Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в Неделю 5-я по Пасхе, о самарянине

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Христос Воскресе!

Сегодня мы слышали в Евангельском чтении о том, как Господь Иисус Христос, направляя Свой путь в Галилею, остановился у колодца близ города Самарийского. В это время Его ученики ушли в город за пищей.

К колодцу за водой пришла женщина из Самарии, и когда она ушла, а пришли ученики, Господь сказал: “Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве” (Ин. 4, 32).

Почему Господь так сказал? Потому что в ходе беседы с самарянкой в немногих вопросах, заданных самарянкой, в немногих ее словах, сказанных Господу, Он уподобляет ее спелому зерну, которое уже готово отделиться от колоса и войти в Господню житницу.

Беседа с самарянкой началась с того, что Иисус попросил у нее пить: “Дай мне пить (Ин. 4, 7). Другая бы на ее месте дала бы пить, не интересуясь и не расспрашивая, какой Он веры и какой религии. Но она удивленно ответила: “Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются” (Ин. 4, 9).

И тогда Христос Сам начал уже разговор: “Если бы ты знала, Кто просит у тебя пить, то ты сама бы просила у Него пить, и Он дал бы тебе воду живую, которая стала бы в тебе “источником воды, текущей в жизнь вечную”” (Ин. 4, 14). Самарянка не поняла, о чем идет речь и сказала: “Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?” (Ин. 4, 11).

Здесь вроде бы нет ничего удивительного и особенного, но это было первым зерном, упавшим в житницу Господню.

Своим вопросом она открыла то, что для нее есть, кроме телесных потребностей, еще и высшие запросы, законы религии, которые ей небезразличны. И когда она сказала: “Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок” (Ин. 4, 11), – здесь тоже не было ничего особенного. Но далее она продолжила: “Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?” (Ин. 4, 12). Это было вторым зерном, которое упало в житницу Господню. То есть она помнит о своих корнях, о своих праотцах, о своих потомках. Помнит, что и от кого унаследовала.

Тогда Господь начал говорить ей более сложные слова для ее понимания: “Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” (Ин. 4, 14). Для самарянки пока эти слова были непонятными. Она с иронией и даже с шуткой говорит: “Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать” (Ин. 4, 15). Но Господь тут же ставит ее на место, говоря: “Пойди, позови мужа твоего и приди сюда” (Ин. 4, 16). И тогда она ответила, что у нее нет мужа. И Христос сказал: “Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе” (Ин. 4, 17–18).

И тут женщина поняла, что имеет дело не с простым человеком, а с пророком. А пророку открыто обычно больше, чем всем остальным людям. У пророков обычно спрашивают о самом главном и жизненном. О чем же спрашивает женщина у собеседника, в Котором увидела пророка? “Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме” (Ин. 4, 20). Это еще одно зерно, которое упало в житницу Господню. Эта женщина обнаружила знание о том, что в будущем придет Спаситель мира, Христос. Она задала жизненно важный вопрос: как и где нужно служить Богу.

Далеко не всеми из нас, христиан, посвященных, крещеных, задаются такие вопросы: где и как нужно служить Богу. Далеко не все задаются этим жизненно важным вопросом, который задала самарянка. И тогда Христос прямо говорит: “Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе” (Ин. 4, 23). И самарянка отвечает: “Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все” (Ин. 4, 25).

Это очередное зерно, упавшее в житницу Господню. Она обнаружила свое тайное исповедание в то, что она ждет грядущего Спасителя мира. Она открыла свою тайну с помощью Христа. Господь помог ей открыть это сокровенное, что она носила в себе. И Он, видя ее душу подготовленной к принятию истины, прямо говорит ей: “Это Я, Который говорю с тобою” (Ин. 4, 26). И женщина, уже ничего не говоря, ничего не спрашивая, бросает свой водонос у колодца, бежит в город и говорит: “Посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?” (Ин. 4, 29).

Братья и сестры, Господь обнаружил в душе самарянки эту способность познать и принять истину Божию, пока она была еще во мраке неправой веры, неправедной жизни. Но как только свет Христов коснулся ее, тут же этот мрак был рассеян. Только коснулась благодать ее сердца, этот мрак исчез. И она, до сих пор быв чужой, стала ближе тех, которые считались своими.

Вот, братья и сестры, каково чудесное озарение души произошло у колодца Иакова. Поэтому будем внимательны к своей духовной жизни, будем стараться стремиться в своей благочестивой христианской жизни к тому, чтобы кроме своих телесных нужд и потребностей заботиться и о духовном зрении своем. И когда ученики принесли Господу пищу, Он сказал: “У Меня есть пища, которой вы не знаете” (Ин. 4, 32). Уже Господу не нужна была телесная пища, Он уже напитался беседой с самарянкой. Для Его благости и премудрости пищей явилось желание жаждущей души познать истину. Аминь».

Протоиерей Иоанн Гаврильчик

15.05.2023

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

19/2 мая

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери.

8.00 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны.

Литургия свт. Василия Великого.

16.45 Малое повечерие. Утреня с чтением 12-ти Евангелий

Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. 

Смотреть все

Православный календарь

19/2 мая, четверг

Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Блж. Матроны Московской (1952).

Мчч. Феоны, Христофора и Антонина (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813–820). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Прп. Никифора игумена.

Свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1934).

Литургия св. Василия Великого.

На утрене кафизм нет (кафизмы отменяются до Недели Фоминой, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы).

Чин умовения ног, по традиции, совершается при архиерейском служении.

Обычно в четверг вечером совершается утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Смотреть все

Каталог TUT.BY