Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. Исцеление Гадаринского бесноватого

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали повествование о том, как Господь, придя в Гадаринскую землю, встретил бесноватого человека, который на протяжении множества лет пребывал в страшном состоянии. Он был одержим злыми духами и, как сказано в Евангелии, он жил за селением, постоянно бился о камни и о скалы, причиняя себе боль.

Именно он вышел навстречу к Спасителю. И Спаситель “спросил его: как тебе имя?” (Лк. 8, 30). Гоподь задает этот вопрос не просто так, а для того, чтобы показать, какое количество бесов обладало этим человеком. И “он сказал: легион” (Лк. 8, 30). Легион – это примерно шесть тысяч бесов. Мы можем только представить, как тяжело было этому человеку. И тогда бесы начали кричать, спрашивая, для чего Иисус пришел к ним. И когда они поняли, что Господь имеет силу над ними, “они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну” (Лк. 8, 31), а послал их в стадо свиней, которое паслось рядом.

И Господь творит чудо. Господь творит милость и любовь. Он исцеляет гадаринского бесноватого, позволяя войти бесам в стадо свиней. И это стадо бросается в озеро и утопает. Пастухи идут к горожанам, рассказывают о том, что Господь исцелил болящего и что погибло стадо свиней. Люди, видя, что совершилось, просят Спасителя, чтобы Он оставил их пределы. А этот исцелившийся, наоборот, просит о том, чтобы остаться с Господом. Но Спаситель говорит: “возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог” (Лк. 8, 39), чтобы и другие приблизились к Богу.

О чем же говорит нам сегодняшнее Евангелие? Безусловно, это Евангелие о любви. О любви Божией к человеческому роду. Господь заранее знал о том, как Его примут в этой Гадаринской стране. Он заранее знал, что навстречу Ему выйдет только один, одержимый бесом, человек. И Господь ради Него идет в эту страну, как в притче о добром пастыре, когда пастырь оставляет 99 овец и идет за одной заблудшей. Здесь тоже проявление этой бесконечной и безграничной Божией любви по отношению к каждому из нас. Ради этого бесноватого Господь приходит в эту страну и исцеляет его, врачует. Мы видим, насколько страшным было состояние этого человека, и видим безразличие ближних к этому человеку. Ведь он жил за пределами селения, а, следовательно, ему не разрешили жить в селении, выгнав за его пределы. В Евангелии мы не находим ни одного слова, где было бы сказано, что жители этого города как-то облегчали его участь. Они просто выгнали его из своего селения и забыли о нем. Такова человеческая злоба. А Господь, проявляя любовь, преодолевает расстояние и врачует этот человека.

Второй момент, на которой бы хотелось обратить внимание, это то, с какими чувствами мы слышим повествование о бесноватом человеке, с ужасом представляя, как этот человек бился о скалы, в каком страхе и в каком состоянии этот человек находился. Что значит бесноватый человек? Это тот человек, который одержим злыми духами и пребывает во власти лукавого.

Подобного рода беснования присущи и нашему времени. Не является ли беснованием пьянство, наркомания? Не является ли беснованием то злое состояние души человека, когда он не обращает никакого внимания на окружающих, а живет только ради себя и ради своих удовольствий? Конечно же, такой человек является одержимым злыми духами. И если в то время люди просто выгоняли одержимых из своего селения, потому что их, наверное, было не так и много, то в настоящее время такие люди живут рядом с нами, и мы можем их даже и не замечать. Внешне они нам кажутся совершенно естественными. Подобного рода беснование приобретает какое-то обыденное состояние и это страшно. Страшно то, что человек живет без Бога, что человек живет с бесом.

Следующее, на что я хотел бы обратить ваше внимание, это на отношение горожан к произошедшему исцелению. Когда Господь, проявляя любовь и милосердие, творит чудо и исцеляет болящего, горожане и те, кто находился рядом, узнав о том, что они понесли издержки и потеряли стадо свиней, ожесточаются. Они опечалены своей материальной, земной потерей и совершенно не видят чуда Божия, милости Божией, любви Божией по отношению к ним. Придя ко Спасителю, они не припадают перед Ним, не просят Его о милости, о прощении согрешений, и даже не просят Его о том, чтобы Он сотворил еще большее чудо и исцелил еще кого-либо, а просят о том, чтобы Он оставил их пределы. Сердца этих людей ожесточились, поскольку земные блага берут верх и затмевают глаза людей. Истинно говорится, что “хотя они и смотрят, но ничего не видят, хотя они и слушают, но ничего не слышат и не понимают” (Мф. 13, 13).

И, наоборот, этот бесноватый человек, который был презираем всеми, обращается к Богу, припадает к ногам Спасителя и просит остаться с Ним. Он уже сам не хочет идти в это селение. Раньше его туда не пускали, а сейчас уже он не хочет идти к этим людям, желая остаться с Богом. Но Господь говорит ему, чтобы он шел и нес свет Христов, чтобы он шел и рассказывал о том, что совершилось, чтобы и другие имели такое же желание прийти к Господу.

Вот насколько страшным бывает такое состояние души человека, когда он отступает от Бога. Ведь невозможно, оттолкнувшись от одного берега, не прибиться к другому берегу. Если мы отходим от Бога, тогда, конечно, нас прельщают бесовские козни, и мы прельщаемся страстями, грехами и пороками. Поэтому, осознавая Божию любовь, мы должны стремиться к Богу, искоренять свои страсти и пороки и видеть, как Господь нас любит.

В Прологе есть такое повествование об одном послушнике, который, живя в монастыре и в начале очень строго подвизаясь, в какой-то момент впал в гордость, в превозношение и попал в сети бесовские. Эти сети, повязав его, начали его пленять и внушать мысль о том, что нужно оставить монастырь, что нужно идти в мир и спасаться там. И он отходит от Бога, идет в мир, а Господь идет следом за ним, вразумляя его через различные житейские обстоятельства, врачуя его, посылая тех ближних, которые могли бы помочь ему. Но этот человек все равно все приписывает себе и впадает в еще большие грехи. Наконец, он сам увидел бесов, которые пришли за ним и начали спорить друг с другом. Одни говорили о том, что надо взять его с собой, а другие о том, что не могут этого сделать, потому что пока Господь находится еще с ним, давая этому грешнику возможность спастись. И тогда послушник в страхе пришел в себя, словно пробудившись от греховной страсти и поняв, что даже в таком состоянии Господь дорожит им, бережет его и не отдает его в руки лукавых. И только тогда, осознав свои грехи и испытывая любовь Божию по отношению к себе, он раскаялся и вновь удалился в монастырь. Там он продолжал очень строго пребывать в посте и молитве, оплакивая и вымаливая свои согрешения.

Мы видим, что даже в том состоянии, когда человек идет на поводу лукавых страстей, Господь следует за ним и вновь пытается образумить его. Господь дорожит каждым из нас. Дай Бог, чтобы и мы отвечали взаимностью на Божию любовь и тоже имели любовь к Богу и ближнему. А эта любовь, конечно же, заключается в нашей истинной христианской жизни и в стремлении ко спасению. Аминь. Храни вас Господь».

Иерей Игорь Лысенок

12.11.2023

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

30/13 июля, воскресенье

Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

6.30 Часы. Ранняя Божественная Литургия. (Свято-Евфросиниевский храм).

8.20 Молебен у мощей прп. Евфросинии с акафистом.

(Кресто-Воздвиженский собор).

9.30 Часы. Поздняя Божественная Литургия. (Кресто-Воздвиженский собор).

16.45 Вечернее богослужение.

17.00 Акафист Иисусу Сладчайшему (Кресто-Воздвиженский собор).

Смотреть все

Православный календарь

30/13 июля, воскресенье

Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского (1918). Собор святых Биробиджанской епархии. Собор детей-мучеников Ястребарских и Сисакских (1942) (Серб.). Прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Свт. Арсения, еп. Тверского (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня). Прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 27 июня).

Сщмчч. Алексия Введенского, Тимофея Петропавловского пресвитеров, прмч. Никандра Прусака (1918); прмч. Феогена Козырева (1939); мч. Иоанна Демидова (1944).

Смотреть все

Каталог TUT.BY