Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

1 января 2016 года исполнилось 50 лет со дня кончины монахини Маргариты (Метлы)

Распечатать

Дополнительные материалы о монахине Маргарите:

Монахиня Маргарита (Метла) (1883 – 1. 02. 1966 гг.). Краткое жизнеописание

Фильм «Памяти монахини Маргариты»


Статья написана Лидией Симсон, занимающейся исследованием истории Спасо-Евфросиниевского монастыря в период его эвакуации (1915–1921 гг.) в г. Ростов Великий.

Не оскудела Россия праведниками

28 августа 2009 года в г. Ростове Великом произошло знаменательное событие: во время перезахоронения последней насельницы Богоявленского Авраамиева монастыря, монахини Маргариты (Метлы), ее останки были обнаружены нетленными.

Матушка Маргарита (в миру – Метла Мария Григорьевна) родилась в 1883 г. в Дисненском уезде Виленской губернии в крестьянской семье. Начальное образование получила дома.

О точном месте ее рождения, о ее воспитании и образовании нам пока ничего не известно. До 1915 года инокиня Маргарита являлась насельницей Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

В 1915 году в связи с приближением немцев к Полоцку сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря, взяв святые мощи преподобной Евфросинии, иконы и другие ценности, отправились в эвакуацию в город Ростов Великий. Их приютили в Богоявленском Авраамиевом монастыре, братия которого переселилась в Спасо-Яковлевский монастырь. Здесь, в Богоявленском соборе монастыря, в котором покоились мощи преподобного Авраамия Ростовского, и была помещена рака с мощами великой княжны Полоцкой, преподобной Евфросинии. Вместе с сестрами Полоцкого монастыря в Ростов Великий выехало и Спасо-Евфросиниевское училище, которое разместили в Варницком Свято-Троицком Сергиевом монастыре. Воистину пути Господни неисповедимы! Пройдет 94 года, и именно Варницкий Свято-Троицкий Сергиев монастырь в лице своего настоятеля, архимандрита Силуана, и его насельников окажет свою неоценимую помощь в перезахоронении нетленных останков монахини Маргариты со старого городского кладбища на территорию Богоявленского Авраамиева монастыря.

Но вернемся к истории. В апреле 1920 года мощи преподобной Евфросинии Полоцкой, мощи преподобного Авраамия Ростовского и других ростовских святых подверглись кощунственному вскрытию. В 1921 году игумении Елене и сестрам удалось перевезти святые мощи преподобной Евфросинии в Полоцк.

Не все полоцкие сестры покинули Ростов: часть из них осталась в Богоявленском Авраамиевом монастыре. Несмотря на изъятие церковных ценностей в 1922 году и на заселение Авраамиева монастыря рабочими фабрики «Рольма», монастырь все-таки продолжал существовать, прикрываясь наименованием «Авраамиева Богоявленского религиозного общества». «Общество» образовалось из прихожан, живших в окрестностях монастыря, и полоцких сестер, не вернувшихся из эвакуации и оставшихся в Ростове.

В 1929 году постановлением президиума ВЦИК Богоявленский Авраамиев монастырь подлежал ликвидации. После запрета на богослужения в монастыре остались лишь монахини Маргарита, Елена, Агафия и Трифена. Трое последних были репрессированы и не вернулись, а монахиня Маргарита (Метла) прожила в стенах монастыря до 1966 года. Это было время активизации воинствующих безбожников. В 1929 году уничтожается монастырское кладбище, а с 1930 года начинается разрушение стен монастыря, которые разбираются местными жителями на различные нужды. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, во Введенском храме – детский сад, затем санаторий, позже – вытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть и квартиры рабочих фабрики «Рольма». В таких условиях и жила матушка Маргарита до самой своей смерти, последовавшей в 1966 году.

Она жила на первом этаже Введенского храма и сохраняла уцелевшие сокровища обители: множество книг и икон. Двери ее келии были открыты для всех, кто умел слушать и понимать Священное Писание, для всех, кто в эти трудные годы сохранил веру, несмотря на все тяжелые обстоятельства.

Нам удалось выяснить, что до настоящего времени в Ростове живет много людей, лично знавших матушку Маргариту. Это Галина Ивановна Мусохранова (в девичестве Васильева) и три ее сестры, Валентина, Ирина и Нина, – дочери Васильевой Надежды Ивановны, почившей 19. 09. 2009 г., а также Наталия Васильевна Кирпичева (в девичестве Прыгунова). Их семьи проживали в квартирах, устроенных во Введенском храме, непосредственно по соседству с матушкой Маргаритой. Это Верещагина Надежда Алексеевна, дочь келейницы бабы Дуни (Курочкиной Евдокии Семеновны), жившей в келии с матушкой Маргаритой и помогавшей ей по хозяйству. Это и Людмила Николаевна Ершова (в девичестве Бычкова), проживавшая со своей мамой Бычковой Ольгой Сергеевной на улице Желябовской, неподалеку от Авраамиева монастыря. Это и жившие по соседству с Авраамиевым монастырем Горячева (в девичестве Кулыбина) Дина Анатольевна и Белошейкина Галина Федоровна, охотно поделившиеся своими воспоминаниями о монахине Маргарите. Большую, просто неоценимую помощь в сборе сведений о монахине Маргарите оказала нам Зубова (в девичестве Клочкова) Ольга Степановна, видевшая матушку Маргариту лишь однажды и через всю жизнь пронесшая воспоминание об этой встрече.

Но воспоминания о матушке Маргарите оказались близки не только людям, когда-то лично знавшим ее, но и тем, кто узнал о ней уже тогда, когда она отошла ко Господу. Немалую лепту в поиске сведений о монахине Маргарите внес священник Александр Парфенов, лично общавшийся со старейшими жителями Ростова, когда-то духовно окормлявшимися у матушки Маргариты. Активное участие в поисковой деятельности принимали староста храма Косьмы и Дамиана Кожевникова Татьяна Николаевна и работница частной православной гимназии Крохоняткина Людмила Федоровна.

Большую поддержку и помощь оказали сестры Богоявленского Авраамиева монастыря во главе с игуменией Миропией, которой принадлежит идея перезахоронения останков монахини Маргариты со старого городского кладбища на территорию некрополя Авраамиева монастыря. За осуществление этой идеи взялись управляющий по реконструкции и реставрации Богоявленского Авраамиева монастыря Калинин Александр Владимирович и автор этой статьи.

В процессе нашей совместной работы по поиску сведений о монахине Маргарите (Метле) меня неоднократно спрашивали о том, какое я имею отношение к личности монахини Маргариты. Думаю, что самое непосредственное. В 2007 году Господь привел мою дочь в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, как когда-то и матушку Маргариту. С тех пор судьба Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря стала и моей судьбой. Меня заинтересовала богатейшая история монастыря, удивительное по своей глубине житие преподобной Евфросинии. Но особенно близким мне показался период эвакуации Полоцкого монастыря в г. Ростов Великий с 1915 по 1921 гг. Ведь это же наша Ярославская епархия! И вот, получив благословение настоятельницы Полоцкого монастыря игумении Евдокии и оформив соответствующие документы, летом 2009 года я получила счастливую возможность поработать в архивах Ростова и Ярославля, собирая по крупицам имеющиеся сведения о полоцких сестрах периода эвакуации в Ростов Великий. Сведения эти оказались весьма скудными. Пополнить эти сведения мне помогли вышеперечисленные жители Ростова, лично знавшие одну из полоцких сестер – монахиню Маргариту (Метлу), чудом уцелевшую во времена воинствующего атеизма.

Из воспоминаний опрошенных мною людей о матушке Маргарите вырисовывается образ глубоко верующей монахини, которая достойно пронесла сквозь страшные безбожные времена свой тяжкий крест исповедницы и проповедницы Слова Христова.

До сих пор не найдено ни одной фотокарточки монахини Маргариты. Но, по рассказам очевидцев, она была высокая, статная, седоволосая, с глубоким проникновенным взглядом карих глаз. Никогда, ни при каких обстоятельствах она не слагала с себя монашеских обетов и не меняла черную одежду на мирское платье. Ее келия представляла собой монастырь в миниатюре, куда по вечерам, под покровом сумерек собирались монашествующие, изгнанные советской властью и сосланные в г. Ростов. Их стройное пение и молитвословие часто слышали их благочестивые соседи, говорившие своим расшалившимся детям: «Тише, у Маргариты Григорьевны служба идет!». Ее келия была открыта не только для изгнанных монашествующих, но и для всех нуждающихся в духовном окормлении и утешении. Что бы ни случилось, шли люди к матушке Маргарите со своими многочисленными житейскими вопросами. А она отвечала цитатами из Священного Писания, открывая соответствующую данному случаю главу Евангелия или кафизму из Псалтири. И никто от нее не уходил без утешения.

Но не все жители Ростова были столь благочестивы. Бывали случаи, когда озорные мальчишки, наученные своими безбожными родителями, кидали в нее камнями, запирали матушку снаружи в ее келии, обзывали ее скверными словами. Завистливые недоброжелательные комсомолки за ее черные монашеские одежды и дар прозорливости называли матушку Маргариту колдуньей. Жила она в страшной нищете, никакой пенсии или пособия не получала. Когда еще была в силе, то держала козочек и породистого козла, сажала овощи на своих грядках. Но за несколько лет до своей кончины матушка ослепла и существовала благодаря помощи и поддержке многих благочестивых соседей и верующих горожан.

А кем она была по профессии? Когда еще существовал монастырь, она несла послушание звонаря и пела на клиросе (у нее был красивый низкий голос). Основное ее занятие, редкое в миру, но очень популярное в монастырях – это вышивание. Матушка Маргарита была златошвейкой. Но, пожалуй, самым главным ее предназначением в миру было проповедование Слова Божия людям, чтение и толкование Священного Писания. В ее келии было много богослужебных книг и икон. Но, как это ни прискорбно, не все люди посещали матушку Маргариту с целью духовного утешения. Нам известно имя сильно пьющего человека, который неоднократно пытался ограбить матушку Маргариту, унести на продажу ее иконы и книги. Когда это ему не удавалось, он доставлял сведения о матушке Маргарите «куда надо». За доносом однажды последовал обыск, изъятие «церковных ценностей» и костер из них прямо во дворе Введенского храма. По воспоминаниям очевидцев, матушка Маргарита, видя, как горят бесценные книги и иконы, которые она с любовью сберегала, металась вокруг пламени как большая черная птица, упрашивая остановить злое дело. Но, даже утратив книги, а позже, потеряв зрение, монахиня Маргарита оставалась неутомимой проповедницей Христовой Истины.

Доставалось из-за человеческой злобы и животным, за которыми ухаживала матушка. Ее козлу мальчишки неоднократно привязывали к рогам связку пустых консервных банок, и они гремели при движении. А в конце концов козел совсем пропал. Матушка долго его искала, но тщетно. Позже в какой-то трубе обнаружились его отрезанная голова и ноги. Видимо, козлика зарезали и съели. Так, безобидное животное разделило страдания с хозяйкой.

Умерла монахиня Маргарита 1-го февраля 1966 года, в возрасте 83 лет. Нам известно, что умирала матушка в больнице, и хоронило ее Ростовское Общество слепых. Сначала за могилой ухаживали, потом эти люди отходили ко Господу, и в результате найти местонахождение могилы оказалось весьма непростым делом. В 1999 году 83-летняя Надежда Ивановна Васильева показала двум своим зятьям местонахождение этой могилы. И вот один из них, Владимир Алексеевич Носков, оказал нам неоценимую услугу: 26 августа 2009 года он показал управляющему по делам реконструкции и реставрации Авраамиева Богоявленского монастыря, Александру Владимировичу Калинину (ныне послушнику Александру), точное местонахождение могилы монахини Маргариты. И уже 28 августа 2009 года, в праздник Успения Владычицы нашей Богородицы, по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла и в соответствии с письменными указаниями директора МУП «Ритуальные Услуги» г. Ростова Хрусталева Станислава Ивановича, на старом городском кладбище были произведены раскопки могилы и изъятие останков монахини Маргариты (Метлы). Также в этом приняли участие и заведующий Ростовским межрайонным отделением судебно-медицинской экспертизы Тыквин Александр Васильевич и насельники Свято-Троицкого Варницкого монастыря.

Как только была открыта крышка гроба, все присутствовавшие были поражены увиденным: несмотря на то, что тело находилось в грунтовых водах 43 с половиной года, сохранились все кости, части кожного покрова, волосы на голове (черепе), фрагменты черной одежды и даже тапочки. Особенно поразило нас то, что отсутствовал тленный запах, и из могилы веяло свежестью. А потом все присутствовавшие почувствовали запах ладана, исходящий от останков матушки Маргариты. Останки были переложены в новый гроб и перевезены в Никольский храм Богоявленского Авраамиева монастыря. Три дня гроб находился в Никольском храме. Подходили ко гробу жители Ростова, узнавшие об этом событии, приезжали из Ярославля и Рыбинска, прикладывались к останкам матушки Маргариты и благодарили Бога. Были замечены случаи исцелений от женских болезней, от болезней спины, головы, духовные исцеления.

31 августа 2009 года состоялось погребение останков монахини Маргариты на территории некрополя Авраамиева Богоявленского монастыря. По усопшей была отслужена лития и панихида. Служили: благочинный Углического района архимандрит Гермоген, духовник Авраамиева монастыря иеромонах Сергий, настоятельница монастыря игумения Миропия. Присутствовали прибывшие специально по этому случаю из Свято-Алексиевой Пустыни монахини Евфросиния и Евстратия, а также сестры Богоявленского Авраамиева монастыря. К сожалению, не смогли приехать сестры из Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря по независящим от них обстоятельствам. Но нужно сказать, что Полоцкий монастырь глубоко чтит память своих сестер, почивших в г. Ростове в период эвакуации, и 25 июля 2009 года Полоцкий монастырь на свои средства поставил на территории некрополя Авраамиева монастыря памятный крест из белого мрамора с надписью: «Вечная память почившим сестрам Полоцкой Спасо-Евфросиниевской женской обители, проживавшим в 1915–1920 гг. в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре». Могила матушки Маргариты находится рядом с этим памятным крестом, неподалеку от Введенского храма, где с 1915 по 1966 год проживала матушка Маргарита (так как здание храма использовалось как жилой дом). Над могилой был поставлен деревянный крест и табличка с надписью: «Вечная память монахине Маргарите. Монахиня Маргарита (Мария Григорьевна Метла; 1883 – 01. 02. 1966). Монахиня Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, эвакуированного в 1915 году в г. Ростов. Была последней из числа монашествующих, оставшихся в стенах Богоявленского Авраамиева монастыря».

После обретения нетленных останков матушки Маргариты по ее молитвам ко Господу за всех, кто обращался к ней за помощью, произошло множество исцелений.

В настоящее время Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь ведет работу по сбору сведений о жизни монахини Маргариты (Метлы). Поэтому убедительно просим всех, кто лично знал и помнит монахиню Маргариту, кто имеет ее фотокарточки и располагает какими-либо сведениями о ней, а также тех, кто получил исцеление по молитвам матушки на ее могилке, – всю информацию направлять в Спасо-Евфросиниевский монастырь или сообщать по телефонам: 8-4855-21-25-39 и 8-915-972-93-48, автору этой статьи.

Лидия Симсон, г. Рыбинск,

апрель 2010 г.

1-Нетленные останки мон. Маргариты

2-Панихида в день перезахоронения нетленных останков м. Маргариты. 31. 08. 2009 г.

3-Могила мон_Маргариты в день перезахоронения. Фото. 31. 08. 2009 г.

4-Могила мон. Маргариты в некрополе Авраамиева монастыря

5-Могила мон. Маргариты и памятный крест полоцким сестрам в некрополе Авраамиева монастыря

6-Могила мон. Маргариты

7-Табличка на могиле м. Маргариты

8-Табличка на могиле мон. Маргариты

9-Тапочки мон_Магариты

10-Памятный крест Полоцким сестрам в некрополе Авраамиева монастыря. 25. 07. 2009 г.

11-Памятный крест Полоцким сестрам. Некрополь Авраамиева Богоявленского монастыря.  Август 2011 г.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

13/26 июня, среда

Мц. Акилины. Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частица св. мощей прп. Александры Дивеевской, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

13/26 июня, среда

Мц. Акилины (293). Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370). Прп. Александры Дивеевской (1789).

Прпп. Андроника (1395) и Саввы (XV) Московских. Мц. Антонины (284–305). Прпп. Анны (826) и сына ее Иоанна (IX).

Сщмч. Алексия Архангельского пресвитера (1918); мц. Пелагии Жидко (1944).

Смотреть все

Каталог TUT.BY