«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Каково было первое пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа? Господь явил Себя в первом пришествии кротким и смиренным Агнцем. Его пришествие на землю и пребывание на ней было исполнено глубочайшего постоянного смирения и уничижения. Он не благоволил прийти на землю в шуме каких-то потрясений или изящного блеска, роскошных пиршеств или пышности. Не встречали Его как царя, как правителя и какого-либо властного на земле человека.
Но сегодня в Евангельском чтении мы слышали о том, что во второе пришествие Господь Иисус Христос придет на эту землю уже не как кроткий Агнец, а как Судия и будет судить всех – живых и мертвых. Он будет явлен Судией. Акт Суда – это жизнь человеческая: как люди жили на этой земле, чем они интересовались, чем они были заняты, что их увлекало, какова была их цель на земле. И решение этого Суда – это вечное разделение праведников от грешников.
Чтобы возбудить в сердце грешника сознание своих грехов и пробудить его совесть, святая Церковь и положила в это воскресенье читать Евангельское чтение о Страшном Суде. Именно в размышлении о Страшном Суде святые угодники Божии находили первое и действенное средство, чтобы удерживать себя от греха. Они размышляли об этом со страхом и трепетом.
Так, преподобный Агафон лежал на одре и три дня смотрел вверх, ничего не говоря. Окружающие его братия спросили: “Отче, почему ты так смотришь?” Он сказал, что предстоит пред судищем Христовым. Братия удивились: “Ты ли боишься суда Божия?” Он ответил: “Я человек и как могу знать, угодны ли мои дела Богу”. Тогда братия возразили и сказали: “Как, ты не надеешься на свои добрые дела, которыми ты стремился угождать Богу всю свою жизнь?” – “Нет, – ответил преподобный, – пока не увижу Самого Господа. Ибо иной есть суд Божий, и иной суд человеческий”.
Вот так, братья и сестры, святые угодники размышляли и представляли себе суд Божий, чтобы удерживать себя от всего греховного. И мы с вами также должны по призыву святой Церкви размышлять об этом дне, об этом последнем экзамене для христианина. Ведь каждый из нас будет давать отчет за свою прожитую на земле жизнь. И там уже не будет никакого лицеприятия, а будет все открыто как есть. Здесь можно что-то скрыть, что-то утаить, но перед Господом, перед Божиим взором ничего не укроется и не утаится. Все сокровенные помыслы и сердечные замыслы будут открыты перед лицом всевидящего и всезнающего Сердцеведца Бога.
И если мы здесь порой стыдимся на исповеди открыть какие-то наши тайные пороки и легкомысленно подходим к Таинству Покаяния, то вспомним о том, что на Страшном Суде миллионы глаз на нас будут смотреть и стыд будет несравненный. Так лучше здесь перетерпеть обличения своей собственной совести и пережить свой собственный стыд, чтобы не переживать того стыда, который откроется на судищи Христовом. Поэтому будем чаще размышлять и думать о Страшном Суде Господнем, чтобы постараться через это удерживаться от своих грехов, по крайнем мере, меньше совершать их. Пощади нас, Господи, и не погуби нас со беззакониями нашими. Аминь».
Протоиерей Иоанн Гаврильчик
|