Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Распечатать

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Господь Иисус Христос однажды шел со Своими учениками в Галилею и остановился у колодца близ города Самарийского Сихарь. Ученики “отлучились в город купить пищи” (Ин. 4, 8), и в это время к колодцу пришла женщина из Самарии за водой.

Эта женщина жила обыденной жизнью, окунувшись в свои житейские дела, бытовые проблемы и, наверное, она была далека от тех духовных ценностей, которые Господь принес на землю. Но у нее обнаружилась глубокая вера и сердечная чистота. Эта ее правдивость, искренность, чистосердечность и возвышала ее над другими людьми.

Мы все грешные люди. Нет ни одного человека без какого-либо греха. Все мы склонны к каким-либо страстям и порокам, но, тем не менее, есть грешники, которые по своей гордости не считают себя таковыми и показывают себя праведниками. Эти грешники, будучи грешниками, не хотят казаться таковыми в глазах окружающих людей. Есть и другие грешники, которые действительно себя осознают такими. Они осознают свою греховность, свое недостоинство, свое окаянство, свою скверну перед Богом, даже не смея и взора поднять вверх. Разные грешники по-разному относятся к своим грехам и по-разному их воспринимают.

Все мы любим говорить правду о других. Нам совсем не сложно кого-то осудить, унизить, высмеять, оскорбить, указать на какие-то ошибки, недостатки. Это мы делаем с легкостью. А вот увидеть или услышать правду о себе, о том, какие мы есть на самом деле, нам бывает очень непросто.

Однажды к духовнику на исповедь пришла женщина. Она каялась и говорила, что совсем недавно поругалась со своим мужем, потому что он сказал ей, что она очень плохая. “А сколько вы прожили вместе?” – спросил духовник. “Более 25 лет”, – ответила женщина. Духовник сказал, что, наверное, за эти долгие годы совместной жизни муж ее уже хорошо изучил и сказал ей, наконец, правду, которая накопилась за все это время, а до этого ей лицемерил. После таких слов женщина обиделась уже и на духовника. Почему? Потому что очень тяжело слышать правду о себе. Мы говорим эту правду другим, и то говорим, как нам кажется и как мы считаем нужным. Самарянка же сказала Спасителю правду о себе: “У меня нет мужа” (Ин. 4, 17). И Спаситель отметил это: “Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе” (Ин. 4, 17–18). То есть она призналась, что она блудница, что она грешница, что она живет, нарушая закон, и таким образом она поисповедовалась Спасителю, искренне и чистосердечно открыла Ему свою внутреннюю правду. И Господь подтверждает это словами: “Правду ты сказала” (Ин. 4, 17). Самарянка говорит о себе жестокую правду, она никого не укоряет, а винит только себя. И эту правду о себе она говорит первому встречному, совершенному неизвестному ей человеку. Этот грех мучил ее долгие годы так, что она терзалась, нося в себе то, что не давало ей покоя. Это говорит о том, что у нее постоянно присутствовало чувство покаяния, что она скорбела и переживала о своей страстности и своей греховности и жила в сокрушении о своих грехах.

Поэтому, братья и сестры, еще и еще раз слушая рассказ о беседе Спасителя с самарянкой, будем считать себя грешными самарянами, просить Бога о помощи, очищать свои души искренним и сердечным покаянием, как и самарянка, чтобы Господь Своей любовью, Своей живой благодатью вошел в наши сердца и оживил нас для вечной жизни. Аминь».

Протоиерей Иоанн Гаврильчик

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы слышали Евангелие о самаряныне.

Господь у колодца встретил женщину, которая, не зная в той полноте истинную веру, как иудеи, поверила во Христа. А поверила она, когда Христос сказал о ее грехах. “Пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала” (Ин. 4, 16–18). И когда Господь все это сказал ей, она рассказала об этом жителям города, и “пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня” (Ин. 4, 40). Много чудес сотворил Господь, много проповедей говорил, но в Самарии он ничего не говорил, а люди в Него поверили.

Вспомним людей земли Гадаринской и Гергесинской, когда Господь сотворил чудо со стадом свиней. Их вера выразилась в просьбе, “чтобы Он отошел от пределов их” (Мф. 8, 34), потому что они не хотели ничего менять в своей жизни, ибо им было хорошо жить со своими страстями. Они понимали, что Христос будет требовать от них исполнения закона, а им это было не нужно. Они не хотели исправляться, а женщина-грешница из Самарии стала проповедницей. Признание своих грехов помогло ей принять Божию благодать.

В Евангелии в диалоге Иисуса Христа с самарянкой мы слышали слова: “Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин. 4, 23–24). Поклоняться в правде – это значит всем своим сердцем принять в себя Христа, а в истине – это значит, что не всякая вера истинная, а лишь наша православная вера спасительная.

Господь показывает Свою благодать и чудеса, которые проявляются только избранным. Все наши добрые дела перемешаны со страстями, со злом. Святые угодники очистили свое естество от страстей и стали способны творить настоящие чудеса. Наши страсти мешают Духу Святому вселиться в нас.

Святитель Епифаний Кипрский за чистоту своей жизни получил дарование видеть во время Божественной Литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Это было поистине откровение Божией благодати. Но однажды во время Литургии Дух Святой не снизошел на Святые Дары. И тогда, святитель, стоя у Престола Божия, заплакал и случайно бросил взгляд на стоящего у Престола Божия диакона. Святой ужаснулся, потому что лицо диакона было черным, как сажа, от обуревавших его грехов и страстей. И святой сказал ему: “Брат, выйди из алтаря, ты сегодня не причащаешься Святых Христовых Таин”. И когда тот вышел из алтаря, святитель опять призвал Духа Святого, и Дух Святой снизошел на Святые Дары.

Мы должны помнить, что нам нужно избавиться от всех наших страстей, которые мешают нам соединиться с Богом. И если наши сердца не наполнены покаянием, причащение будет нам во вред. По словам святых отцов, можно всю жизнь причащаться и так ни разу не причаститься, можно всю жизнь исповедоваться, но так ни разу и не покаяться. Потому что ко Святому Причащению должно достойно готовиться. Кроме поста необходимо примириться со всеми людьми, а подходя к исповеди, необходимо сначала принести искреннее покаяние в своей душе. Как говорит апостол Павел: “Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Оттого многие из вас немощны и больны” (1 Кор. 11, 27, 30).

Евангелие о самарянке читается незадолго до праздника Святой Троицы. Мы помним, что Дух Святой снизошел на тех апостолов, которые очистили свои сердца, души и телеса от страстей. Призываю всех пребывать в покаянии и молитве, чтобы Господь даровал нам дар Духа Святого. Помните, что после Причащения необходимо строго хранить свое сердце, свои уши и, особенно, язык. Мы просим: “Соблюди нас во Твоей святыни и весь день поучатися правде Твоей”. Я желаю всем вам хранить это блаженное состояние. Христос Воскресе!»

Иерей Сергий Бурдо

02.06.2024 г.

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

5/18 февраля, вторник

Попразднство Сретения Господня.

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».

Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Мц. Агафии.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частица св. мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

5/18 февраля, вторник

Мц. Агафии (251). Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696).

Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304).

Прмч. Николая Цикуры (1918); прмц. Александры Каспаровой, мч. Михаила Амелюшкина (1942).

Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой «Взыскание погибших» икон Божией Матери.

Смотреть все

Каталог TUT.BY