«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, в Великий Четверг, наша Церковь напоминает нам об установлении Таинства Евхаристии.
Как мы слышали из сегодняшнего Евангельского чтения, первую Евхаристию совершил Сам Господь наш Иисус Христос и тем самым дал нам пример для подражания. С тех пор, после Его Воскресения, апостолы, а в дальнейшем и их преемники, совершали и будут совершать это Таинство до Второго пришествия Господня.
Слова, которые Господь говорил во время Тайной Вечери, мы слышим за каждой Божественной литургией, во время которой происходит пресуществление хлеба и вина в истинное Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа: “Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26, 26–28).
Многократно в Новом Завете встречается выражение “во Христе”: “Кто во Христе, тот новая тварь” (2 Кор. 5, 17), “Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием” (1 Кор. 4, 15), “Как во Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор, 15, 22) и так далее. Что означает выражение “во Христе”? Оно означает, что люди, идущие за Христом, призваны войти во Христа, став клетками и членами Его Тела.
Об этом говорит святой апостол Павел: “Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его” (Еф. 5, 30) и “тайна сия велика” (Еф. 5, 32).
И поистине тайна соединения человека со Христом велика и пока нам до конца не открыта. Вполне откроется она нам во время Второго пришествия Христова. Сам Христос говорит об этом так: “В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас” (Ин. 14, 20). И еще: “Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6, 53–54).
Итак, смысл христианской жизни – соединение со Христом, вхождение в Него и пребывание в Нем.
Сын Божий, явившись в мир, дал нам не просто Свое небесное учение, но дал нам прежде всего Самого Себя. Для достижения этого родства Он оставил Церкви великое Таинство – Таинство Святого Причастия. Через Причастие Христос предлагает нам Свое родство, Свою Кровь.
Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, то становимся Ему сотелесными и единокровными, буквально родными по крови: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем” (Ин. 6, 56).
Через Причастие мы принимаем в себя то, чего нет ни в нас самих, ни во всей вселенной, – принимаем бессмертие. Ибо Христос, воскреснув из мертвых, победил смерть. И мы, причащаясь Плоти и Крови воскресшего и победившего смерть Христа, принимаем в себя залог воскресения и вечной жизни.
Те, кто имеет в себе Кровь Христа, будут воскрешены Им для вечной жизни, и тогда исполнятся слова святого апостола Павла: “Как во Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15, 22). Ибо все человечество происходит от одной крови – от Адама, и так как Адам подвергся падению и стал смертным, то и все, кто произошел от его крови, также являются смертными. Христос же – Новый Адам – победил смерть и явился Родоначальником нового христианского человечества.
Конечно, все сказанное не означает, что, причащаясь, мы автоматически уже спасены и независимо от нашей жизни и наших дел войдем в Царство Христово. Это, конечно, не так. Для того, чтобы соединение со Христом, достигаемое через Таинство Причастия, было для нас спасительным, нам необходимо непременно жить по заповедям Христовым. Ведь если через Причастие мы соединяемся с Телом Христовым, мы должны и действовать так, как угодно Христу.
Тот, кто соединен со Христом, должен жить по Евангельским заповедям, только тогда он будет истинным, членом Тела Христова. О великой ответственности христиан, соединяющихся через Причастие со Христом, говорят нам многие святые. Об этом говорил и наш современник священномученик Серафим (Звездинский). Им написана замечательна книга “Хлеб небесный”, в которой излагается не просто рассказ о значении литургии в жизни Православной Церкви, а истинная хвалебная песнь Творцу, давшему нам это величайшее Таинство. Это действительно поэтический гимн, в котором сливаются воедино мир видимый и невидимый.
Будем приступать со страхом, верой и любовью к великому и спасительному Таинству Святого Причастия, будем принимать в себя пищу вечной жизни и питие бессмертия. Будем также и благодарить Господа за этот Его неизреченный и безмерно великий дар.
Соединяясь со Христом через непостижимое Таинство Причастия, будем еще и свято хранить себя от всего неугодного Ему, хранить от греха и нечистоты, будем жить истинной христианской жизнью. И если постараемся так жить, то, несомненно, это Таинство станет для нас спасительным, соделает нас родными Христу и в свое время приведет туда, где пребывает Господь и все святые Его – в Царство жизни, не имеющей конца. В чем да поможет нам Господь наш Иисус Христос по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобной матери нашей Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. Аминь».
Иерей Александр Макаров
02.05.2024
|