидел рыбаков, которые всю ночь трудились и ничего не поймали. В это время множество народа пришло послушать Иисуса Христа. Он сел в одну из двух лодок, находящихся на озере, и попросил Симона Петра отплыть немного от берега, чтобы Он мог беспрепятственно проповедовать.

После проповеди Он сказал апостолу Петру, чтобы тот отплыл подальше от берега и закинул сеть, на что апостол Петр ответил, что они всю ночь трудились и ничего не поймали. Но, по слову Господа, он закинул сеть, и улов был таким большим, что они “наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть” (Лк. 5, 7). Видя это, Симон Петр ужаснулся в своем сердце и понял, что перед ним не простой человек, потому что Его слову случилось такое чудо. И тогда Петр начал просить Его, чтобы Он удалился от него, объясняя: “Потому что я человек грешный” (Лк. 5, 8). То есть Петр осознал свое греховное состояние и понимал, что не достоин находиться рядом с Господом. На это Господь его ободрил и сказал, чтобы он ничего не боялся и пообещал, что впредь будет уловлять для Царствия Небесного души человеческие, то есть будет просвещать христиан Евангельским учением.

Это Евангельское чтение для нас во многом поучительно. Во-первых, мы видим, что Господь всегда воздает человеку по его делам. Как Петр поступил по воле Господа, послушав Его и отплыв для того, чтобы Он смог проповедовать, так и Господь его возблагодарил чудесным уловом рыб.

Так и мы, если поступаем по воле Божией и делаем что-то хорошее и доброе, конечно, Господь нам воздает. Воздает и за всякое беззаконие и безобразие, потому что “Бог поругаем не бывает” (Гал. 6, 7), как свидетельствует нам Священное Писание. И подтверждение этому мы видим в нашей повседневной жизни. На чужом горе своего счастья не построишь, а навредишь всему своему роду.

Заканчивается это Евангельское повествование тем, что ученики оставили свой промысел, изменили свою жизнь и последовали за Богом: “оставили все и последовали за Ним” (Лк. 5, 11). Конечно, такая решимость тоже дала духовные плоды. Они стали апостолами, проповедниками Евангельского учения, просветив всю землю.

Апостол Иоанн Богослов, память которого сегодня празднуется, тоже был там. Он тоже оставил свою лодку и со своим братом Иаковом последовал за Христом. Будучи призван Господом, апостол Иоанн не расставался с Ним и был одним из любимых Его учеников и проповедником пламенной христианской любви.

Будем же и мы, братья и сестры, следовать за нашим Спасителем, уподобляясь апостолу Иоанну, и строить свою жизнь в соответствии с теми нравственными уроками, которые мы извлекаем из сегодняшнего Евангельского чтения. В чем да поможет нам Господь наш Иисус Христос молитвами Пречистыя Своея Матери и преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. Аминь».

Иерей Александр Макаров

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня в воскресном Евангельском чтении мы слышали о том, как Господом были призваны на апостольское служение первые ученики. Господь шел по берегу моря Тивериадского и увидел рыбаков, которые вымывали сети после ловли рыбы и вычищали их.

Когда Он на берегу учил народ и был им тесним народом, Он сказал Симону – будущему апостолу Петру – отплыть немного от берега, чтобы из лодки было удобнее поучать народ. И когда Он окончил Свое поучение, то сказал Симону: “Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась” (Лк. 5, 4–6). И тогда они дали знак товарищам, находящимся в другой лодке, чтобы те пришли на помощь. Это были Иоанн и Иаков, сыновья Зеведеевы – друзья Симона. Они пришли помочь вытащить это великое множество рыбы на берег. И когда Симон увидел это, он припал к коленам Христа и сказал: “Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный” (Лк. 5, 8). “И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков” (Лк. 5, 10). И они оставили всю добычу и последовали за Господом.

Вот братья и сестры, в этом кратком Евангельском рассказе для нас много поучительного и назидательного. Симон сказал Господу, что они всю ночь трудились, ловили и ничего не поймали. Эта пустота сетей тщетно трудившихся рыболовов показывает бесплодность человеческих трудов, когда они совершаются без Господа, без послушания Его воли, одними человеческими усилиями и стараниями.

Человечество на протяжении всей истории пыталось построить какую-то новую, райскую, идеальную жизнь на земле. Неоднократно оно строило Вавилонские башни, которые уже почти достигали небес. Но эти башни, строящиеся человеческими усилиями, Господь разрушал, потому что они строились без Господа. Все это показывает тщетность и бесплодность человеческих усилий. Так и апостолы трудились всю ночь и ничего не поймали без Господа.

Но какое они явили особое и глубокое послушание Господу, когда Он сказал им отплыть и закинуть сети! Не было возражений, хотя причины для возражений были. Ученики были уставшими, голодными, холодными, изнуренными, пребывая в расстройстве из-за неудачной ловли, и в таком состоянии они могли бы сказать в ответ Господу, что не будут напрасно тратить время. Ведь если они в удобное для ловли рыбы ночное время ничего не поймали, то при наступлении дня тем более ничего уже не поймают. Но они являют смиренное послушание, и мы видим огромный успех и такое земное обильное благо.

И здесь, казалось бы, надо воспользоваться этим земным благом, забрать эту рыбу и отнести ее и в свои дома или продать, а на вырученные деньги жить, кормить и себя, и своих близких. По нашим человеческим земным и материальным рассуждениям так и должно было быть, и многие люди даже недоумевали, почему ученики так не поступили, ведь это казалось такой легкой добычей. Но они оставили все и последовали за Господом. Почему? Потому что никакие земные блага, никакие молочные реки и кисельные берега не могут насытить изголодавшуюся душу. Душе нужна другая пища, духовная, а именно слово Божие и жизнь с Господом. Без этого душа не может существовать, а умирает голодной духовной смертью. Поэтому эти изголодавшиеся души и оставили материальные блага, земной успех и последовали за Господом.

И что же? Вместо рыбы, которую они вытаскивали в сетях из морской глубины, они стали вытаскивать из глубины грехов и пороков человеческие души. Как они вычищали сети от всего ненужного, так они стали своей проповедью, своим апостольским служением привлекать души ко спасению и очищать их своим словом от всего ненужного, греховного, что препятствовало им на пути к Царствию Небесному. Вот для этого они и пошли за Христом, оставив все земные блага и успехи.

Поэтому будем, братья и сестры, помнить о том, чтобы наша душа всегда искала Господа, следовала за Ним и прилеплялась к Нему. Будем помнить слова, сказанные Господом: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мф. 6, 33). Аминь».

Протоиерей Иоанн Гаврильчик

09.10.2022

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

19/2 мая

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери.

8.00 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны.

Литургия свт. Василия Великого.

16.45 Малое повечерие. Утреня с чтением 12-ти Евангелий

Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. 

Смотреть все

Православный календарь

19/2 мая, четверг

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Блж. Матроны Московской (1952).

Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813–820). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Прп. Никифора игумена.

Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934).

Литургия св. Василия Великого.

На утрене кафизм нет (кафизмы отменяются до Недели Фоминой, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы).

Чин умовения ног, по традиции, совершается при архиерейском служении.

Обычно в четверг вечером совершается утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Смотреть все

Каталог TUT.BY