Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь на второй Пассии Великого поста

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Милостью Божией мы совершили с вами вторую Пассию – богослужение, которое наполнено текстами о страданиях Христовых. Пассия состоит из чтения Акафиста Страстям Христовых и чтения Страстных Евангелий. Во время Пассии в центр храма поставляется Распятие Христово.

Многие люди считают, что поклоняться Кресту следует в Неделю Крестопоклонную. Я скажу о том, что цель Пассии заключается в том, чтобы увидеть Крест Христов и поклониться Распятию Христову. Эта цель и Великого поста, который называется крестным, это и цель всей нашей жизни.

Сегодня Крест стоит посреди храма, и все мы его видим. Но Господь говорит о том, что многие имеют глаза и уши, но “видя не видят, и слыша не слышат” (Мф. 13, 13).

Распятие на протяжении всего года стоит в левой части храма, и каждый сам себе может задать вопрос, сколько раз он подходит к нему, сколько раз он смотрит на него и сколько раз он преклоняется перед ним. Преклониться перед Распятием – это значит, преклоняя свои колени – преклонить свою волю, а преклоняя свою голову – преклонить свои мысли, гордость и прочие страсти.

Господь пришел на землю и принес нам с вами любовь. Придя на землю, Он творил чудеса, исцелял, врачевал, помогал. Чем человеческий род ответил на эту Божию любовь? Мы сегодня это слышали и в Акафисте Страстям Христовым, и в Страстном Евангелии. Это мы видим и на Кресте. Человек ответил предательством. Человек ответил злобой. Человек ответил грехом.

Что является основой греха? Первой ступенью греха является забвение. Забвение Закона Божия. Забвение той величайшей Жертвы, которую Господь совершил ради нашего спасения. Когда человек забывает о Боге, забывает о своей греховной жизни, он творит такие вещи, о которых даже страшно подумать и которые страшно представить. Распятие – это благодарность человеческого рода в ответ на Божию любовь.

В Евангелии встречаются те места, когда Господь творит милость своему народу. А когда мы читаем Страстные Евангелия, этот Божий народ превращается в толпу. Казалось бы, те же люди, но совершенно другие ценности и совершенно другое поведение. Когда же общество людей перестает быть народом и становится толпой? Тогда, когда оно забывает Бога. Тогда, когда происходит забвение своих грехов и забвение о том, благодаря Кому мы живем и Кому мы обязаны.

Мы читаем Евангелие и слышим о том, как Божий народ встречал Христа в Иерусалиме со словами: “Осанна сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне” (Мф. 21, 9). И читаем слова, когда толпа кричала: “Распни, распни Его!” (Ин. 19, 6). Мог ли Божий народ выбрать разбойника между разбойником Варравой и Мессией? Конечно же, нет. И выбор был, казалось бы, демократичный. Понтийский Пилат спрашивает: “Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса?” (Мф. 27, 17). И толпа кричит: “Варраву!” Большинство кричит.

Что происходит? Где эти люди, которые встречали Бога, которые получали Божию помощь? Где они? Казалось бы, вот они. Но они уже говорят совершенно о другом. А почему? А потому, что в их сердцах нет Бога. А общество людей без Бога – это толпа. Только с Богом мы являемся народом Божиим.

Сегодня мы читали Евангелие от Марка. Это один из четырех Евангелистов, который особое внимание уделяет описанию первоверховного апостола Петра – того, которому дарованы многие Божии благодеяния. И сегодня мы читали об апостоле Петре, что он был ближайшим учеником Спасителя. Евангелист Марк очень четко и точно описывает все, что происходило тогда, когда Господа предавали и распинали. Почему? Потому что апостол Марк был учеником апостола Петра.

Когда Господь молился в Гефсимании, ближайшие ученики спали. Господь молился до кровавого пота. Это не просто метафора. Это молитва такой силы, когда лопаются капиллярные сосуды и источают кровь, которая смешивается с потом. Господь молился, а человеческий род спал.

Мы читаем о том, как апостол Иуда предает Мессию. Предает поцелуем. И единственный, кто встал на защиту Господа, был апостол Петр. Он, видя эту несправедливость, берет меч и, ударяя, отрезает ухо слуге архиерея, на что Господь говорит: “Возврати меч твой в его место, ибо… думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?” (Мф. 26, 52–53). Что происходит дальше?

Дальше Господа нашего Иисуса Христа ведут на Суд. И, казалось бы, апостол Петр рядом. Он пережил такие испытания и не побоялся стать на защиту. Однако человек имеет предел. Предел сил и предел мужества. И в определенный момент Петр отрекается от Христа. Когда у него спрашивают: “И ты был с Ним?”, он отвечает: “Нет”.

А на Тайной Вечере Петр уверял своего Учителя: “Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя” (Мф. 26, 35). И, помня об этом предательстве, уже спустя продолжительное время, когда Господь Воскрес, явился ученикам, простил апостола Петра, поставил его первым среди апостолов, апостол Петр помнил этот грех. Он не забывал его, и каждое утро, когда слышал крик петухов, он плакал. Плакал всю жизнь до смерти. И, как говорили свидетели, слезы оставили глубокие борозды на его лице.

Господь простил апостола Петра и поставил его первым среди апостолов. Это пример совершенной любви.

В богослужебных текстах Великой Пятницы сказано: “Да не похвалится всяка плоть” (1 Кор. 1, 29). О чем эти слова? Именно о том, что человек без Божией помощи, без Божьего благословения ограничен, и только с Богом мы можем преодолеть все немощи, преграды, страсти и пороки.

Я хотел бы сегодня вспомнить следующий случай. В одном приходе служил священник, который был талантливым проповедником, слыл смиренным и добродушным. Все его очень любили и считали его человеком чистейшей жизни. И вот в какой-то момент на его приход приехали люди из той местности, где он родился и провел свою юность. А следует отметить, что его юность была греховной. Эти люди подали в алтарь записку-письмо, в котором было сказано: “Ты считаешь себя величайшим проповедником, к тебе ходят за советом. А говорил ли ты, кем ты был? Рассказывал ли ты о том, какую ты провел юность? Или ты стыдишься этого? После этого кто к тебе придет?” И вот этот священник вышел на амвон, зачитал письмо и сказал, что это чистая правда, но все это он совершал до того момента, пока не пришел к Богу и не познал Господа, и что Господь преобразил его жизнь, указал на грехи, на пороки, на страсти и дал силы для того, чтобы стать выше этих страстей. Господь во всем помогал ему. И казалось бы, это письмо, которое должно было быть позором для него, стало славой Божией.

Господь так любит человеческий род, что готов из последнего грешника сделать священника, но только тогда, когда этот человек обратится к Богу и исправится.

В сегодняшний день хотелось бы, чтобы каждый из нас взглянул на Крест Христов. Когда вы будете прикладываться к Кресту, подумайте и постарайтесь осознать, какую величайшую жертву Господь принес за каждого из нас. Мы не должны забывать об этой жертве. У нас не должно быть забвения. Мы должны осознать свою греховную жизнь и помнить о жертве Божией, как учат святые отцы.

Святой Пимен, святой Иоанн Затворник ежедневно прочитывали Акафист Страстям Христовым и, закрывая глаза, представляли, как они стоят у Распятия Иисуса Христа. Читая Акафист Страстям Христовым, они понимали, что все жизненные испытания – ничто по сравнению с тем, что Господь ради них претерпел. Стоя у Распятия, они понимали, как нужно потрудиться, чтобы быть достойными учениками Христовыми.

Вспомним, что Господь пришел к каждому из нас. Он ел и пил с мытарями и грешниками. Он был распят с разбойниками и на Кресте простил разбойника и даровал ему Царствие Небесное.

Дай Бог, чтобы мы не были толпой, а были народом Божиим, который помнит Бога и соблюдает Его заповеди. Аминь».

Иерей Игорь Лысенок

31.03.2024

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

18/1 мая

Великая Среда

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны.

Литургия Преждеосвященных Даров.

16.45 Малое повечерие. Утреня. 1-й час. 

Смотреть все

Православный календарь

18/1 мая, среда

Великая Среда. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820–850).

Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и прп. Авксентия (815–820). Мч. Иоанна Нового из Янины (1526).

Сщмч. Виссариона Селинина пресвитера (1918); прмц. Тамары Сатси (1942).

Максимовской иконы Божией Матери (1299).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На литургии после «Буди Имя Господне...» 3 великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы). 

Смотреть все

Каталог TUT.BY