Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных

Распечатать

«Сегодня, дорогие братья и сестры, мы прославляем Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. “Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный” – этими словами пророк Давид говорит, что Бог есть Творец также великого духовного мира, населенного разумными и добрыми существами, именуемыми Ангелами.

Сегодняшний праздник Святая Православная Церковь установила после того, как отвергла неправильное мнение еретиков и идолопоклонников. Еще в Ветхом Завете, когда люди, отступив от своего Создателя, стали поклоняться творению Божию и произведениям рук своих, делая идолов по подобию видимой твари, “елика на небеси горе и елика на земле низу” (Исх. 20, 4). Так, они поклонялись и приносили жертвы и ангелам, о чем нам говорит Священное Писание: “Кадяху Ваалу, и солнцу, и луне, и планетам и всей силе небесней” (4 Цар. 23, 5). “Силе небесней” – то есть ангелам, так как они являются небесным воинством, по сказанному в Евангелии: “и внезапу бысть со ангелом множество вой небесных” (Лк. 2, 13). Такое неправильное почитание ангелов было распространено и во времена апостольские. Апостол Павел говорит: “Никтоже вас да прельщает, изволенным ему смиренномудрием и службою Ангелов, яже не уведе уча, без ума дмяся от ума плоти своея, а не держа главы” (Кол. 2, 18).

В начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе было осуждено и отвергнуто еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям ми¬ра и утверждено православное их почитание.

Православная Церковь, уча об ангелах, в лице Дионисия Ареопагита, ученика святого апостола Павла, который был восхищен до третьего неба, и видел различие чинов святых ангелов, говорит: девять чинов ангельских разделяются на три иерархии, а каждая иерархия имеет три чина – высший, средний и низший.

Первую, высшую иерархию составляют Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестокрылатые Серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: “Серафимы стояху окрест Его, шесть крил единому и шесть крил другому” (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к этой любви. Херувимы всегда сияют светом богопознания и ведением таинств Божиих. Затем идут Престолы, о которых преподобный Максим Исповедник говорит, что на них, как на разумных престолах, почивает Бог. Престолы прославляют Божие правосудие.

Среднюю иерархию представляют Господства, Силы и Власти. Господства непрестанно с радостью служат Богу, учат владеть чувствами, смирять в себе страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею. Силы исполняют волю Господа, крепкого и сильного, ниспосылая благодать Божию угодникам, чтобы они могли исцелять болезни и предвозвещать будущее. Силы укрепляют человека в терпении, чтобы тот не изнемогал, а переносил все напасти со смирением, благодаря за все Бога, Который все устрояет к пользе нашей. Власти имеют власть над диаволом укрощать власть бесовскую, отражать наводимые ими на людей искушения и не допускать бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали. Они помогают отгонять злые помыслы и наветы врага, побеждать его.

Низшая иерархия состоит из следующих чинов: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала имеют старшинство над низшими ангелами. Им также поручено управление вселенной и охранение всех земель, всех народов, княжеств, потому что каждый народ из небесного чина, называемого началами, имеет своего особого хранителя и управителя страны. Архангелы – это великие благовестники. Служение их состоит в том, чтобы открывать пророчества, познание и разумение воли Божией. Ангелы в небесной иерархии ниже всех чинов и ближе всех к людям. Они наставляют людей к праведной жизни для Бога. Они приставлены для хранения каждого из нас, поддерживают от падения, падших поднимают и никогда не оставляют нас.

В храмах, за каждым богослужением, мы слышим “яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми”, или в другом песнопении: “Ныне силы небесныя с нами невидимо служат”. Эти слова проповедуют веру святой Церкви в то, что ангелы незримо присутствуют с нами за богослужением и соучаствуют в наших молитвах, окружая день и ночь, по учению слова Божия, небесный Престол Господень и воспевая силу Божию. Святые ангелы окружают Святую Чашу, когда священник появляется с Ней в Царских вратах, потому что в этой Чаше пребывает Сам Господь со Своим Божественным Телом и со Своей Животворящей Кровью. Они помогают нам в наших слабых молитвах и, укрепляя наш дух, относят наши просьбы и вздохи к Престолу Божию.

Мы слишком грешны, чтобы видеть это пребывание ангелов в храме, но тем, кто чист сердцем, дано было это видеть. Преподобный Серафим в Великий Четверг совершал Божественную Литургию и, произнося слова “и во веки веков”, повернулся к народу и замер от изумления: он увидел в воздухе Господа, Который шел от западных врат к Алтарю, окруженный бесчисленным небесным воинством. Когда преподобный Сергий совершал Литургию, некоторые из братий видели ангела, который сослужил преподобному.

Из учения Православной Церкви мы знаем, что увидим ангелов в последний день этого мира, в день последнего и страшного Божьего Суда, как сказано в Писании: “Егда приидет Сын Человеческий во Славе Своей и все святые ангелы Его, тогда воссядет на престоле славы Своей” (Мф. 25, 31). Из слов Писания и Церковного учения об ангелах, мы видим, что Ангелы – это служители нашего спасения.

Учение нашей Церкви говорит, что мы не одиноки на своем пути к дверям Царства Небесного. С нами – наши незримые руководители и помощники в этом святом деле, охраняющие нас святые Ангелы. Будем молить наших ангелов, чтобы они укрепили нас на нашем пути. В чем да поможет нам Господь наш Иисус Христос по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. Аминь».

Иерей Александр Макаров

21.11.2023

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

18/1 мая

Великая Среда

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны.

Литургия Преждеосвященных Даров.

16.45 Малое повечерие. Утреня. 1-й час. 

Смотреть все

Православный календарь

18/1 мая, среда

Великая Среда. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820–850).

Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815–820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526).

Сщмч. Виссариона Селинина пресвитера (1918); прмц. Тамары Сатси (1942).

Максимовской иконы Божией Матери (1299).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На литургии после «Буди Имя Господне...» 3 великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы). 

Смотреть все

Каталог TUT.BY