Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы чтим праздник Всех святых, в земле Русской просиявших.
Для чего этот праздник установлен? Святые, в земле Русской просиявшие, были нашими земляками и жили на достаточно обширных землях Беларуси, России, Украины. В каждом городе жили свои святые.
И их опыту мы можем приобщиться сегодня. Именно сегодня мы находимся в Полоцком монастыре рядом с преподобной Евфросинией Полоцкой. И здесь мы можем увидеть, как она несла свой подвиг, познакомиться с тем местом, где она молилась. Кажется, что это было давным-давно, что таких удивительных святых, как преподобная Евфросиния, наверное, уже нет. Кажется, что уже нет и таких святых, какими были преподобный Серафим Саровский, Сергий Радонежский, святой благоверный великий князь Александр Невский или равноапостольный великий князь Владимир.
И сегодня мы должны, в первую очередь, посмотреть на окружающих нас людей, потому что новые святые нашей земли стоят рядом с нами. Потому что новые люди, которые должны заполонить эту землю и сделать ее Святой Русью – это мы с вами, братья и сестры.
Мы – христиане, которые просвещают и продолжают бороться с грехом – с грехом и внутри нас, и вокруг нас. И мы становимся новой Святой Русью. Потому что еще из раннехристианских книг “Пастырь” Ерма или “Дидахе”, еще с начала Церкви мы знаем два пути: путь спасения и путь погибели. Кроме того, мы знаем еще Церковь Торжествующую – Церковь Небесную – и Церковь воинствующую, к которой мы сейчас принадлежим. Церковь воинствующая постоянно борется с дьяволом, с грехом, и мы сегодня находимся на передовой.
Мы – те люди, которые борются сейчас с грехом и становятся святыми. Дай Бог, братья и сестры, чтобы у нас получилось наводнить нашу землю новыми святыми. Конечно, если мы скажем себе, что я – один из этих святых, тогда, простите, это не так. А если мы увидим этого святого в другом человеке, тогда возможно, что действительно кого-то коснется эта святость. Как только мы увидим эту святость не в себе, а в другом, когда мы увидим все хорошее в другом человеке и увидим его святым, тогда действительно земля наша наводнится этими святыми. Когда мы научимся видеть в каждом человеке Христа, образ Божий, когда мы научимся видеть в другом человеке не человека, а святого, тогда и мы все станем святыми.
Ведь первые христиане были далеко не такими христианами, как мы с вами. Мы обратились, крестились, читаем утренние и вечерние молитвы, Последование ко Святому Причащению. А первые христиане ничего этого не знали. Они знали псалмы. Для них это был план максимум. Те христиане, которые были из язычников, хорошо знали молитвы Зевсу, Артемиде и Дионису и больше ничего. Они знали, что верят в Иисуса Христа. Они знали, что хотят спастись. И апостол Павел к первым христианам обращается так: “Вы святые” (“вы – род избранный, царственное священство, народ святой” (1 Пет. 2, 9). Так апостол Павел в своем Послании обращается к людям, которые не знают молитв, не умеют читать на церковно-славянском, не стоят долгих служб. А апостол говорит: “Вы святые”.
И мы должны, братья и сестры, учиться этому. Сначала у апостола, а потом уже у наших земляков: у преподобных Евфросинии Полоцкой, Серафима Саровского, Сергия Радонежского… – у нас их “несть числа”, а еще с новомучениками – это огромное количество святых. Это святые, которые жили и ходили по этой земле. Вот их предметы: кресты, вериги… И вот подвиги, которые они совершали. И хорошо, если сегодня, братья и сестры, их подвиги станут нашими подвигами. Хорошо, если мы научимся видеть этих святых, найдем их и тогда будем находиться уже отчасти одной ногой в Церкви Торжествующей. Божией помощи. Да поможет нам в этом Господь.
Иерей Владимир Тарасюк,
клирик храма иконы Божией Матери Державная
города Фрязино Московской области
18.06.2023
|