|
Почитание преподобной Евфросинии как святой началось вскоре после ее кончины, еще при жизни свт. Дионисия Полоцкого. Предполагают, что по его благословению была составлена служба и написано житие преподобной. Аргументацией в пользу этого служит тот факт, что в житии прп. Евфросинии не упоминается о перенесении ее святых мощей из Иерусалима в Киев (1187). Если бы ко времени составления жития мощи преподобной находились на Руси, от агиографа это не могло бы остаться сокрытым. Такие исследователи как свт. Филарет (Гумилевский), историки Е. Е. Голубинский и А. И Соболевский единодушны в том, что житие прп. Евфросинии было написано в домонгольский период[1].
До настоящего времени сохранилась составленная в XII в. стихира «Придите, любомудрении…» – возвышенное церковное песнопение из древнейшей службы преподобной, находящееся в рукописном Стихираре XII в.[2](Серёгина Н. С.«Певческий цикл о Евфросинье Полоцкой памятник XII в. // К 1125-летию Полоцка: История и археология Полоцка и Полоцкой земли».Полоцк, 1987).
Одновременно с созданием службы и жития была написана икона, до нас не дошедшая. Сохранилось лишь описание первого изображения Полоцкой игуменьи: «бледнулицем от пощения, ризы преподобнические, как у преподобномученицыЕвдокеи».
До первой половины XVI в. почитание прп. Евфросинии не выходило за пределы Великого княжества Литовского, и святая игумения не была известна в Московской Руси, до тех пор пока ее житие свт. Московский Макарий не включил в Великие Четьи-Минеи[3]. В XVI в. также были созданы и две сокращенные редакции жития, включенные в Пролог. В XVII в. свт. Димитрий Ростовский составил еще одну редакцию жития, поместив ее в книги «Житий святых».
Житие прп. Евфросинии дошло до нас более чем в 130 списках. Один из современных исследователей, А. А. Мельников, систематизировал их и выделил шесть редакций[4]:
1) редакция Сборников (списки Сборников РГБ, ф. 209, № 789; РНБ, Q. 1. 493);
2) редакция «Степенной книги царского родословия»;
3) редакция Великих Миней-Четий митрополита Макария;
4) редакция Прологовая, представленная списком Пролога ЦБ АН Литвы, F. 1998;
5) редакция Прологовая, представленная списком Пролога ЦНБ. Цит. № 239;
6) редакция «Книги житий святых» митрополита Димитрия Ростовского.
При прославлении угодников Божиих важным свидетельством их святости является нетление их мощей. Прп. Евфросиния почила на Святой Земле, в Иерусалиме, 23 мая (5 июня) 1173 г. Ее честное тело было погребено близ Иерусалима в обители прп. Феодосия Великого при паперти церкви Пресвятой Богородицы. Это место и доныне почитаемо православными верующими. В 1187 г. Иерусалим был захвачен войсками египетского султана Салах-ад-Дина, и в связи с этим нетленные мощи прп. Евфросинии христианами были перенесены из Иерусалима в Киев, где более семи столетий покоились в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в нише храма Благовещения Пресвятой Богородицы.
В царствование государя императора Николая I начинается история ходатайств о перенесении святых мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. В 1832 г. епископ Могилевский и Витебский Гавриил (Городков) обратил внимание Св. Синода на необходимость перенесения святыни в Полоцк. В 1840 г. епископ Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский) возобновил ходатайство, в 1844 г. повторил его. В царствование императора Александра II было три ходатайства: в 1858 г. – от православных Полоцка, в 1864 г. – от имени 13 волостей Полоцкого уезда, в 1867 г. – от епископа Полоцкого и Витебского Саввы (Тихомирова), которого поддерживал свт. Филарет (Дроздов). В 1870 г. при владыке Савве (Тихомирове) митрополит Киевский Арсений, внимая желанию полочан, отделил от мощей преподобной частицу – средний перст правой руки, – которая с благоговением была перенесена в Витебск. Затем в 1871 г. в Полоцк и помещена в Спасской церкви Спасо-Евфросиниевского монастыря. В 1893 г. вновь последовало ходатайство о перенесении мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк, которое было отклонено, тогда же последовало указание впредь не возбуждать этот вопрос. Однако спустя пятнадцать лет, в 1908 г., в Киеве Всероссийским миссионерским съездом, на котором присутствовало 30 святителей и более 400 пастырей и христолюбивых мирян, была принята резолюция ходатайствовать о разрешении перенести из Киево-Печерского монастыря в Полоцк мощи прп. Евфросинии. В соответствии с этим постановлением Киевского съезда духовенство Полоцкой епархии, члены Полоцкого Евфросиниевского и Витебского Свято-Владимирского братств, тысячи благочестивых мирян во главе с Преосвященным Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 г. обратились вновь к Св. Синоду с просьбой о перенесении мощей прп. Евфросинии в Полоцк. Это усердное прошение, с которым уже в седьмой раз обращалась Полоцко-Витебская епархия, было удовлетворено Св. Синодом 8 июня 1909 г.
В зимнюю сессию 1909–1910 гг. Св. Синод разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, который был удостоен Высочайшего утверждения. 20 апреля 1910 г. мощи преподобной были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер Киево-Печерской Лавры[5]в Великую церковь, а 22 апреля, по окончании Божественной Литургии, крестным ходом были перенесены на пароход «Головачев», на котором согласно Высочайше утвержденному церемониалу следовали по Днепру до Орши (695 верст). От Орши до Полоцка (более 170 верст) верующие благоговейно несли святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами прп. Евфросинии прибыл в Полоцк, 22 мая святые мощи были торжественно принесены в Спасо-Евфросиниевскую обитель и 23 мая помещены в Спасской церкви в специально сооруженной для них серебряной раке. Драгоценная рака для мощей преподобной была изготовлена на добровольные пожертвования верующих и являлась даром благочестивого православного населения. В Полоцких Торжествах 1910 г. вполне излилась великая народная любовь к угоднице Божией прп. Евфросинии. В них принимали участие Великий князь Константин Константинович Романов, Ее Императорское Высочество Великая княгиня ЕлисаветаФеодоровна, Ее Величество королева Греции Ольга.
В 1911 г. была составлена служба на перенесение мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк[6]и издана в том же году Синодальной типографией Санкт-Петербурга[7]. В 1920 г. мощи прп. Евфросинии подверглись вскрытию в Ростовском Авраамиевом монастыре. Спустя год их кощунственное вскрытие совершилось в Полоцке, а затем в Витебском губернском историко-археологическом музее. С 1940 по 1941 г. святыня находилась в антирелигиозном музее Витебска. В 1941 г. верующие перенесли их в Витебскую Свято-Покровскую церковь. В октябре 1943 г. мощи прп. Евфросинии были возвращены в Полоцк[8]. Драгоценную серебряную раку власти реквизировали в 1921–1922 гг. вместе с другими монастырскими ценностями. Впоследствии рака была утрачена.
В 2003 г. по благословению священноначалия Белорусской Православной Церкви брестский мастер Н. П. Кузьмич приступил к работе над изготовлением новой серебряной раки. Рака создавалась по образцу утраченной (в Историческом архиве Санкт-Петербурга сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря было найдено несколько сохранившихся фотографий раки 1910 г.). В 2007 г. в канун празднования памяти прп. Евфросинии серебряная рака была доставлена в Спасскую обитель. 3 июня 2007 г., по благословению Высокопреосвященного Феодосия, архиепископа Полоцкого и Глубокского, в Кресто-Воздвиженском соборе было совершено особое священнодействие. Нетленные мощи прп. Евфросинии, почивавшие в резной дубовой раке, были частично переоблачены, а затем помещены в новый кипарисовый гроб[9]. 5 июня 2007 г. митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, было совершено освящение вновь созданной раки для мощей прп. Евфросинии. В настоящее время новая рака со святыми мощами прп. Евфросинии находится в Кресто-Воздвиженском соборе.
В мае 2007 г. в Спасо-Евфросиниевскую обитель была привезена икона прп. Евфросинии Полоцкой с житием, написанная учащейся иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре Татьяной Жук. Эта икона сейчас находится в Свято-Евфросиниевском храме. В настоящее время существует около десяти иконописных изображений прп. Евфросинии, созданных современными белорусскими и российскими мастерами[10].
Храмы освященные в честь прп. Евфросинии Полоцкой украшают многие города мира: Лондон, Саус-Ривер (близ Нью-Йорка), Торонто (Канада), Вильнюс, Новосибирск. В 1995 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм в честь прп. Евфросинии Полоцкой в Минске.
В Беларуси существуют творческие союзы и общественные организации, созданные во имя прп. Евфросинии Полоцкой, целью которых является служение Отечеству и людям. С 1993 г. действует Всебелорусский женский фонд святой Евфросинии Полоцкой. Около десятилетия в нашей стране существует Центр православного просвещения имени прп. Евфросинии Полоцкой. В г. Минске в православном приходе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» создано сестричество, которое избрало своей небесной покровительницей св.Евфросинию Полоцкую. Сестры помогают детям-сиротам, больным и немощным людям, работают в домах инвалидов.
Источники:
1. Акафист преподобней Евфросинии Полотстей. Минск, 1998.
2. Альбицкий, В., свящ. Описание Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Витебск, 1897.
3. Воронова, Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. I: XI – первая половина XIV в.
4. Дубровский М., свящ. Житие преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой: К торжеству перенесения св. мощей пр. Евфросинии из г. Киева в г. Полоцк. СПб., 1910.
5. Дубровский М., свящ. Житие преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, с кратким описанием основанного ею в Полоцке женского монастыря. Витебск, 1894.
6. Евфросиния Полоцкая. Минск, 2007.
7. Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Перенесение мощей. Современные чудеса. Минск, 1998.
8. Записки Василия Лужинского, архиепископа Полоцкого. Казань, 1885.
9. Кайгородов, Н. О. О достопамятных Свято-Евфросиниевских днях в Полоцке. 20−23-го мая 1910 года. Воспоминания паломника: «Она вернулась!» // Полоцко-Витебская старина. Витебск, 1911. Кн. 1.
10. Ключевский, В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. (Репринт.воспр. изд. 1871 г.).
11. Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. М., 1996.
12. Матушка Евгения: памяти настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович). Минск, 2000.
13. Мельнiкаў, А. А.Знеапублiкаванайспадчыны. Мінск, 2005.
14. Мельников, А. А. Путь непечален: Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992.
15. Монастырь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь от древности до наших дней. Минск, 2007.
16. Памятники старинной русской литературы, изд. графом Гр. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып IV.
17. Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая: житие и акафист. Минск, 2000.
18. Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полотская: житие, чудеса, служба с акафистом. Минск, 2006.
19. Преподобная Евфросиния Полоцкая / сост. А. А. Мельников. Минск, 1997. Вып. 3. (Наши духовные ценности).
20. Сапунов, А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря. Витебск, 1888.
21. Сапунов, А. П. Житие преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. Витебск, 1888.
22. Сапунов, А. П. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий монастырь. Витебск, 1888.
23. Сербинович, К. С. Исторические сведения о жизни преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением Креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители. СПб., 1841.
24. Сергий, иером.Святая преподобная Евфросиния, княжна Полотская, с историческим описанием основанного ею Полотского девичьего Спасо-Преображенского монастыря и устроенного для монастырской церкви Креста // Памятная книжка Витебской губернии на 1864 год / под ред. А. М. Сементовского. СПб., 1864.
25. Серегина, Н. С. Певческий цикл о Евфросинье Полоцкой – памятник XII века // Материалы Iнаучно-практической конференции «История и археология Полоцка и Полоцкой земли», посвященной 1125-летию Полоцка. Полоцк, 1987.
26. Титов, Ф. И. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая: историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1.
27. Шейкин, Г. Н. Полоцкая епархия: историко-статистическое обозрение. Минск, 1997.
28. Альбицкий В., свящ. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Краткий исторический очерк Спасской обители, ее прошлое и настоящее: к предстоящему освящению нового храма // Полоцкие епархиальные ведомости. 1897. № 6.
29. Антоний (Мельников), архиеп. Преподобная Евфросиния Полоцкая // Богословские труды. М., 1972. Вып. 9.
[1]Е. М. Воронова говорит о четырех редакциях жития прп. Евфросинии (Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой // Словарь книжников и книжности Древней Руси.Вып. 1 (XI–первая пол.XIV в.).Л., 1987).
[2]Современная служба на преставление прп. Евфросинии была принята в общецерковное употребление в 1893 г.
[3]Имеются сведения, что в середине XIX в. во Львовском базилианском монастыре хранилась пергаментная рукопись жития преподобной XIV в. (В. Орлов. Евфросиния Полоцкая.Мн., 1992. С. 95.). В настоящее время один из списков жития прп. Евфросинии XIV в. хранится в ГПБ им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге (фонд Погодина).
[4]А. Мельникаў. Знеапублiкаванайспадчыны. Мн.: Чатырычвэрцi, 2005. С. 128–129.
[5]В настоящее время в Дальних Пещерах, в одной из ниш, находится гроб с частицей мощей прп. Евфросинии.
[6]Одиннадцатью годами ранее, в 1900 г., по просьбе настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евгении (Говорович) иеромонахом Никодимом (Кононовым) в Петербурге был составлен акафист прп. Евфросинии.
[7]В 2007 г. решением Синода Белорусской Православной Церкви 6 июня установлено ежегодное празднование в честь перенесения мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк и введена в церковное употребление служба, составленная в 1911 г.
[8]В 1925 (1924) г. Спасо-Евфросиниевский монастырь был закрыт, а его здания переданы военному ведомству. В 1943 г. монастырская жизнь в Спасской обители была возобновлена на непродолжительное время. В 1960 г. монастырь вновь закрыли. Св. мощи прп. Евфросинии находились на попечении приходской общины до открытия обители в 1990 г.
[9]В 2006 г. по благословению Высокопреосвященного Феодосия было совершено полное переоблачение мощей прп. Евфросинии.
[10]Наиболее древнее иконописное изображение прп. Евфросинии, сохранившееся до настоящего времени – это гравюрная копия XVII в., сделанная со старинного оригинала. В Жировицском Свято-Успенском монастыре хранится икона XVIII в – шедевр белорусской иконописи. Множество икон прп. Евфросинии было написано в Беларуси во второй половине XIX в. после воссоединения униатов с Православной Церковью (1839). Среди них – не дошедший до нас образ преподобной, написанный для Полоцкого Софийского собора белорусским иконописцем из Бешенковичей Токаревым (1839). Образ преподобной, написанный известным русским мастером религиозной живописи В. Васнецовым, украшает Свято-Владимирский собор г. Киева. Лик святой запечатлен в росписях пещерной Благовещенской церкви Киево-Печерской Лавры. Икона прп. Евфросинии есть в храме монастыря прп. Феодосия Великого близ Иерусалима, в Рижском Свято-Троице-Сергиевом женском монастыре, в кафедральном Свято-Успенском соборе г. Вильнюса, в храме прп. Евфросинии в Карсаве (Латвия), во многих малоизвестных храмах.
|