|
Граффити (итальянское слово graffiti – множественное число от graffitо, буквально нацарапанный) – древние надписи и рисунки, сделанные острыми предметами на стенах зданий, глиняных и металлических вещах, то есть на нетрадиционных материалах письма. Граффити обнаружены на стенах православных храмов практически во всех древнейших городах средневековой Руси: в Киеве, Новгороде, Смоленске и других. Есть сведения о наличии граффити, выполненных кириллицей на стенах храмов в Италии, Греции, Польше.
На территории Беларуси фрагменты древних надписей обнаружены в Полоцке на стенах Софийского собора, на обломках штукатурки церквей Борисо-Глебского монастыря в Бельчицах и на стенах Коложской церкви в Гродно. Настоящей «библиотекой» автографов наших предков является во всех отношениях уникальная Преображенская церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря, построенная около середины XII века зодчим Иоанном.
Начиная с XIX века ученые только упоминают о наличии граффити этой церкви: П. И. Кеппен, А. П. Сапунов, Е. Ф. Карский, Л. В. Алексеев, Г. В. Штыхов и другие. Публикацию нескольких надписей уже осуществили Т. В. Рождественская, Д. М. Володихин, И. Л. Калечиц и И. З. Залилов.
Полоцкие граффити выполнены на древнерусском, латинском и польском языках. Теоретически хронология этих надписей занимает промежуток времени от середины XII века до 1832 года включительно. В настоящее время самые древние обнаруженные надписи датируются XIII веком. По содержанию и назначению полоцкие граффити относятся к поминальным (большинство), благопожелательным, автографическим, летописным, бытовым.
Некоторые надписи имеют полную датировку, то есть год, месяц, число. Многие, особенно поминальные, только месяц и число, что было вполне достаточно для совершения поминовения. Время написания недатированных надписей определяется по палеографическим признакам, по форме букв, которая со временем менялась.
Обнаружены уникальные граффити летописного характера, например надпись конца XV века о кончине в 1492 году короля Польши и великого князя Литовского Казимира, о вступлении на великокняжеский престол его сына Александра и его пребывании в Полоцке; запись о преставлении Кузьминной.
Проведение дальнейших реставрационных работ в церкви Спаса позволит исследователям обнаружить, изучить и ввести в научный оборот максимально возможное количество древних надписей – граффити. Это даст бесценный материал для историков в широком смысле этого слова, собственно историков, историков Православной Церкви, историков культуры, а также языковедов и лингвистов.
Рассмотрим некоторые граффити Спасо-Преображенского храма. Граффито №1 прочерчено в жертвеннике, на его северной стене. Перевод: «Ивана, Марию, Варвару, Димитрия, Пафнутия, Георгия, Григория».
В граффито перечислены 7 имен (2 женских и 5 мужских) в родительном падеже единственного числа. Надпись составлена для оглашения в заупокойных молитвах. Видимо, она прочерчена под фигурой какого-то святого, изображение которого находится выше надписи, о чем говорит наличие графьи (линии), обозначающей складки одежды. Графью обычно знаменовал (чертил) мастер-знаменщик – глава артели художников-монументалистов.
Скорее всего, эта надпись оставлена пожилым человеком. Орудие письма плохо слушалось писавшего и часто скользило по твердой поверхности. Он часто пропускал гласные буквы. Пятое по счету имя начал писать как имя «Мария», но заметив, что оно уже прочерчено, исправил М на П и Р на Ф.
Датировать надпись можно по начертаниям букв В, Р, М, У, Я. Начерки букв очень архаичны и указывают на время не позже XIII века, скорее всего, на его середину.
Граффито №2 процарапано на северной стене рядом с нишей, с правой стороны. Перевод: «Третьего августа преставилась Кузьминная, писца иконного».
Граффито прежде всего интересно тем, что в нем названо имя полоцкого иконописца Кузьмы.
Широко известно, что многочисленные церкви Полоцка XII века были украшены фресковой росписью. Сохранились остатки фресок Софийского собора XI века. Фресками были покрыты внутренние стены Борисо-Глебской и Пятницкой церквей Борисо-Глебского монастыря в Бельчицах, храма-усыпальницы полоцких епископов в Сельце, храма на стрелке Нижнего замка. Наличие такого большого объема настенной фресковой росписи предполагает и наличие опытных и талантливых мастеров, которые в свое время расписывали эти храмы. Отличительная черта древнерусского искусства живописи – анонимность; в последнее время она приоткрывается, благодаря исследованиям граффити. Выявлены имена художников, расписывавших в XI веке Софию Новгородскую: Стефан, Микула, Радко, Георгий, Сежир, Олисей. Не исключена возможность обнаружения автографов художников, расписывавших в XII веке Спасо-Преображенскую церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.
Сумма палеографических признаков начертания букв В, Д, Ц, Ь говорит о возможном в датировке «широком» диапазоне всего XIII века. Все буквы имеют четкий геометрический облик, они не процарапаны, а прочерчены точными уверенными линиями, что характеризует человека, привыкшего и умевшего писать. Это мужская рука. Этим человеком вполне мог быть сам «Кузьма, писец иконный». В граффито преставившаяся названа не по своему имени, а, вероятно, по имени мужа (или отца), что обычно для древних летописей, но уникально в граффити.
Граффито №3 процарапано в южной части алтарной апсиды. Перевод: «В 1492 году умер король, а сын его Александр на княженье сел в этом же году, 31 июля, а в Полоцке был на пятый год».
Граффито состоит из двух частей. Первая сообщает о кончине короля Польши Казимира Ягеллончика, который правил очень долго: 52 года был великим князем Литовским и 45 лет королем Польши. У короля Казимира было шесть сыновей: Владислав, Казимир, Ольбрахт, Александр, Жигимонт, Фредерик. Вторая часть надписи касается четвертого сына – Александра. В ней указывается день вступления Александра на престол Великого Княжества Литовского – 31 июля. Летописи дают другую дату – 28 июля. Разница в три дня – это, вероятнее всего, время, потраченное нарочным (гонцом) для доставки листа полочанам на присягу их великому князю Александру. Здесь же указано и время первого посещения Полоцка великим князем Александром «на 5-е лето», то есть около 1497 года. Второй раз Александр был в Полоцке не ранее сентября 1500 года, но граффито об этом не говорит.
Таким образом, можно датировать появление этой записи, явно летописного характера, промежутком времени между первым и вторым посещениями Полоцка великим князем Литовским Александром, то есть 1497–1500 годами.
Граффито написано человеком, по всей вероятности, имевшим отношение к написанию летописей. Вне всякого сомнения, в Полоцке велось свое местное летописание. Одной из полоцких летописей пользовался в своих работах историк В. Н. Татищев. К великому сожалению, она не сохранилась.
Исследователь Я. Н. Щапов обнаружил в Варшаве в библиотеке ординации Замойских 12 книг, принадлежавших в свое время (то есть до 1579 года) библиотеке Полоцкого Софийского собора. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что там нет ни одной книги древнее середины XV века. Не было ли это следствием страшного пожара в Полоцком Софийском соборе в 1447 году? 27 апреля 1447 года епископ Полоцкий Симеон написал грамоту в город Ригу со следующими словами: «Ведайте, милые приятели, от огню много нам и вам шкоты стало в нашой церкви умурованой в Святом Софеи». По-видимому, в число этой «шкоты» вошли и летописи, которые хранились в соборе.
Фрагменты граффити, обнаруженные на стенах Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского монастыря позволяют предположить наличие еще некоторого числа надписей, имеющих летописный характер. К сожалению, смысл этих записей уловить пока невозможно.
Граффито №4 прочерчено на северной алтарной стене. Перевод: «В 1506 году после Петрова дня, в понедельник, умер священноинок архимандрит Дионисий. А писала Силявина, месяца октября в пятнадцатый день».
Здесь идет речь о кончине архимандрита Дионисия, настоятеля, скорее всего, Богородицкого монастыря в Полоцке. Преподобная Евфросиния Полоцкая была основательницей не только девичьего, но и мужского монастыря во имя Пречистой Богородицы, местонахождение которого и одноименной церкви до сих пор не установлено.
Обычно настоятеля мужского монастыря называют игуменом. В. Н. Татищев полагал, что впервые архимандриты появились в Греции, и их было «по единому или по 2 в епархии для смотрения над монастырями». Первым архимандритом, известным по летописям, был игумен Киево-Печерского монастыря Поликарп. Понятие «архимандрития» есть уже в Киево-Печерском Патерике XIII–XV веков. В нем Лавра святого Феодосия названа «архимандритией всея Руськыя земли, а игумен Акиндин – архимандритом». Не случайно в статье 9-й Вечного мирного договора 1667 года между Россией и Польшей перечислены монастыри на территории Беларуси по архимандриям: Виленской, Минской, Полоцкой, Оршанской и другим игуменствам и братствам.
Известен случай предоставления специальной Патриаршей грамотой игумену Полоцких монастырей Богоявленского и Борисо-Глебского непосредственной зависимости от Патриаршего престола с правом игумену освящать церкви в Беларуси. Почти одновременно по указу Царя Алексея Михайловича епископ Полоцкий и Витебский Каллист поставляет игумена этих монастырей Игнатия Иевлевича в архимандриты. Архимандрит Дионисий по документам неизвестен.
Граффито интересно еще и тем, что его писала женщина, вероятно, инокиня Полоцкой Спасской обители. Вся третья строка надписи изобилует сокращениями и сложными лигатурами. Писавшая стремилась вместить весь текст и не испортить более раннюю, нижнюю надпись, но свое родовое имя написала полностью – «Силявина».
В Полоцке был известен боярский род Селявиных. Около 1472 года полоцкие бояре и мещане, и «все поспольство Полоцкого места» отправили Андрея Селяву послом в Ригу. Около 1480 года он посылал своего купца Капусту продавать лес в Ригу. Отец Андрея Селявы получил от короля Польши Казимира место Сельцо с людьми, где и построил себе двор Видиничи. В конце 90-х годов XV века Андрей Селява умер, и после этого возник конфликт между его вдовой Огреней, его детьми Андреем, Иваном, Василием, Юхной и сельчанами. Жители Сельца жаловались канцлеру Николаю Радзивилу: «И ныне, деи, пани их вдова, а дети ее малы, некому нас от кривд боронити». Силявина, процарапавшая надпись, вполне могла быть дочерью или внучкой одного из сыновей Андрея Селявы.
Один из представителей древнего рода Антоний Селява с 1624 года был Полоцким униатским архиепископом, а с 1642 года – митрополитом Киевским. В октябре 1633 года в Полоцке на него было совершено покушение. Злоумышленники были задержаны, но жители Полоцка сумели отбить их у стражи.
Граффито №5 процарапано на северной стене алтаря. Перевод: «10 декабря 1577 года скончалась раба Божия инокиня Окулина, игуменья Святого Спаса на память мученика Ермогена».
В граффито интересно написание О вместо У в слове «игуменья». Не является ли эта замена букв перехода У в О характерной особенностью западнорусских письменных памятников XV–XVII веков, отмеченной Е. Ф. Карским? Большое количество выносных букв под титлом характерно для полуустава, переходящего в скоропись. Буква О в имени Окулины имеет довольно оригинальное «овощное» начертание, но украшение этой буквы нередко в начале слова.
Эта запись опровергает установившееся в научной литературе мнение о том, что с приходом в 1563 году русских войск под командованием Царя Иоанна Грозного инокини Спасского монастыря покинули свою обитель и более в нее не возвращались, а монастырь стоял пустой. Надписей с датировкой в промежутке времени с 1563 по 1579 год на стенах Спасской церкви много. Все они выполнены со тщанием, аккуратным, четким почерком. С 1579 года стали появляться надписи, выполненные латиницей небрежно, на скорую руку и даже на ликах святых, чего в предшествующие четыре с лишним века не наблюдалось. Это говорит о том, что даже относительного порядка в монастыре, отошедшем по указу короля Речи Посполитой Стефана Батория в ведение иезуитов, не было, и он действительно стоял «в пусте» (запустении).
Записей о кончине настоятельниц монастыря и инокинь прочерчено много. Все они могут составить один общий помянник. Тем более, что с обнаружением шести аркосолиев (мест захоронения) в северной и южной стенах храма раскрылась новая черта в назначении Спасо-Преображенской церкви как усыпальницы. И это не удивительно, ведь рядом стояла церковь-усыпальница полоцких епископов.
Источники:
1. Володихин, Д. М. Повесть в камне (граффити на стенах Спасского собора Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке) // Полоцкий летописец. Полоцк, 1993. № 1 (2).
2. Залилов, И. З. Граффити временных лет // Рэспубліка. 2011. № 44(5207). Сакавік.
3. Калечыц, І. Л. Азбучные эпіграфемы XII–XIV ст.ст. на тэрыторыі Беларусі // Гістарычна-археалагічны зборнік. Мінск, 2008. Вып. 24.
4. Калечыц, І. Л. Графіці XII–XIV ст.ст. у Спаса-Праабражэнскай царкве ў Полацку // Беларускі гістарычны часопіс. Мінск, 2007. № 3(92). Сакавік.
5. Рождественская, Т. В. Древнерусские надписи-граффити в церкви Спаса Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Вестник Ленинградского университета. Ленинград, 1983. Вып. 3. Июль.
|