Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы слышали, дорогие братья и сестры, краткую, но емкую и глубокую по содержанию притчу, которая учит христианина принципам жизни.

“У одного человека был очень большой урожай, и он не знал, куда его деть, и начал рассуждать: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?” (Лк. 12, 16-20).

И заканчивается притча словами Спасителя: “Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет” (Лк. 12, 21).

Безумный богач не знал, что через несколько часов его жизнь прекратится, что душа его предстанет на суд пред Богом.

Во времена Спасителя хлеб очень ценился и считался действительно богатством. Поэтому в этой притче и приводится рассуждение о пшенице и о житницах. Но “богатеть в себя” – это не значит, что нужно сеять пшеницу и собирать урожай. У нас, братья и сестры, свои житницы и своя пшеница.

“Богатеть в себя” может тот человек, который кичится своими познаниями, талантами, возможностями и другими преимуществами над людьми. Например, человек получил несколько высших образований и превозносится этим. Он не делится своими познаниями, талантами и дарами, и не благодарит Бога, забывая, что это не его заслуги, что это Бог даровал ему эти таланты и возможности, которых нет у других. Он не использует эти дары во славу Божию и на пользу ближним, а все присваивает себе и потом превозносится над другими, говоря: “А я могу то-то и то-то, я знаю то-то и то-то. А ты не знаешь”. Так, превозносясь, он увеличивает свою гордыню, питает свое тщеславие и этим богатеет для себя. А Бог даровал нам возможности, таланты и познания не для того, чтобы мы их присваивали себе и использовали для своих корыстных целей. Господь даровал нам таланты, чтобы мы их использовали во славу Божию, чтобы они служили на пользу ближним. Безумный богач не думал об этом, а думал только о себе.

В Константинополе когда-то жил один подвижник, отшельник, который вел строгую подвижническую жизнь. Однажды он пошел в город и поселился недалеко от рынка, так как там было многолюдно. Всех, кто проходил мимо него, он наставлял, поучал и делился своим опытом. Но он это делал не бескорыстно, не ради славы Божией, а для своей личной наживы.

Однажды проходил мимо него блаженный Андрей, Христа ради юродивый, который духовным взглядом увидел на шее этого отшельника змею с надписью: “Сребролюбие – начало всякого беззакония”. А рядом с этим человеком находились ангел и нечистый дух, которые спорили между собой, кому этот человек принадлежит. Ангел говорил, что этот человек добр, много молится, постится, помогает людям. А нечистый дух говорил, что он все это делает не ради Боа, а ради своей собственно выгоды. Спор продолжался немалое время. И вдруг с неба послышался голос, обращенный к ангелу: “Отойди, у тебя нет части с ним”. Ангел отошел, и приступил к нему нечистый дух. Блаженный Андрей ушел, переживая об этом человеке.

Через некоторое время Андрей опять проходил мимо него. Подойдя поближе, он стал про себя что-то говорить. Отшельник подумал, что это нищий, который просит милостыню, и сказал: “Уйди, Бог тебе поможет”. Но Святой Андрей начал поучать его такими словами: “Ты же шел к Богу, ты был на правильном пути, постился, молился, но все твои труды были напрасными. Все впустую”. И в доказательство своих слов святой Андрей помолился, и по его молитвам отшельник увидел недалеко стоящего огромного, страшного и грозного великана. Отшельник ужаснулся, а святой Андрей сказал ему: “Опомнись, стань на истинный и правильный путь, потому что ты должен будешь дать отчет перед Богом”.

И отшельник вразумился не столько словами блаженного Андрея, сколько этим страшным видением. Он дал обещание блаженному Андрею оставить свое корыстное преследование, раздать все свои материальные блага нищим, и только после этого обещания страшное видение пропало.

И действительно, этот человек раздал все свои блага, которые он накопил неправедным путем, и начал опять вести строгую подвижническую жизнь. Во сне ему явился Андрей, Христа ради юродивый, и одобрил его решение. Вот, братья и сестры, что значит “богатеть в себя”, а не в Бога.

Поэтому постараемся все свои таланты, все свои дарования и способности употреблять не для подпитки своей гордыни и тщеславия, а на пользу ближним и для славы Божией. Аминь».

Протоиерей Иоанн Гаврильчик

03.12.2023

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

18/1 мая

Великая Среда

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны.

Литургия Преждеосвященных Даров.

16.45 Малое повечерие. Утреня. 1-й час. 

Смотреть все

Православный календарь

18/1 мая, среда

Великая Среда. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820–850).

Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815–820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526).

Сщмч. Виссариона Селинина пресвитера (1918); прмц. Тамары Сатси (1942).

Максимовской иконы Божией Матери (1299).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На литургии после «Буди Имя Господне...» 3 великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы). 

Смотреть все

Каталог TUT.BY