«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня в Евангелии мы слышали о событии, которое произошло, когда к Господу пришел начальник синагоги попросить о помощи, потому что его дочь была при смерти. Господь шел по дороге, Его окружало огромное количество народа, и, как описывает Евангелие, “народ теснил Его” (Лк. 8, 42), то есть толкал Его.
В этой толпе была одна женщина, которая 12 лет страдала кровотечением, и как говорит Евангелие, “издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена” (Лк. 8, 43). Она отчаялась в человеческой помощи и, наверное, услышала, что ходит Мессия, Который исцеляет больных и прокаженных, а слепым дает зрение. Хочу заострить ваше внимание, что она не просила Его, а просто “подойдя сзади, коснулась края одежды Его” (Лк. 8, 44). И Господь, почувствовав силу, которая изошла из Него, воскликнул: “Кто прикоснулся ко Мне?” (Лк. 8, 45). Ученики, которые находились рядом с Ним, ответили: “Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?” (Лк. 8, 45). На что Господь ответил: “Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня” (Лк. 8, 46).
О какой силе говорит Господь? Женщина не подошла к Нему и ничего не попросила у Него, как некогда слепые обратились к Нему, когда Он выходил из Иерихона: “Господи, помилуй нас” (Мф. 20, 30). И когда Господь спросил у них, что они хотят, “они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши” (Мф. 20, 33). А эта женщина даже ничего не сказала. Она одна из всей толпы, которая теснила Его, прикоснулась к Господу с огромной верой. Так бывает и в храмах, куда приходит огромное количество людей, но исцеление получают не все. Эта женщина отчаялась и всю свою надежду возложила на Спасителя, о Котором она слышала. Она прикоснулась с верой к Нему, и именно о силе ее веры говорит Господь, отвечая ей после того, как она рассказала о своей проблеме: “Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром” (Лк. 8, 48).
Братья и сестры, мы живем в очень сложном, лукавом и лживом мире. Если вы включите телевизор и выключите звук, вы увидите истинные лица людей. Вы не услышите то, что они вам говорят, а увидите, как они вам это говорят. Вы увидите их внутренний мир, их эмоциональную настроенность. И тогда вы сделаете вывод о том, что находится внутри человека, добром он наполнен или злобой и лукавством.
Сейчас люди говорят обо всем, но что у них внутри? Мы в своей жизни должны на все смотреть через призму вечности и все свои дела и мысли пропускать через эту призму: как наши дела и наше общение с ближними отразится на нашей вечности? Жизнь настолько непредсказуема, что мы не знаем, когда она закончится. Конечно, в наше время медицина значительно продвинулась и когда ты начинаешь болеть, можно сразу обратиться к врачу. Но мы всегда должны быть с Богом. Если мы ухватимся за ниточку, или за тросточку, которую Господь протягивает каждому человеку, тогда человек почувствует надежду на спасение. Он либо исцелится здесь и еще будет жить, либо ухватится за эту тросточку и с покаянием перейдет в вечность. В любом случае человек должен обратиться к Богу. Господь знает еще во время нашего рождения, когда каждый из нас умрет. Но здесь действует такая сила, как покаяние. В Ветхом Завете описаны случаи, когда человек обращается во время болезни с молитвой к Богу о продлении своей жизни, и Господь продлевает ее.
В любом случае человеку надо обратиться к Богу. Те, кто обращался к Богу с молитвой о продлении своей жизни, получали от Господа это просимое. Человек вроде и “зрит к смерти”, а смотришь – получает исцеление и живет дальше. Мы можем прибегнуть к Богу только с покаянием и изменением своей жизни. Господь говорит: “В чем застану, в том и сужу”. Застал тебя Господь в покаянии – благо тебе. Если нет – скорбно, и твои родственники должны за тебя усиленно молиться и просить о прощении и упокоении твоей души.
Так что не тяните, братья и сестры, и обращайтесь к Богу, пока мы живем. Задумайтесь о своей душе: что вас ждем после смерти? Просто посидите и подумайте о том, с чем мы предстанем пред Богом. Ни с чем. Или с вагоном грехов, который тащим за собой. А чтобы Господь помиловал, надо просить у Бога прощение. И пока мы живем, кайтесь и просите у Бога прощение.
Надо жить, трудиться, но время от времени прибегать к покаянию. В вечерних молитвах есть молитва, в которой мы обращаемся к Богу со словами: “Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи…” И далее перечисляются грехи. Для чего это нужно делать? Даже если ты не можешь прочитать все молитвы, ты можешь сделать пару поклонов с молитвой: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”. Поверьте, это будет не меньше вечерних молитв.
Не забывайте читать Евангелие и Псалтирь. На Афоне нет больших правил, но для них самое главное – Псалтирь и Евангелие. Выше этого уже ничего нет. Только это надо читать, понимать и приносить покаяние. А в конце говорить: “Господи, прости меня, грешного, за всю мою жизнь, которую я прожил пред Тобою, грешный и недостойный ни Тебя, ни вечности”. И жить, и надеяться, что Господь в свое время исцелит, как и эту кровоточивую, которая показала свою веру.
Вы же тоже прикасаетесь к Богу во время Таинства Причащения. В Таинстве Причащения происходит теснейшее соединение с Богом. Мы причащаемся, то есть приобщаемся Его любви, Его тепла, Его блага. Когда мы приходим на исповедь, мы рассказываем дела нашего тайного и грешного человека. Ведь мы всегда живем, показывая свою лучшую сторону, а грубость своей души мы скрываем. Только один Господь знает об этом и взвешивает, и смотрит на нашего внутреннего человека. Не забывайте об этом и обращайтесь к Богу и покаянию, пока есть время. Аминь».
Протоиерей Виталий Мерзликин
17.11.2024