Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Белорусская
Православная Церковь

При использовании материалов
ссылка на сайт
www.spas-monastery.by обязательна

Дорогие гости сайта!
Если у кого-либо из вас сохранились материалы, касающиеся истории нашего монастыря (документы, фотографии и др.), пишите нам по адресу электронной почты spas.monastery@gmail.com Будем благодарны за любую помощь.

Спасо-Преображенский храм Спасо-Евфросиниевского монастыря в г. Полоцке

Распечатать

на главную

Краткое историко-архитектурное описание

Строительство Спасо-Преображенского храма неразрывно связано с именами преподобной Евфросинии Полоцкой, дочери полоцкого князя Святослава-Георгия Всеславича, основательницы Спасо-Евфросиниевского монастыря, а также его строителя – мастера Иоанна. Специалисты датируют время постройки церкви достаточно широко – от 1128 до 1161 годов (в 1161 году для этого храма ювелиром Лазарем Богшей был изготовлен уникальный Крест-реликварий). Согласно Житию преподобной Евфросинии, строительство церкви было начато и завершено всего за 30 недель, то есть за один строительный сезон. Современные исследователи приписывают мастеру Иоанну вероятное авторство и других построек первой половины XII века, как в Полоцке, так и на подчиненных ему территориях.

Наиболее близки к Спасскому храму по архитектурным и конструктивным решениям Борисоглебская церковь Бельчицкого монастыря в бывшем пригороде Полоцка (не сохранилась) и Благовещенская церковь в Витебске. Первым же представителем полоцкой архитектурной школы является Софийский собор в Полоцке, построенный в середине XI века. Список продолжают храмы XII века на территории Полоцкого Верхнего замка, Бельчицкого монастыря, Минского замчища, Новогрудка (Борисоглебская церковь), Гродно. Сюда же включен и храм-усыпальница полоцких епископов (это его условное название). Части его фундаментов и стен, расположенных на территории Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, были обнаружены при археологических раскопках к северо-востоку от Спасской церкви.

Важно отметить, что на территории современной Беларуси из 14 каменных храмов, известных по летописным свидетельствам и археологическим раскопкам, в целом виде (то есть, с первоначальными барабаном и куполом) сохранился лишь один памятник – Спасо-Преображенский храм. На всей же территории бывшего Древнерусского государства из более двухсот каменных храмов XI–XII веков целом виде до наших дней дошли всего 22 каменные церкви.

В ходе последних археологических исследований в 2015–2020 годах вокруг храма были обнаружены утраченные части здания – галереи, экзонартекс (пристройка с западной стороны) и западный притвор. В юго-западном углу архитектурного ансамбля были найдены остатки небольшого подземного храма с отдельным входом и спуском по внутристенной лестнице. Галереи были расписаны фресками и также относились к XII веку.

Нарочито подчеркнутый вертикализм в пропорциях Спасского храма, необычайно высокий барабан с обрамлением его основания рядом кокошников, трехлопастные закомары с килевидными завершениями – все эти конструктивные и архитектурные решения появляются в древнерусской архитектуре впервые. Некоторые из них рождались в ходе процесса строительства здания. Многие специалисты склоняются к мнению, что сама преподобная Евфросиния непосредственно участвовала как в выборе нового архитектурного образа храма, так и в составлении сложной программы его росписи. Непосредственное участие преподобной угадывается по особенностям написания многочисленных текстов на свитках святых отцов. Здесь специалисты-палеографы по характерным признакам отмечают руку не живописца, а опытного переписчика книг, кем и являлась преподобная.

В полоцкой архитектурной школе строгое соблюдение византийских технологий строительства (техника кладки со «скрытым рядом») смело сочетается с поиском новых форм и пропорций. Профессиональный уровень полоцких строителей был очень высокий. Известен случай, когда полоцкая строительная артель в полном составе работала при строительстве церкви Петра и Павла на Сильнище в Новгороде (1192 год)

Появление кокошников в декорации фасадов Спасо-Преображенского храма явление уникальное. Это первый известный случай применения нового архитектурного элемента в древнерусском зодчестве. В дальнейшем кокошники стали активно использоваться в декоративном убранстве храмов соседних княжеств. Так, например, церковь Михаила Архангела в Смоленске, построенная в последних десятилетиях XII века, строилась уже под сильным влиянием нового архитектурного направления, зародившегося именно здесь, в Полоцке.

Усовершенствование системы ступенчатых подпружных арок, облегчение конструкций и уменьшение сечений несущих столбов в смоленском храме свидетельствуют о развитии инженерной мысли строителей XII века. В Полоцке же новый образ Спасского храма был основополагающим. Для его осуществления многие параметры несущих конструкций – столбов, сводов подбирались эмпирически. Увеличенные сечения несущих опор в интерьере, классическая схема устройства подпружных арок при столь высоком и тяжелом барабане свидетельствуют о самом начале развития нового архитектурного направления.

Вслед за Спасской церковью украшение барабанов и карнизов храмов кокошниками стало очень распространенным явлением во многих архитектурных школах Древней Руси. Позднее применение этой декоративной формы получило дальнейшее развитие уже в русской архитектуре вплоть до XVIII века. Появление этого элемента на Спасо-Преображенском храме, по всей видимости, было вызвано желанием преподобной Евфросинии приблизить облик храма к внешнему виду сиона-дарохранительницы. В те времена их исполняли в виде маленьких храмиков со сложными кровлями, главками и богатым декором. Для Преподобной такой архитектурный образ церкви был крайне важен – этот храм предназначался для ее служения Господу и упокоения членов ее семьи. Здесь, в этом храме, святая Евфросиния молилась и работала. Если южный компартимент на хорах, по сути, являлся маленьким храмом-приделом, где Преподобная молилась, то северная капелла являлась двухъярусным скрипторием – местом ее повседневной работы.

Еще один элемент архитектурного оформления встречается здесь впервые – это килевидные завершения трехлопастных сводов и кокошников, а также бровок над окнами нижнего яруса. Ранее такой элемент считался присущим храмам XIV–XV веков, однако оказалось, что в Спасском храме он появился в арсенале приемов полоцких строителей еще в XII столетии.

Менее века назад, в 1928 году, под поздней масляной записью впервые были обнаружены фрагменты фресок XII века. Лишь в середине 1990-х годов усилиями белорусского реставратора монументальной живописи В. В. Ракицкого были начаты планомерные раскрытия и реставрация древних фресок. Основной объем раскрытий произошел после 2007 года, когда для работ была приглашена бригада реставраторов-монументалистов МНРХУ из Москвы под руководством В. Д. Сарабьянова. За несколько лет по разработанной им оригинальной технологии удалось отслоить и снять со стен и сводов всю масляную живопись XIX века. При этом была разделена между собой поздняя роспись 1837 и 1885 годов. Теперь эту живопись можно увидеть в Художественной галерее Полоцка. Этой уникальной операции нет аналогов в мировой реставрационной практике.

Так, совершенно неожиданно в XXI столетии открылся памятник монументальной живописи XII века с почти полной сохранностью его сюжетной программы. Ранее «лидерство» по объему фресковой росписи принадлежало Спасо-Преображенскому собору Мирожского монастыря в Пскове. Теперь же Полоцкий храм по масштабу сохранившихся фресок и целостности программы росписи значительно превосходит все известные нам древнерусские памятники XI–XIII веков. В храме сохранилось более 1000 м2 оригинальных фресок, что составляет около 90% площади его стен, арок и сводов. Приблизительно такой же объем фресковой росписи в начале XX века был раскрыт и исследован в церкви Спаса-Нередицы в Новгороде. Но, к великому сожалению, этот храм был разрушен в 1941 году, и сейчас в восстановленной церкви можно увидеть лишь небольшую часть древних фресок XII столетия.

С 2017 года начался новый этап реставрации храма. Архитектурная концепция современной реставрации предполагает сохранение исторического внешнего облика церкви, сложившегося после ремонта 1837 года (когда храм вновь стал православным), при максимально возможном воссоздании его первоначального интерьера XII века. Такой принцип согласуется с современными требованиями мировой реставрационной методики и исключает возможные авторские трактовки утраченных элементов памятника.

На этом же этапе был проведен полный комплекс исследований здания и все необходимые работы, связанные с инженерной реставрацией Спасской церкви. Были усилены фундаменты и нижние части стен, выполнена вертикальная гидроизоляция, глиняная отмостка, проинъектированы и усилены ослабленные участки стен и сводов. В пустые каналы от внутристенных связей были установлены металлические тяжи, усилена стропильная система, заменена медная кровля.

Открытые в интерьере уникальные фрески требовали обеспечения их надежной сохранности и надлежащего ухода. Для этого в интерьере храма уложен новый деревянный пол из лиственницы, под ним устроена система принудительной вентиляции. Установлена система автоматического проветривания и контроля температурно-влажностного режима. Все это позволило исправить критическую ситуацию и на длительный срок сформировало оптимальный для фресок климат в интерьере церкви. Завершение всех реставрационных работ по Спасо-Преображенскому храму намечено на конец 2024 года.

Лалазаров С. В., архитектор-реставратор высшей категории, руководитель работ на Спасо-Преображенском храме в г. Полоцке

Возврат к списку

Вернуться на главную страницу


Расписание богослужений

5/18 февраля, вторник

Попразднство Сретения Господня.

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».

Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Мц. Агафии.

5.45 Полунощница. Молебен у мощей прп. Евфросинии.

7.15 Часы. Божественная Литургия.

16.45 Вечернее богослужение.

Частица св. мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, имеется в мощевике обители.

Смотреть все

Православный календарь

5/18 февраля, вторник

Мц. Агафии (251). Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696).

Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304).

Прмч. Николая Цикуры (1918); прмц. Александры Каспаровой, мч. Михаила Амелюшкина (1942).

Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой «Взыскание погибших» икон Божией Матери.

Смотреть все

Каталог TUT.BY