Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. О Закхее мытаре

Распечатать

«С праздником, возлюбленные о Господе братья и сестры. Всех вас поздравляю с воскресным днем.

В этот воскресный день мы с вами слышали Евангелие о Закхее мытаре, следовательно, уже приближается Великий пост. Со следующей недели начнется подготовительная седмица к Святой Четыредесятнице.

Евангелие о Закхее, как и Евангелие следующего воскресного дня о мытаре и фарисее перекликаются, потому что и в одном, и в другом говорится о мытарях. Мытарь – это человек, который взимал подати для Римской империи, и, если сказать, что отношение к мытарям было пренебрежительным, значит ничего не сказать. Мытарей можно сравнить с теми полицаями, которые во время Великой Отечественной войны служили немецкой армии, грабили и незаконно отнимали имущество у населения в пользу противника. Иудеи считали Римскую империю врагом, потому что она оккупировала их отечество.

Мытари, как правило, были действительно предателями, потому что они, в отличие от основного общества, которое ненавидело римлян, становились на строну власти, делались государственными служащими и неправедно взимали налоги со своих соотечественников. У кого-то они могли взять больше, а у кого-то могли и все отнять. Поэтому иудейское население относилось как к мытарям, так и к римлянам с презрением и отвращением, хотя мытари и были выходцами из местного населения. И сегодня мы слышали Евангелие именно о таком человеке, который, как впоследствии и сам признается, и обижал, и неправедно взимал, и трудился во благо Римской империи.

Город Иерихон, через который проходил Христос, был значимым и богатым во время земной жизни Христа, так как этот город находился на пересечении дорог. Через него проходили различные торговые пути. Когда Христос вошел в Иерихон, собралось множество людей, чтобы увидеть Спасителя. У каждого были свои причины: кто-то желал увидеть Его ради любопытства, кто-то жаждал услышать Его слово, кто-то хотел получить от Него исцеление. И Закхей, который отличался маленьким ростом, невзирая на свое положение, на свой сан, соответственно приписывающий ему определенное поведение, желая хотя бы краем глаза увидеть Спасителя, как ребенок, лезет на дерево. И когда Христос проходил мимо, он обратился к Закхею и сказал: “Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк. 19, 5).

Конечно, люди возроптали, потому что они прекрасно знали Закхея. Он был не просто рядовым мытарем, он был начальником над всеми мытарями города Иерихона. И люди, зная его не с лучшей стороны, начали осуждать Христа за то, что Он решился идти в дом к такому грешному человеку, с которым иудеи не желали ни беседовать, ни встречаться. Но Христос сказал: “Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее” (Лк. 19, 10).

И действительно, когда Он пришел в дом Закхея, жизнь Закхея кардинально изменилась. Мы видим обновление, преображение и покаяние этого человека. Он говорит, что половину своего имения раздаст нищим, а всем тем, кого он обидел, будучи на столь высоком посту, и с кого неправедно взимал подати, возвратит “четверицею”, то есть вчетверо. И Господь называет его сыном Авраама и отвечает: “Днесь спасение дому сему бысть” (Лк. 19, 9). А в апостольских посланиях, в частности, Павла к Галатам, мы слышим, что апостол детьми Авраама называет всех людей, верующих во Христа: “Познайте же, что верующие суть сыны Авраама” (Гал. 3, 7). Именно к этим детям Авраама причисляет Господь покаявшегося и преобразившегося Закхея.

У каждого в жизни уже была или еще будет встреча со Христом. Эта встреча происходит и во время молитвы, и во время Причастия Святых Христовых Таин, и во время Таинства покаяния. Для человека – это переломные моменты в жизни, потому что все эти встречи со Христом должны каждого из нас, подобно Закхею, приводить к исправлению. Каждая последующая наша встреча со Христом должна преображать нашу жизнь, в первую очередь, духовно, чтобы мы стремились жить по-христиански, как это обещал Христу сделать Закхей.

Будем стараться, подобно Закхею, видеть Христа, видеть Его в окружающем мире, видеть Его в окружающих нас людях, во всех тех, кто нуждается в нашей заботе и попечении. Будем стараться в каждом таком человеке видеть Христа и не отворачиваться от Него. Потому что когда во главе нашей жизни стоит эгоизм, себялюбие, самолюбие, тогда наша жизнь наполняется грехами и отвращает наш духовный взор от Христа.

Следуя сегодняшнему Евангелию, будем подражать Закхею-праведнику, который до этого был грешником, не знающим Бога, а с момента встречи со Христом кардинально изменил свою жизнь и преобразил ее. Будем и мы просить Бога, чтобы каждая такая встреча с Ним в молитве, в творении добрых дел преображала наши жизни и вела к Царствию Небесному. Аминь».

Иерей Сергий Антипорук

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

12/25 марта, суббота

Суббота 4-й седмицы. Крестопоклонной. Поминовение усопших.

Прп. Феофана исп., Сигрианского.

6.30 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

8.00 Часы. Божественная Литургия. Панихида.

16.45 9-й час. Воскресное всенощное бдение.

21.45 Воскресная полунощница.

Смотреть все

Православный календарь

12/25 марта, суббота

Прп. Феофана исп., Сигрианского (818).

Прав. Финееса (ок. 1500 г. до Р. Х.). Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Прп. Симеона Нового Богослова (1021).

Св. Александра Державина исп., пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна Плеханова, Константина Соколова пресвитеров, прмч. Владимира Волкова (1938); сщмч. Сергия Скворцова пресвитера (1943).

Лиддской нерукотворенной (на столпе) иконы Божией Матери (I).

Поминовение усопших.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Смотреть все

Каталог TUT.BY